6.4.1. Планирование качества продукции
Особенности маркетингового планирования на сельскохозяйственных предприятиях, по сравнению с промышленными, связаны с относительно высокой стабильностью ассортимента продукции. Поэтому если большинство промышленных предприятий, разрабатывая маркетинговую товарную политику, основное внимание обращают на планирование производства новых товаров, то аграрные предприятия вынуждены основное внимание уделять совершенствованию товара и его обслуживанию. Последнее означает обеспечение устойчивости соответствующих характеристик товаров, которые введены на рынок и пользуются спросом потребителей. Основным в этой части маркетинговой товарной политики является контроль за качеством продукции, своевременное информирование производителя о необходимости ее улучшения, сохранения характеристик товаров в процессах распределения и продажи. В реализации мероприятий маркетинговой товарной политики главным является управление качеством и конкурентоспособностью продукции.Качество продукции - это совокупность ее свойств и характеристик, обусловливающих способность данной продукции удовлетворить потребности потребителей согласно его целевому назначению. Повышение качества продукции производит Многонаправленная влияние на производство и имидж предприятия, поскольку:
- Влияет на рост производительности общественного труда, темпы и эффективность научно-технического прогресса, структуру производства и функциональное разделение мощностей;
- Обеспечивает лучшее использование основных фондов, экономию труда, материалов, сырья, топлива, энергии, роста эффективности инвестиций;
- Способствует более полному удовлетворению разнообразного спроса потребителей, повышению конкурентоспособности продукции на рынке, увеличению экспорта, формированию имиджа предприятия как экономически надежного партнера.
Конкурентоспособность продукции определяется ее способностью быть выделенной потребителем с аналогичных товаров, предлагаемых на рынке предприятиями-конкурентами. Ее определяют, сравнивая параметры товара предприятия с соответствующими конкурентными аналогами. Условием конкурентоспособности товара (К) является максимизация удельного потребительского эффекта:
К = потребительский (полезный) эффект / цена потребления