1. 8. Налоговая политика государства

Основные термины и понятия: налоговая политика, налоговая система, объект государственного регулирования социально-экономических процессов, субъект государственного регулирования социально-экономических процессов, экономическая политика, налоги, сборы, обязательные платежи, налоговые финансы, занимаемые финансы, фискальная система, государственные займы, государственные расходы, постоянные источники доходов государства, временные источники доходов государства, уровень налогообложения, эффективность налоговой политики, стабильность налоговой политики, предсказуемость налоговой политики, элементы системы оподаткування.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и внедряет соответствующую политику: экономическую, социальную, экологическую, демографическую и т.п.. При этом как средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитные и ценовые механизми.
Определив свою экономическую политику, государство определяет направление развития, а также стратегию и тактику достижения поставленной цели. Вот почему налоговая политика и налоговая система имеют четкую целеустремленность на решение конкретных задач и проблем.
Налоговая политика государства является составной частью экономической политики, которая базируется на совокупности юридических актов, устанавливающих виды налогов, сборов и обязательных платежей, а также порядок их взимания и регулювання.
Каждая конкретная налоговая система является отражением налоговой политики, которая проводится державою.
История развития системы налогообложения свидетельствует о том, что налоги могут быть не только источником наполнения бюджетов разных уровней, но и инструментом регулирования тех или иных социально-экономических процессов - перераспределение доходов между членами общества, стимулирования отдельных видов хозяйственной деятельности и ограничения развития других и т.д.. Сознательное использование государством налогов для достижения определенной цели проходит в рамках ее налоговой политики.
Суть, структура и роль системы налогообложения определяются налоговой политикой, являющейся исключительным правом государства, которое самостоятельно проводит эту политику в стране, исходя из задач социально-экономического развития. Через налоги, льготы и финансовые санкции, а также обязанности по уплате налогов и ответственность за нарушение норм налогового законодательства, которые выступают неотъемлемой частью системы налогообложения, государство предъявляет единые требования к эффективному ведению хозяйства в краини.
Стратегия проведения налоговой политики в Украине должна опираться на основательную теоретическую базу, максимально учитывать различие переходного состояния экономики держави.
Если налоги экономически не обоснованы, то они подавляют и развитие предприятий, и стимулы к труду и вызывают несправедливое перераспределение доходов между социальными групами.
Налоговая политика представляет собой систему мероприятий, проводимых Правительством страны, по решению определенных краткосрочных и долгосрочных задач, стоящих перед обществом, с помощью системы налогообложения страны. К долгосрочным задачам относятся достижения экономического роста, максимального уровня занятости населения страны, роста уровня его благополучия. Краткосрочными целями относительно налоговой политики могут быть наполнение государственного бюджета, достижение его сбалансированности, стимулирование инвестиционной деятельности тощо.
Налоговая политика представляет собой деятельность государства в сфере установления и взимания налогов, сборов и обязательных платежив.
Общая стратегия налоговой политики должна включать приоритетные цели, связанные с функционированием системы налогообложения и методы их достижения. Перспективнее такая налоговая политика, которая способна вызвать и будущий эффект, т.е. реализация определенных мероприятий сегодня позволит обеспечить в будущем реализацию других заходив.
Важнейшим направлением деятельности Правительства является создание благоприятных условий для развития экономики, обеспечения стабилизации финансового состояния государства, недопущения дефицита бюджета, регулирования инфляционных процессов, обеспечение сбалансированности бюджета, а также оживление деловой активности и поддержка предприятий материальной сфери.
Налоговая политика должна прежде способствовать росту объемов накопления, созданию условий, облегчающих обновление капиталов пидприемств.
При производстве налоговой политики государство обязательно учитывает интересы каждого предприятия, каждого члена суспильства.
Одной из главных целей формирования системы налогообложения должно быть улучшение финансового состояния предприятий всех форм собственности и, особенно, приоритетных направлений виробництва.
С одной стороны, налоги обязаны обеспечить стабильную финансовую базу государства, а с другой - оставить достаточно средств предприятиям и гражданам с целью сохранения максимальной заинтересованности в результатах их дияльности.
Регулирования новых экономических отношений требует гибкой налоговой политики, которая бы позволила оптимально связать интересы государства с интересами рядовых плательщиков податкив.
Вся история налоговой политики сводится к поискам идеалов оптимального налогообложения. При этом государство не может довольствоваться лишь общими пропорциями распределения ВВП. Она должна учитывать интересы каждого предприятия, каждого члена общества. Иными словами, налоговая политика должна устраивать и государство, и плательщиков податкив.
При переходе к чисто рыночной экономики должны изменяться как система налогообложения, так и методы расчетов и уплаты налогов, а соответственно, и порядок их администрирования. При этом в вопросах налогообложения не должно быть слепого копирования опыта отдельных стран мира. Нельзя накладывать налоговую систему любой страны на нашу действительность. Любые новации в налоговом законодательстве должны находить отражение только после проведения глубокого изучения существующей проблемы и опыта отдельных элементов системы налогообложения стран с рыночной экономикой, проведение анализа целесообразности указанной нормы и возможности ее применения в украинском налоговом законодавстви.
Важным условием эффективной налоговой политики является ее стабильность и предсказуемость, благодаря чему у предприятий возникает возможность планировать хозяйственную деятельность и правильно оценивать эффективность принимаемых ришень.
Налоговую политику можно рассматривать в широком и узком планах.
В широком плане налоговая политика охватывает вопросы формирования доходов за счет постоянных, т.е. налоговых, и временных, то есть занимаемых, джерел.
Поскольку государство не может устанавливать слишком высокий уровень налогообложения, так как этому противостоит общество, она вынуждена использовать государственные займы для покрытия государственных расходов. Однозначно оценивать эту ситуацию нельзя. Все зависит от конкретной ситуации. Главное при этом то, что займы надо возвращать, а возвращать их можно только за счет дополнительных поступлений тех же налогов, сборов и других обязательных платежив.
Таким образом, государственные займы - это не что иное, как отложенные на будущее налоги, сборы и обязательные платежи.
Проблему идеальной фискальной системы можно поставить следующим образом: какой из способов - налоги или займы - лучше соответствует высоким целям развития общества, обеспечивает оптимальное распределение имеющихся и всегда ограниченных ресурсов между государством и частным сектором. Как и налоги, сборы и обязательные платежи займы отдельно или в комплексе влияют на социально-экономическое положение в стране, на общественное богатство, личное благополучие громадян.
В связи с этим в финансовой науке введено понятие «налоговые финансы» и «занимаемые финансы».
В узком плане налоговая политика охватывает деятельность государства только в сфере налогообложения - установление видов налогов, сборов и других обязательных платежей, их плательщиков, объектов, ставок (нормативов) налогообложения, налоговых льгот, сроков и механизма взимания налогов и их зачисления в бюджета или в государственные целевые фонды.
1. 7. Элементы системы налогообложения 1. 9. Основные принципы формирования налоговой политики государства и построения налоговой системы