4.3. Этапы и организация разработки бизнес-плана

На первом этапе разработки бизнес-плана определяют виды и источники нужной информации. Основными видами информации являются: маркетинговая, производственная и финансовая (см. подразделе. 4.2). Что касается источников информации, то ими могут быть:
- Собственный опыт практической работы и интуиция;
- Непосредственные контакты с будущими клиентами, поставщиками, торговыми агентами;
- Статистическая информация о тенденциях развития данной отрасли или сферы государственной деятельности, а также текущие обзоры экономической ситуации;
- Данные о конкурентах, полученные путем приобретения их товаров, посещение специализированных выставок, бесед с их бывшими и нынешними работниками, сбыта их рекламной информации;
- Учебные пособия по бизнес-планированию, отраслевые издания, курсы заключения бизнес-планов, аудиторские фирмы [65; 72];
- Правительственные учреждения, в частности, занимающиеся проблемами малого бизнесу.
На втором этапе определяют цель разработки бизнес-плана, подчеркивая при этом, какие главные внешние и внутренние функции он будет выполнять (см. подразделе. 4.1). На этом же этапе следует точно определить целевых читателей бизнес-плана - будут ли это только внутренние участники организации (что маловероятно), или и лица из внешней среды, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами - будущие акционеры, коммерческие банки и т. д.
Очень ответственным является следующий, третий шаг в бизнес-планировании - стратегическое планирование на подготовительном этапе. Многие предпринимателей допускают ошибку, игнорируя стратегическое планирование. Они считают, что разрабатывать стратегию целесообразно только для крупных предприятий. Конечно, процессы стратегического планирования малого и крупного бизнеса имеют существенные различия. В малом бизнесе стратегическое планирование охватывает относительно короткий временной период (2-3 года) и имеет менее формализованный и структурированный характер. Но основные составляющие стратегического планирования (определение миссии фирмы, внешний и внутренний анализ, на основе которого устанавливают сильные и слабые стороны фирмы, определение целей ее деятельности, анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии предприятия) должны быть и в бизнес-плануванни.
Четвертый шаг в бизнес-планировании - непосредственное написание бизнес-плана. Начинать его следует с определения четкой структуры документа, которая создается (главы, параграфы, приложения и т.п.), и собирать информацию для каждого раздела плану.
Этот шаг трудоемкий и ответственный. Как для любого другого планового документа, для бизнес-плана подходит аксиома: «План должен составлять тот, кто его выполнять». И даже если это требует много времени, и у предпринимателя нет навыков такой работы, все же он должен выполнить ее самостоятельно. Конечно, без помощи консультантов не обойтись, но она должна заканчиваться на предыдущем этапе, когда внутренние и внешние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществить ее первичную обработку. Консультанты могут ассистировать предпринимателю и на конечном етапи.
Если же предприниматель полностью передоверю разработку бизнес-плана кому-то другому, то следствием этого будет:
- Неполное и несистематическое знание предпринимателем слабых и сильных сторон своей организации, возможного будущего запланированного проекта;
- Отсутствие периода обучение деятельности по планированию, что негативно отразится на будущих действиях организации (ведь планирование - это первый существенный компонент управленческой деятельности);
- Неумение предпринимателя доказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта будущим инвесторам. И что не менее важно - предприниматель может потерять доверие инвесторов: несовершенный, не совсем удачный, но составлен самостоятельно бизнес-план можно исправить, а вот восстановить утраченное доверие - гораздо складнише.
Учитывая существование определенного недоверия инвесторов к самостоятельной работе украинского предпринимателя оптимальным решением, очевидно, будет такой компромисс: предприниматель сам составляет бизнес-план, а заинтересованные структуры или консалтинговые фирмы проводят его экспертизу и, в случае необходимости, корректировки. Желательно привлекать специальные компьютерные програми.
Важно правильно выбрать время для работы над бизнес-планом. Это занятие требует большой сосредоточенности, поэтому бизнес-план следует писать тогда, когда предпринимателя не утруждают серьезные проблемы, и все идет относительно добре.
И, наконец, изложенные в плане идеи не должны быть чрезмерно амбициозными. Не нужно завышать планку будущих достижений без учета реальных возможностей бизнеса, даже если это делается в рекламных целях. Потенциальные инвесторы - банки, государственные учреждения, венчурные компании и т. д. - часто гораздо лучше осведомлены о реальном положении дел. Особенно точной и хорошо обоснованной должна быть информация о размерах рынков сбыта, перспектив роста, запланированной доли рынка фирми.
После завершения работы над всеми разделами бизнес-плана предприниматель должен подготовить резюме его основных идей.
Всего четвертый шаг завершает процесс бизнес-планирования, но для улучшения плана сделать еще один, пятый, шаг: предприниматель предлагает готовый бизнес-план для ознакомления кому-нибудь из авторитетных, но незаинтересованных людей, способных оценить его работу на основе конструктивной критики .
Прежде чем передать бизнес-план заинтересованным читателям следует тщательно продумать и составить их список.
4.2. Структура и содержание бизнес-плана 4.4. Оформление и стиль бизнес-плана