3.2. Оценка влияния внешних факторов на проект

К внешней среде проекта относятся прежде всего те политические и экономические условия, в которых будет реализовываться проект. Безусловно, правовое и социальное среды непосредственно влияют на проект. Внешние факторы практически не могут быть изменены разработчиками и менеджерами проекта; фактически они являются системой ограничений, которая должна учитываться в процессе подготовки проектных ришень.
С одной стороны, внешние факторы сужают возможности маневрирования и четко определяют границы проекта, но с другой стороны, их учета позволяет добиться наиболее благоприятных условий для реализации проекту.
Практически все проекты развития находятся под влиянием политико-правового поля и макроэкономического регулирования государственных структур власти. Необходимо отметить, что для крупномасштабных долгосрочных проектов важное значение имеют политические условия и стабильность политического курса государства. Поэтому анализ политических условий, путей и методов реформирования, а также политический прогноз являются неотъемлемым разделом институционального анализу.
Ключевым звеном, которое определяет внешнюю среду проекта, государственная политика и правительственное регулирование всех его аспектов, касающихся инвестиционного климата производства, потребления продукции проекта, импорта, экспорта товаров и сырья, рассматриваемых стандартов, ограничений, пошлин, налогообложения и предоставления субсидий, существующих форм стимулирования, кредитного и валютного регулювання.
Важным направлением анализа среди изложенных выше является оценка политики правительства, которая непосредственно связана с реализацией проекта. Идеология руководства любой страны должна базироваться на проведении такой политики, которая бы обеспечивала условия возможного экономического роста и повышения социального благосостояния общества. Однако на практике довольно часто можно встретить ситуацию, когда государственное регулирование процессов инвестирования не стимулирует развитие отраслей, регионов и страны в целом, а наоборот, создает такое правовая среда, подавляющий развитие економики.
Практика анализа проектов подтвердила, что на любой проект той или иной степени влияет правительственная политика. В некоторых случаях проекты осуществляются исключительно в тех секторах экономики или тех отраслях, где существуют дополнительные возможности для успешной их реализации. Так, предоставление инвесторам налоговых кредитов в приоритетных с точки зрения государства отраслях может быть причиной стремительного роста реинвестиций фондов в этих отраслях. Приоритетность развития агропромышленного комплекса может поддерживаться с помощью политики субсидий производителям сельхозпродукции и перерабатывающем сектора, что делает этот сектор более привлекательным для инвесторив.
Налоговая политика, безусловно, представляет собой один из основных способов поощрения инвесторов для стимулирования развития отдельных регионов и секторов экономики и промышленности. Опыт промышленно развитых стран свидетельствует, что в последнее время наблюдается значительное давление государства в пользу децентрализации промышленности, стремление снизить мере загрязнения регионов с высокой концентрацией промышленного производства. Поэтому знания аналитиком государственной политики относительно месторасположения проектов и их целевого направления позволяет учесть различные льготы и стимулы, различные схемы финансового стимулирования. Так, некоторые развивающиеся страны, предоставляют прямые субсидии инвесторам отдельных отраслей промышленности, которые располагаются в определенных регионах. Итак, аналитику следует проанализировать влияние этих стимулов на экономические показатели проекта, который рассматривается. Часто инвестиции в зоны, развивающие экспортный потенциал, освобождаются от уплаты налогов и могут быть прибыльными благодаря отдельным видам субсидий.
Кроме фискальной политики, которая в значительной степени влияет на эффективность проекта и окончательное решение при его отборе, на инвестиционный процесс имеет активное влияние правовая среда, определяющая условия экспортно-импортных операций внешнеторгового режима, валютного регулирования. Законодательная база, которая обеспечивает защиту интересов и прав инвесторов, правовое поле в сфере трудового права могут сделать проект экономически збитковим.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:
наличие системы налогообложения с дифференциацией налоговых ставок и льгот;
предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств
проведение активной финансовой и кредитной политики, амортизационной политики и политики ценообразования;
установление правил пользования землей и другими природными ресурсами;
контроль за соблюдением государственных норм и стандартов;
определения условий кредитования и инвестирования, регулирование ставки рефинансирования;
наличие правового регулирования взаимоотношений всех участников инвестиционной деятельности с целью обеспечения соблюдения их интересов при реализации проектив.
В случае, когда проект ориентирован на производство и реализацию товаров на внешнем рынке, внимание аналитиков должно быть уделено изучению правового поля, регламентирующего условия импорта-экспорта сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Анализ существующей таможенной политики позволяет оценить степень влияния на эффективность проекта имеющихся таможенных пошлин, налогов и целесообразность ориентации на внешние рынки сбыта продукции или покупки сырья и материалив.
Неотъемлемым элементом оценки внешней среды проекта является анализ социально-экономических условий в стране и регионе реализации проекта. Это связано прежде всего с законодательством об условиях труда, уровнем социальной защищенности населения. Условия труда персонала, привлеченного к проекту, регламентируются законодательными актами, соглашениями с профсоюзами. Они должны соответствовать национальным традициям стран, где реализуется проект. Регламентация условий труда и отдыха работников позволит аналитикам избежать такой распространенной ошибки, как определение потребности в трудовых ресурсах на основе применения норм труда, преобладают в индустриальных странах. Оптимистичные оценки производительности, составленные на основе опыта аналогичных проектных разработок промышленно развитых стран и перенесены в практику развивающихся стран, могут в значительной степени повысить привлекательность проекта. Поэтому разработчикам необходимо учитывать разницу в квалификации, опытности, производительности труда персонала, стандартах безопасности труда, включая тенденции ожидаются, и анализировать их влияние на инвестиционные и производственные витрати.
При анализе проекта необходимо определить и рассмотреть все компоненты по обеспечению охраны здоровья и социальной защиты персонала, а также оценить уровень дополнительных расходов, необходимых для соблюдения требований законодательства о працю.
Сегодня актуальными являются также такие направления государственной поддержки инвестиций, как сертификация проектов и государственные гарантии инвесторам. Сертификация проектов направлена на поддержку проектов, продукция которых не имеет аналогов в мире, и проектных решений, которые позволят увеличить экспортный потенциал страны или создать импортнозаминюючи товары. Многими инвесторами предпочтение отдается государственным гарантиям как наиболее привлекательной форме поддержки. Однако государственные гарантии распространяются на проекты, связанные с выполнением международных соглашений, снижение риска реализации которых и так требует разработки условий предоставления гарантийных обязательств как со стороны инвесторов, так и со стороны государства. Практика свидетельствует о том, что для осуществления других проектов необходимо получить ряд разрешений и решений от различных министерств и правительственных учреждений, которые позволяют начать работу по реализации проекта. В некоторых случаях эта процедура не требует особых усилий проектных разработчиков, и процесс согласования проходит в минимальные сроки. Однако есть немало случаев, когда жизнеспособные проекты не были реализованы именно из-за невозможности преодоления бюрократических барьеров при получении разрешения, лицензий, согласований и решений от правительственных чиновникив.
Вследствие подобного бюрократического процесса прохождения некоторые проекты заканчивают свое существование еще на фазе инвестирования, не вступая даже в эксплуатации, поскольку органы власти не могут своевременно согласовать все моменты прохождения проекта по инстанциям. Данный аспект подготовки и реализации проекта должен стать неотъемлемым атрибутом институционального анализа, позволяющий определить инвесторам действительный срок разработки проектной документации, а также установить время и вычислить средства, необходимые для преодоления всех бюрократических препятствий.
3.1. Цель и задачи институционального анализа 3.3. Оценка влияния внутренних факторов на проект