1. 9. Основные принципы формирования налоговой политики государства и построения налоговой системы

Основные термины и понятия: налоговая политика, система налогообложения, принципы построения налоговой политики и системы налогообложения, финансовые принципы налогообложения, народнохозяйственные принципы налогообложения, этические принципы налогообложения, принципы налогового управления, стимулирования предпринимательской деятельности и инвестиционной активности, обязательность, равнозначность и пропорциональность, равенство, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации, социальная справедливость, стабильность, экономическое, равномерность уплаты, компетенция, единый подход к разработке налогового законодательства, доступность и понятность норм налогового законодательства, административная упрощенность, экономическая эффективность, инфляционная нейтральность, гнучкисть.
Налоговая политика осуществляется, исходя из определенных принципов, которые отражают ее завдання.
Принципы налогообложения, впервые были сформулированы А. Смитом в его классической работе «Исследование о природе и причинах богатства народов», с которыми в последующем, как правило, соглашались экономисты, сводятся к четырем понятий: всеобщнисть, справедливость, определенность и зручнисть.
Для того, чтобы более углубленно заглянуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы оподаткування.
«Качества, с экономической точки зрения, желательны в любой системе налогообложения, - отмечал Дж. Милль - сформированные Адамом Смитом в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими, принципов, с которыми, как правило, соглашались следующие авторы, и вряд ли можно начать наши размышления лучше, чем процитировать эти положения ". В изложении ученого А. Буковецкого эти принципы сформулированы так:
«1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, в зависимости от дохода, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемой равенства или неравенства в оподаткуванни.
Налог, который должен платить каждый, должен быть точно определен ... Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясными и известными ... самому плательщику, так и всякому другому ...
Каждый налог должен взиматься в такое время и таким образом, которые наиболее удобны для плательщика ...
Каждый налог должен быть так построен, чтобы он обеспечивал взыскании средств с плательщика возможно меньше того, что поступает в кассы государства ».
Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких других объяснений, кроме тех, которые у них самих. Они стали аксиомами налоговой политики. Заслуга немецкого экономиста А. Ватера в дополнении и обосновании этих принципов. Он предложил 9 основных принципов, классифицирует в 4 группы:
1.Финансови принципы налогообложения:
а) достаточность обложения налогами;
б) эластичность, т.е. способность адаптироваться к государственным потреб.
2.Народногосподарськи принципы:
а) правильный выбор объекта налогообложения;
б) верна комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с последствиями и условиями их перекладання.
3.Етични принципы:
а) всеобщность налогообложения;
б) ривномирнисть.
4.Принципы налогового управления:
а) определенность;
б) удобство уплаты налога;
в) максимальное уменьшение расходов на взыскание податкив.
Еще один немецкий экономист К. Эберг из принципов А. Вагнера выделяет касающиеся народного хозяйства и главной цели его функционирования - как рост благосостояния населения в целом, так и в частности каждого гражданина. Он считает, что принципов построения налоговой системы два:
облагать надо только прибыль, т.е. сумму тех благ, которые вновь создаются на каждом этапе хозяйственной деятельности и могут нести расходы без уменьшения основного имущества. Само же имущество надо щадить;
налоговая система должна по возможности избегать прямого вмешательства в деятельность отдельных хозяйств, чтобы не повредить в целом источнику получения общественных доходив.
Как видим, все приведенные принципы организации налоговой системы сформированы с точки зрения влияния налогов на общее экономическое развитие и благосостояние. По сути все они в общем виде были изложены еще Ж. Сисмонди. «Налог никогда не должен приходиться на ту часть дохода, которая необходима для сохранения этого дохода». Это фактически главный макроэкономический принцип налоговой политики, направленный на достижение равновесия между государством и плательщиками налогов, сборов и других обязательных платежив.
С развитием общества происходит постоянное совершенствование системы налогообложения, то есть идет процесс постоянного изменения структуры налогов, рост их роли в доходах государства. Однако есть определенные положения, определяющие подход государства к этой сфере деятельности. Для того, чтобы эта деятельность давала положительные результаты, необходимо научное обоснование основ налоговой системи.
Научный подход к построению налоговой системы предусматривает:
системность;
установление определенной базы этой системы;
формирование правовой основы и выходных принципив.
Системность заключается в том, что налоги должны быть взаимосвязаны между собой и органично дополнять друг друга. Определяющей базой построения налоговой системы являются объемы бюджетных расходов. Правовую основу системы составляют отношения собственности, ведь форма собственности отражается на формировании доходов соответствующих юридических и физических лиц, а особенности формирования доходов должны учитываться при установлении объекта оподаткування.
И, наконец, исходные принципы построения налоговой системы предусматривают:
формирования доходов бюджета только в процессе перераспределения созданного в обществе валового национального продукта, поскольку его распределение проходит две стадии: первичного распределения и перераспределения, и если формирование доходов юридических и физических лиц происходит в процессе первичного распределения, то налогообложения со стороны государства должно осуществляться на стадии перераспределения , т.е. ее доходы имеют вторичный характер. Это должно касаться как частного, так и государственного сектора;
установления равноценных прав и обязанностей перед бюджетом для плательщиков всех форм собственности. То есть налогообложение юридических и физических лиц должен ставить всех в одинаковое первоначальное положение, но дальше доходы, полученные от дальнейшей хозяйственной деятельности, что ведет к дифференциации, не должны выравниваться налогами, это может снизить все стимулы к росту доходов и, как следствие, - к дальнейшему развитию;
применение финансовых регуляторов с целью установления оптимального соотношения между доходами владельцев предприятий и их работников, между средствами, которые направляются на потребление и накопление, потому поскольку в условиях рыночной экономики административное регулирование должно быть минимальным, то его должны заменить в разумных масштабах финансовые рычаги, прежде всего, ставки налогов на прибыль и на доходы громадян.
Сегодня в Украине эти принципы расширены и дополнены в соответствии с требованиями сьогодення.
В принятом 18 февраля 1997 Верховной Радой Украины Законе Украины «О внесении изменений в Закон Украины" О системе налогообложения "» № 77/97-ВР были определены лишь основные из них.
Для Украины и для самих граждан очень важен сам факт существования этих принципов, а также реальные результаты от их действия, такие, как создание благоприятной среды для отечественных товаропроизводителей, для развития их конкурентоспособности; отлаженная и компетентная работа налоговых органов тощо.
К принципам построения налоговой системы Украины относятся:
стимулирование предпринимательской деятельности и инвестиционной активности;
обязательность;
равнозначность и пропорциональность;
равенство, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации;
социальная справедливость;
стабильность
экономическое обоснование;
равномерность уплаты;
компетенция;
единый подход к разработке налогового законодательства
доступность и понятность норм налогового законодательства;
административная упрощенность;
экономическая эффективность;
инфляционная нейтральность;
гнучкисть.
Принцип стимулирования предпринимательской деятельности и деловой активности предусматривает введение налоговых льгот при налогообложении прибыли, направляемой на развитие виробництва.
Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий», который был введен в действие с 1 июля 1997 года, определено такую схему налогообложения прибыли, которая является благоприятной для эффективного хозяйствования предприятий материального производства, в частности, путем предоставления возможности относить к валовым расходам затраты на приобретение товарно- материальных ценностей по мере их использования. Согласно ранее действующему налоговому законодательству такие расходы можно относить к валовым расходам только после момента реализации продукции.
При получении убытков сегодня предприятию также предоставлено право переноса убытков на будущие налоговые периоди.
Законом предусмотрена и индексация убытков, не перекрыты валовыми доходами отчетного квартала, позволяет решить многие проблемы предприятий в момент становления или осуществления инвестиционной дияльности.
Широко применяются меры для стимулирования отдельных секторов и отраслей народного хозяйства путем предоставления налоговых пильг.
Увеличению объемов инвестиционных ресурсов способствует также порядок определения амортизации. Наиболее распространенный - ускоренная амортизация. Предприятиям предоставляется право переводить часть своей прибыли в необлагаемый налогом на прибыль амортизационный фонд. Путем снижения налогов таким образом проводится стимулирования инвестиционных и инновационных затрат пидприемств.
Согласно Закону плательщик может выбрать особый режим налогообложения результатов деятельности, осуществляемой по долгосрочным договорам (контрактам). В этом случае плательщик может самостоятельно определить свои доходы и расходы, исходя из оценочного коэффициента выполнения такого долгосрочного договору.
Действующее сегодня законодательство, в отличие от ранее действовавшего, не создает препятствия привлечению предприятиями кредитов, в том числе и долгосрочных, при недостаточности собственных источников для капиталовложений. Согласно закону в состав валовых расходов включаются любые расходы, связанные с выплатой или начислением процентов по долговым обязательствам.
Законом предусмотрено освобождение от налогообложения дохода, полученного нерезидентами в виде процентов за предоставленные Украине кредиты и государственные внешние запозичення.
Как для юридических, так и для физических лиц, одновременно получающих доходы и имеющие имущество на территории Украины и за ее пределами, очень актуальна проблема избежании двойного налогообложения, 3 целью ее решения Украина заключает соглашения с другими государствами об избежании двойного оподаткування.
С точки зрения международного права понятие двойного налогообложения означает уплату сопоставимых налогов в двух (или более) государствах тем же самым налогоплательщиком в отношении одного и того же предмета и за идентичны периоди.
Международное двойное налогообложение характеризуется:
идентичностью объекта налогообложения;
идентичностью налогоплательщика;
идентичностью налогового периода;
сопоставимость взыскания податкив.
Хотя Украина получила полный суверенитет и независимость всего десять лет назад, сегодня страна уже имеет хорошо развитую сеть соглашений (конвенций) об избежании двойного оподаткування.
После обретения независимости Украина заключила значительное количество соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе с государствами-членами Европейского Союзу.
Эти соглашения является полезным инструментом для решения соответствующих проблем и имеют влияние на дальнейшее развитие экономических и коммерческих отношений между Украиной и Европейским Союзом и его государствами-членами.
По этому вопросу Украина была ратифицирована 40 сделок, из которых 35 - уже вступили в силу, 5 - были ратифицированы, но в силу не вступили, а по отношению к 8 стран продлено действие аналогичных актов, которые были ранее заключены СРСР.
Так, в частности, в силу вступили соглашения с такими странами и с этого периода:
Великобританией с 11.08.93.
Польшей по 24.03.94.
Беларусью с 30.01.95.
Узбекистаном с 25.07.95.
Молдовой с 27.05.96.
Швецией с 04.06.96.
Венгрией с 24.06.96.
Данией с 21.08.96.
Канадой по 22.08.96.
Норвегией по 18.09.96.
ФРГ с 04.10.96.
Китаем по 18.10.96.
Нидерландами с 02.11.96.
Арменией 319.11.96.
Латвией с 21.11.96.
Словакией с 22.11.96.
Эстонией с 24.12.96.
Казахстаном по 14.04.97.
Болгарией с 03.10.97.
Румынией с 17.11.97.
Литвой по 25.12.97.
Финляндией с 14.02.98.
Турцией с 29.04.98.
Индонезией с 09.14.98.
Македонией с 23.11.98.
Бельгией с 25.02.99.
Грузией с 01.04.99.
Чехией по 20,04.99.
Киргизией с 01.05.99.
Австрией с 20.05.99.
Хорватией по 01.06.99.
Россией по 03.08.99.
Туркменистаном по 21.10.99.
Францией 01.11.99.
США с 05.06.2000.
Ратифицированы, но в настоящее время еще не вступили в силу соглашения с Вьетнамом, Ираном, Италией, Египтом и Азербайджаном.
Правительством Украины были подписаны соглашения с Люксембургом, Индией, Республикой Корея, Португалией и переданы для принятия к парламентов обеих краин.
По отношению к таким странам, как Индия, Исландия, Италия, Кипр, Малайзия, Монголия, Швейцария и Япония действуют соглашения, ранее заключенные этими странами с СРСР.
Порядок применения соглашений об избежании двойного налогообложения дифференцированно в зависимости от категории налогоплательщиков и вида налога. Положения указанных документов касаются двух видов прямых налогов: налога на имущество и на доходы юридических и физических осиб.
Физические лица, не имеющие постоянного места жительства в Украине, платят налог только на те доходы, источник которых находится в Украине. Если данное лицо согласно международному соглашению имеет право на вычет или полное освобождение от налога, то увольнение производится по заявлению, поданному в налоговый органу.
Главная цель заключения соглашений об избежании двойного налогообложения заключается в определении, государство будет иметь право взимать налоги, а какая - предоставлять соответствующие пильги.
Сумма дохода или прибыли, полученная юридическими лицами, их филиалами, отделениями за границей, включается в общую сумму дохода (прибыли), подлежащую налогообложению в Украине, и учитывается при определении размера податку.
Суммы налога на доход (прибыль), полученные за пределами таможенной территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, уплаченные юридическими лицами, их филиалами, отделениями за границей в соответствии с законодательством иностранных государств, засчитываются при уплате ими налога с доходов (прибыли) в Украине. При этом размер засчитываемых сумм не может превышать суммы налога с доходов (прибыли), подлежащей уплате в Украине, относительно дохода (прибыли), полученного за кордоном.
Доходы, полученные за пределами таможенной территории Украины физическими лицами с постоянным местом жительства в Украине, засчитываются при уплате ими налога с доходов физических лиц в Украини.
Суммы налога на доходы физических лиц, уплаченные за границей в соответствии с законодательством иностранных государств гражданами с постоянным местом жительства в Украину, засчитываются при уплате ими налога на доходы физических лиц в Украине. При этом размер засчитываемых сумм налога на доходы физических лиц не может превышать размера сумм, подлежащих уплате этими лицами в Украини.
Суммы налога на недвижимое имущество (недвижимость), уплаченные за пределами таможенной территории Украины согласно законодательству иностранных государств физическими лицами, которые постоянно проживают в Украине, за объекты, которые находятся за ее пределами, засчитываются при уплате ими налога на объекты в Украине. При этом размер засчитываемых сумм налога, уплаченных за пределами Украины, не может превышать суммы, подлежащие уплате этими лицами в Украини.
Благодаря таким соглашениям предприниматели обеих стран имеют гарантии, что их доходы, полученные от коммерческой деятельности на территории другого государства, а также из источников в этой стране в виде дивидендов, процентов и роялти, то есть в виде пассивных доходов, не подлежащих двойному оподаткуванню.
В доходов с источником их происхождения из Украины относятся любые доходы, полученные резидентами или нерезидентами от любых видов деятельности на территории Украины, включая проценты, дивиденды, роялти и любые другие виды пассивных доходов, уплаченных резидентами Украины, доходы от предоставления резидентам или нерезидентам в аренду (пользование) имущества, расположенного в Украине, включая подвижной состав транспорта, приписанного к портам, расположенным в Украине, доходы от продажи недвижимого имущества, расположенного в Украине, доходы, полученные в виде взносов и премий на страхование и перестрахование рисков
1. 8. Налоговая политика государства 1.10. Становление и развитие налоговой политики Украины как независимого государства