1.10. Становление и развитие налоговой политики Украины как независимого государства

Основные термины и понятия: налоговая реформа, реформирование системы налогообложения, взимания налогов, сборов и обязательных платежей, акцизы, налоговая политика, начисления на фонд оплаты труда, налоговая нагрузка, государственные целевые фонды, рентные платежи за нефть и природный газ, плата за транзит природного газа, отчетный период, нулевая ставка, налоговая накладная, налоговый кредит, налоговое обязательство, возмещения налога, объект налогообложения, подоходный налог с граждан, совокупный налогооблагаемый доход граждан, арендная плата, плата за землю, местные налоги и сборы , коммунальный налог, налог с рекламы, гостиничный сбор, рыночный сбор, курортный сбор, сбор за парковку автотранспорта, списание и реструктуризация налоговой заборгованости.
История современной налоговой системы Украины начинает свой отсчет с 1992 года. Это достаточно короткое время для создания высокоэффективной политики налогообложения, поскольку создание эффективной системы налогообложения - это не только практическая, но и очень серьезная научная проблема. Ведь налоговая система включает в себя целый ряд установленных в стране налогов, сборов и обязательных платежей, а также сложные механизмы их начисления и внесения в бюджет и в государственные целевые фонды. В то же время это не механическая совокупность, а внутренне организованная, функционально взаимно, взаимодополняющая, целенаправленная система, которая базируется на научно обоснованных и уж исторически проверенных принципах налоговой политики. Принцип отношении любой системы - это и научная основа и правило, от которого отступают. Соблюдение основных принципов налогообложения очень важно для эффективной реализации налоговой политики сегодня и создания оптимально справедливой и экономически оправданной системы налогообложения в ближайшем майбутньому.
Основы налоговой политики Украины были заложены Постановлением Верховной Рады Украины от 13 декабря 1995 года № 466/95-ВР «Об основных положениях налоговой политики и налоговой реформы в Украине» и от 4 декабря 1996 года № 561/96-ВР «Об основных положениях налоговой политики в Украине », а также Указом Президента Украины от 31 июля 1996 года № 621/96« О мерах по реформированию налоговой политики ». Этими документами были определены основные принципы построения налоговой политики и системы налогообложения в Украине, которые в дальнейшем нашли отражение и развитие в Законе Украины от 18 февраля 1997 года № 77/97-ВР «О внесении изменений в Закон Украины" О системе налогообложения "».
В 1996 году в Украине было положено начало проведения налоговой реформи.
Течение последних десяти лет налоговая политика Украины была направлена на решение конкретных задач и проблем. Это, в частности, ограничение роста цен и инфляции, преодоления кризиса платежей, укрепления денежного обращения. Эти меры должны обеспечить защиту внутреннего рынка, создание условий для развития здоровой конкуренции, осуществить реальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса, повысить уровень правового сознания и культуры суспильства.
При этом в Украине существенное внимание постоянно уделяется благоустройству взимания налогов, сборов и обязательных платежей, а также усилению ответственности за уклонение от их уплаты или несвоевременность их уплаты в бюджеты всех уровней и в государственные целевые фондив.
Как уже отмечалось, не менее важной проблемой в Украине и сегодня остается отсутствие стабильности налогового законодательства. Постоянные изменения и дополнения налоговых законов приводят к невыполнения субъектами хозяйствования прогнозных показателей производственно-хозяйственной деятельности и ее конечных показателей - прибыли, рентабельности, окупаемости капиталовложений и т.д.. Это создает фактор неопределенности в организации хозяйственной дияльности.
Нельзя отрицать, что для отдельных субъектов хозяйствования сумма налогов сегодня является обременительной и создает определенные предпосылки для подорожания продукции ими выпускаемой сужая при этом рынок ее збуту.
Кроме того, действительность настоящего такова, что рентабельные прибыльные предприятия, оплачивая все законодательно установленные платежи в бюджет и в государственные целевые фонды, несут все налоговое бремя. Они не могут направлять средства на реконструкцию и обновление обладнання.
Поэтому субъекты хозяйственной деятельности самостоятельно решают вопросы по снижению налоговой нагрузки, выводя свои отношения с другими субъектами за пределы официальной экономики. За счет этого они могут:
уменьшать свои издержки производства (обращения)
снижать цены на продукцию, реализуемую;
активизировать спрос на свою продукцию.
При реформировании системы налогообложения одним из важных направлений в совершенствовании налоговой системы является уменьшение начислений на фонд оплаты труда, которые выступают существенным фактором повышения цен, деформации их структуры, снижения конкурентоспособной украинских товаров. Однако существенное уменьшение этих начислений должно быть взаимосвязано с реформированием системы оплаты труда, социального и пенсионного обеспечения, внедрением системы персональных пенсионных рахункив.
При проведении экономической реформы в Украине за последние годы начисления на заработную плату уменьшено с 51 до 37,5 видсотка.
С 1 января 1999 года приостановлено взимания отчислений в фонд для осуществления мер по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населення.
Поступление платежей в государственные целевые фонды в 1999 году, начисление которых, в основном, проводятся на фонд оплаты труда, характеризуются следующими данными:
Первый этап налоговой реформы в Украине был завершен принятием в 1997 году Верховной Радой Украины таких законов, как Закон Украины от 3 апреля 1997 года № 168/97-ВР «О налоге на добавленную стоимость» и Закон Украины от 22 мая 1997 года № 283 / 97-ВР «О налогообложении прибыли предприятий».
С принятием этих законов коренным образом были изменены подход к налогообложению налогом на добавленную стоимость и налогом на прибыль пидприемств.
Одним из основных источников поступлений в бюджет является налог на добавленную стоимость, удельный вес которого в общей сумме доходов составляла от 34,7 процента в 1993 году (при ставке налога 28 процентов) до 25,1 процента в 1999 году (при ставке налога 20 процентов ). Абсолютную величину налога в Государственном бюджете на 2000 год Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2000 год» было предусмотрено в размере 7489,6 млн. грн. Это составляет 23,8 процента общей суммы доходов бюджету.
Удельный вес и динамика поступлений от налога на добавленную стоимость в составе Сводного бюджета Украины за ряд лет свидетельствует о стабильности этого источника доходив.
Налог на добавленную стоимость в Украине было введено с 1 января 1992 года вместо ранее действующих налога с оборота и налога с продаж, взимание которых строилось на системе планово-централизованных цин.
Внедрение новых видов косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизного сбора) было, прежде всего, связано с необходимостью обеспечения достаточных и стабильных доходов бюджета в условиях широкой либерализации цен и развертывания процессов инфляции и было экономически виправданим.
Однако законодательство Украины по НДС хотя и имело положительные черты (достаточно широкую базу и адекватность действия в рыночных условиях и в условиях инфляции, что обеспечивает, даже при кризисном состоянии экономики, стабильные поступления в бюджет), но требовало существенных змин.Module . Поэтому Украина, которая надеется войти в будущем в Европейское сообщество, разработала основные направления определения налога на добавленную стоимость на базе определенных Шестой директивой ЕС основных принципов построения системы этого налога в западноевропейских странах, что позволит предотвратить повторение ошибок, которые имели место при внедрении налога в этих краинах.
Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость», принятый Верховной Радой Украины 3 апреля 1997 года был введен в действие с 1 октября 1997 року.
Новый Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость», которая действует сегодня, является шагом вперед по сравнению с законодательством, действовавшим в Украине раньше, и законодательством большинства стран СНД.
Согласно этому закону налог на добавленную стоимость является налогом на потребление товаров, работ, услуг на таможенной территории Украины, и плательщиком его выступает каждый субъект (юридическое или физическое лицо), который является потребителем этих товаров, работ, услуг независимо от страны происхождения товарив.
Упомянутым законом был установлен новый подход при определении категорий налогоплательщиков, который позволит охватить всех потенциальных плательщиков налога на добавленную вартисть.
В частности, законодательством предусмотрено, что от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются предприятия при условии, что объем налогооблагаемых операций у них за последние 12 календарных месяцев не превышает установленного порога этих объемов. На сегодня этот порог определен на уровне 61200 грн. В то же время указанные предприятия могут добровольно зарегистрироваться как налогоплательщики, учитывая те преимущества, которые они при этом матимуть.
Согласно нормам взимания налога на добавленную стоимость на территории Украины введена специальная регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость в государственной налоговой администрации по месту их нахождения для получения свидетельства о регистрации как плательщика и индивидуального налогового номера плательщика налога на добавленную стоимость, что позволит создать единую базу данных плательщиков податку.
Для исчисления налога на добавленную стоимость законом установлены две ставки налога - в размере 20 процентов и «нулевая» ставка.
Принятый порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость по единой ставке, размер которой остался неизменным по сравнению со ставкой, определенной действующим ранее законодательством по налогу на добавленную стоимость, делает этот налог нейтральным относительно большинства отраслей экономики, то есть не дискриминирует ни одну отрасль и не предоставляет одной из них преимуществ .
При этом зарегистрированное как плательщик налога на добавленную стоимость лицо получает право на начисление налога и составление налоговой накладной при продаже товаров, работ, услуг, независимо от их происхождения. Налоговая накладная, которая предоставляется продавцом покупателю, при условии, что оба они зарегистрированы как налогоплательщики и имеют индивидуальные налоговые номера, является документом, который дает право налогоплательщику на включение в налоговый кредит расходов по уплате податку.
Потребители-переработчики в условиях регистрации их как плательщиков налога на добавленную стоимость имеют право возместить свои расходы по уплаченному налогу за счет налога, полученного из конечного покупателя произведенных товарив.
Такая схема уплаты налога предусматривает, что каждый продавец перечисляет в бюджет только сумму налога, начисленного на добавленную (созданную) стоимость в ходе производства (обращения).
Для бюджета особенно важно, чтобы при прохождении товара через все стадии переработки налоги уплачивались всеми потребителями-переработчиками от производителя до конечного потребителя этого товара (работ, услуг).
Применения действующего законодательства о порядке взимания налога на добавленную стоимость положительно влияет на развитие рыночных отношений в стране, поскольку использование метода «первого события» при определении налогового обязательства и налогового кредита ставит предприятия перед необходимостью более четко и досконально определять направления своей хозяйственной деятельности, обоснованно подходить к выбору поставщиков и потребителей продукции, учитывая при этом их финансовое состояние и возможные перспективы развития, т.е. побуждает их к эффективной работе в рыночных условиях. Также следует отметить, что в соответствии с действующим порядком уплата налога на добавленную стоимость в бюджет происходит один раз в месяц, тогда как продажи продукции предприятием и расчеты по ней осуществляются ежедневно, и фактически предприятие получает беспроцентный кредит, которым пользуется до срока уплаты податку.
Среди главных источников формирования доходов бюджета сегодня можно назвать и налог на прибыль предприятий. Анализ поступлений данного налога в бюджет свидетельствует о его стабильности в течение значительного часу.
Законом Украины от 22.05.97 № 283/97-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» по сравнению с ранее действующим подходом к определению объекта налогообложения предложен принципиально новый подход. По закону прибыль предприятий, подлежащая налогообложению, определяется путем уменьшения суммы валового дохода отчетного периода на сумму валовых расходов налогоплательщика, а также на сумму амортизационных отчислений. Такая концепция определения налогооблагаемой прибыли используется практически во всех европейских краинах.
Налогоплательщиками считаются все субъекты предпринимательской деятельности, в том числе бюджетные и общественные организации, получающие прибыль от хозяйственной деятельности, нерезиденты, филиалы, отделения и другие обособленные пидроздили.
В состав валового дохода включаются общие доходы от реализации товаров, работ, услуг, доходы от осуществления банковских, страховых и других операций по предоставлению финансовых услуг, торговли валютными ценностями, ценными бумагами, долговыми обязательствами и требованиями, а также доходы, получаемые из других источников и от внереализационных операций (суммы безвозвратной финансовой помощи и стоимости безвозмездно) продукции, доходы от реализации основных фондов и нематериальных активов, суммы средств страховых резервов, использованных не по назначению, суммы штрафов и / или неустойки или пени по добровольному решению сторон договора или по решению государственных органов взыскания, суд, арбитражный суд и т.д.).
Законом предусматривается определение валовых расходов производства и обращения как суммы любых расходов плательщика в денежной, материальной или нематериальной формах, связанных с приобретением, получением, изготовлением товаров, работ, услуг для обеспечения собственной хозяйственной деятельности, независимо от периода использования этих товаров, работ, услуг в хозяйственной деятельности такого плательщика податку.
Сумма валового дохода, скорректированного на сумму доходов, исключаются из состава валовых доходов, уменьшенная на сумму валовых расходов, формирует прибыль, которая является объектом налогообложения. Сумма прибыли, полученная юридическими лицами за пределами таможенной территории Украины, включается в общую сумму прибыли, подлежащей налогообложению в Украине и учитывается при определении размера податку.
В целях же избежании двойного налогообложения суммы налога с полученного за пределами территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, уплаченные юридическими лицами за рубежом, засчитываются при уплате ими налога на прибыль в Украине. При этом размер засчитываемых сумм не может превышать суммы налога на прибыль, подлежащую уплате в Украине, относительно полученной прибыли за кордоном.
Законом введены новые нормы амортизационных отчислений и новый порядок определения амортизации, который, в частности, предусматривает отнесение на уменьшение базы налогообложения расходов на приобретение, изготовление или улучшение основных фондов путем начисления амортизационных отчислений с момента осуществления таких расходов, а не с момента ввода основных фондов в эксплуатацию , как это было предусмотрено ранее действовавшим порядком. Основные фонды распределены на три группы. Нормы амортизации устанавливаются в процентах к балансовой стоимости каждой из групп основных фондов на конец отчетного периода в расчете на календарный рик.
Структура поступлений в бюджет в 1999 году налога на прибыль предприятий характеризуется следующими данными:
Анализ приведенных данных показывает, что в 1999 году наибольший удельный вес в общей сумме поступлений налога на прибыль в бюджет составляет налог, уплаченный предприятиями и организациями государственной формы собственности, - 46,12 процента, или 3 006 млн. грн., Предприятиями коллективной формы собственности - 21,63 процента, или 1 410 млн. грн., предприятиями с иностранными инвестициями - 6,8 процента, или 442 млн. грн.
Рассмотрим еще некоторые налоги и сборы, которые играют значительную роль в формировании доходов бюджету.
Наиболее древней формой налогообложения через относительно простую оценку и порядок взыскания является акцизный сбор. Акцизный сбор относится к категории специфических акцизов, то есть он взимается по ставкам, дифференцированным по отдельным группам товарив.
Акцизами обычно облагаются товары, отвечающие одному или нескольким из следующих характеристик. Во-первых, их производство и реализация находятся под контролем государства, то есть эти товары представляют особый интерес для государства. Во-вторых, они характеризуются неэластичностью спроса по цене. В-третьих, эластичность спроса по доходу на эти товары установлена больше единицы, то есть эти товары относятся к категории предметов роскоши.
1. 9. Основные принципы формирования налоговой политики государства и построения налоговой системы 1.11. Налоговые системы в странах с развитой рыночной экономикой