13.3. Планирование реализации продукции , цен , прибыли и рентабельности

Главным показателем эффективности хозяйствования является прибыль. В свою очередь основными его составляющими являются выручка от реализации и себестоимость реализованной продукции (рис. 13.1).
Увеличить выручку можно за счет повышения объемов реализации продукции и (или) цены реализации. Цена зависит прежде всего от качества каналов и сроков реализации. Снизить себестоимость реализованной продукции можно за счет уменьшения расходов и (или) увеличение объемов производимой продукции. Большинство из этих составляющих уже рассмотрены в предыдущих разделах, где речь шла о разработке маркетинговой (раздел 6) и производственной (раздел 7) программ предприятия, а также о планировании затрат и себестоимости продукции (раздел 12). Поэтому здесь остановимся на методических вопросах планирования реализации продукции, цен, прибыли и рентабельности и покажем результаты этих расчетов на примере КСП-агрофирмы «Победа».
Входные денежные потоки предприятий по их источникам делятся на внутренние и внешние. Об использовании внешних источников свидетельствуют поступления средств за счет ресурсов, которые мобилизуются на финансовом рынке. В мировой практике 60-70% финансовых ресурсов поступают на предприятия за счет внутренних источников. Внутренние денежные поступления согласно действующей практике учета и отчетности включают:
- Выручку от реализации продукции, работ и услуг;
- Выручку от другой реализации;
- Доходы от внереализационных операций (проценты, перечисленные за хранение денег в банке, плата за переданное в аренду имущество, доходы на акции и др..).
Основным источником денежных поступлений каждого сельскохозяйственного предприятия является выручка от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг на сторону. Плановую выручку рассчитывают отдельно по видам продукции растениеводства, животноводства, подсобных промышленных производств, за работы, выполненные на стороне, и услуги, предоставляемые различными предприятиями, организациям и особам.
После выполнения обязательств по государственным и региональными контрактами остальную продукцию сельскохозяйственные предприятия реализуют по своему выбору заготовительным и торговым организациям, перерабатывающим предприятиям, организациям и предприятиям потребительской кооперации, межхозяйственным предприятиям и объединениям, на городских рынках и собственных магазинах, работниками хозяйства, для общественного питания и улучшения местного снабжения. Объемы продукции, подлежащих реализации, согласовываются по их видам данным балансовых расчетов продукции растениеводства, животноводства, промышленных и обслуживающих виробництв.
Особого внимания заслуживает планирования бартерных операций. В табл. 13.2 приведена структура бартерных операций в КСП-агрофирме «Победа» Кагарлицього района за 1998 г. Основным бартерным товаром хозяйства является сахар, который составляет 76% всех бартерных операций. Далее следуют масло крестьянское (7,2%), зерно пшеницы и кукурузы (4,9%), крупный рогатый скот (1,8%). В обмен на это хозяйство получает топливо (35,5% общей суммы всех бартерных операций), запасные части (17,5%), пестициды (10,9%), технику (8,3%), семена (6,9% ), корма (6,8%), строительные материалы (6,8%). Аналогичная картина наблюдается и в целом по сельскому хозяйству Украины. Так, в 1997 г. по бартерным соглашениям было реализовано хозяйствами общественного сектора 29% зерна, 60% семян подсолнечника, 52% сахара от общего объема продажу.
Основными причинами доминирования бартерных операций в сельском хозяйстве Украины:
глубокий экономический кризис, который привел к инфляции, недостатка валютных средств в государстве, высоких процентных ставок по кредитам;
недоразвитость товарно-денежных отношений, неудовлетворительное маркетинг рынка, неумение эффективно торговать;
нарушение паритетности обмена между аграрным и промышленными секторами экономики;
желание предприятий избежать налогообложения расчетов с кредиторами.
По сравнению с денежно-торговыми отношениями бартер является неэффективным способом товарообмена. В большинстве случаев для сельскохозяйственных товаропроизводителей он является убыточным и вредным, значительно замедляет инвестиционный процесс, затрудняет транспортные операции, создает теневую экономику. Поэтому бартеризация сугубо временным явлением и должен уступить нормальным отношениям поставщиков и потребителей агропромышленной продукции на взаимовыгодных засадах.
Вместе с тем бартер позволяет предприятиям в условиях экономического кризиса получать необходимые материальные ресурсы (топливо, пестициды, минеральные удобрения, строительные материалы, технику, запасные части), даже при отсутствии средств на расчетных счетах. Поэтому неудивительно, что КСП-агрофирма «Победа», как и другие сельскохозяйственные предприятия Украины, вынуждено планировать и на 1999 г. бартерные операции в объеме предыдущего года (табл. 13.2).
Продукцию, которую предполагается продавать (издавать) работникам хозяйства и привлеченным лицам в счет оплаты труда, оценивают по приемлемым в хозяйстве ценам. Продукцию на общественное питание отпускают по плановой себестоимости, но не выше рыночных цен. Выдачу работникам хозяйства денежной дополнительной оплаты и премий овощами, картофелем, фруктами, ягодами, виноградом планируют по плановой себестоимости, но не выше розничных цен за вычетом торговой скидки, а сена, соломы - по плановой себестоимости. Выдачу молодняка скота работникам предприятия в счет оплаты труда осуществлять по ценам, принятым в хозяйстве. Разделив всю выручку от реализации продукции конкретного ее вида на общее количество этой продукции, определяют среднюю цену продажу.
После этого вычисляют полную себестоимость реализованной продукции, которая состоит из производственной себестоимости и реализационных затрат. Производственную себестоимость определяют умножением себестоимости единицы продукции (при этом по скота и птицы учитывают не себестоимость прироста, а себестоимость 1 ц живой массы) на объем реализации. Расходы по реализации, которые не возмещаются заготовительными организациями, включают в затраты по реализации продукции на рынке, через ларьки и комиссионную торговлю, кооперацию и другие организации, а также в расходы по погрузке продукции, ее упаковки, содержание помещений для хранения в местах ее реализации, оплаты труда работникам и ин.
Заготовительные, торговые и другие предприятия и организации, осуществляющие закупку сельскохозяйственной продукции на условиях государственного контракта несут все расходы по ее транспортировке и разгрузке. В случае доставки продукции транспортом сельскохозяйственных предприятий заготовительные организации возмещают хозяйствам расходы по тарифам того вида транспорта, которым осуществлялась доставка продукции.
Следует отметить особенности расчета выручки от реализации продукции и ее себестоимости по отдельным видам продукции:
1. План продаж молока закупочным организациям в договорах отражаются в зачетной массе. Однако себестоимость продукции исчисляют в натуральной ее массе. Поэтому следует перечислить производственную себестоимость на ее зачетную массу. Например, плановую себестоимость 1 ц молока в натуральной массе составляет 31,20 грн. при жирности молока 3,5%. Базисную жирность установлен в размере 3,4%. Себестоимость 1 ц молока в зачетном массе составляет:
31,20 грн. * 3,4% / 3,5% = 31,31 грн.
В случае, когда хозяйство часть молока реализует в натуральном виде через торговую сеть, часть - в виде сливок или масла, а часть - в цельном виде на молочный комбинат, следует определять выручку в отдельных каналах реализации и исходя из этого - среднюю выручку за центнер всей количества молока. Аналогично рассчитывают средние цены за единицу продукции, подлежащей реализации, для других ее видив.
2. О продукции льноводства отдельно показывают реализацию семян, соломки, тресты и волокна. При этом количество соломки и тресты подают как дробь: в числителе - в натуре, а в знаменателе - в пересчете на льоноволонко.
3. Результат от реализации шерсти определяют не по отдельным ее видам, а в целом для всей ее количества. При этом реализационную цену и выручку сначала определяют для каждого вида шерсти, а затем показывают общую сумму выручки. Себестоимость шерсти в пересчете на зачетную массу определяют исходя из соотношения между натуральной и зачетной массе вовни.
Вычитанием из выручки за реализованную продукцию полной ее себестоимости определяют результаты реализации: прибыль или убыток. В свою очередь делением суммы прибыли на полную себестоимость продукции и умножением на 100% вычисляют рентабельность по отдельным продуктам, отраслям и хозяйству в целом. Норму прибыли определяется делением суммы прибыли от хозяйственной деятельности на среднегодовую стоимость основных производственных фондов и нормативных оборотных средств. Приведенный выше метод расчета прибыли называется методом прямого расчета. Кроме нему можно использоваться метод расчета прибыли на основе показателя затрат на 1 грн. продукции и экономический (аналитический) метод [86, с. 68-72].
В табл. 13.3 приведены итоговые данные расчета выручки от реализации продукции, ее себестоимости, а также прибыли (убытка) и рентабельность по основным видам продукции согласно плану КСП-агрофирмы «Победа» на 1999 г.
13.2. Оценка финансового состояния предприятия 13.4. Определение точки безубыточности