1.11. Налоговые системы в странах с развитой рыночной экономикой

Основные термины и понятия: структура налоговой системы, налоговая база, налоговые льготы, налоговые ставки (нормативы), налоговая политика, прямые налоги, косвенные налоги, прямое налогообложение, косвенное налогообложение, налогообложение доходов физических лиц, налогообложение доходов корпораций, налоговые надходження.
Для современных государств характерно вмешательство в различные сферы экономической жизни. Разница лишь в степени этого вмешательства. В США - оно меньше, а в Швеции - бильше.
Основным инструментом государственного регулирования является налоговая политика и финансовое воздействие на пидприемництво.
Благодаря этому влиянию государства достигают поставленной цели по обеспечению экономического роста, производству эффективной ценовой политики, занятости населения страны, созданию системы социальной защиты менее защищенных слоев населения, созданию равновесия во внешнеэкономической деятельности тощо.
И при этом сбалансирования взаимоотношений - это и есть главная задача в экономической политике любой держави.
В мировой практике ведения народного хозяйства проблема применения налогов является одной из наиболее сложных и суперечливих.
Налоги связаны с существованием государства. Системы налогообложения в разных странах мира отличаются друг от друга по структуре, набором налогов, сборов и обязательных платежей, методами их взыскания, налоговыми ставками (нормативами), фискальными полномочиями органов различных уровней власти, налоговой базой и налоговыми льготами. Это закономерно, поскольку налоговые системы формировались и формируются сегодня под влиянием различных экономических, политических и социальных факторив.
Как показывает практика, сегодня нет других аспектов экономики, которые настолько серьезно подвергались критике со стороны субъектов хозяйствования. Как показывает мировая практика, налоговые изъятия в размере 30-40 процентов доходов плательщика - это тот порог, при превышении которого начинается процесс сокращения его сбережений и инвестиций в економику.
Если же ставки (нормативы) налогов и их количество достигают такого уровня, что обязывает плательщиков платить более 40 процентов своих доходов, то это полностью ликвидирует стимулы к хозяйственной деятельности и расширения виробництва.
Большинстве стран сегодня свойственно умеренное налогообложение. И это является результатом проведения такой налоговой политики, приоритет которой заключается в достижении цели создания стабильного экономического роста, благоприятного налогового климата для развития хозяйственной деятельности и эффективного решения социальных проблем в держави.
Вместе с тем удельный вес налогов, сборов и обязательных платежей в ВВП многих стран достаточно суттевою.
Так, от 40 до 50 процентов составляет удельный вес указанных платежей в таких европейских странах, как Италия, Австрия, Франция, Бельгия, Норвегия, Финляндия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Дания.
Налоговая политика разных стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капиталу.
При изучении современных налоговых систем развитых стран мира важно изучение их структуры. Прежде всего это касается распределения налоговых платежей на прямые и непрями.
Так, например, в США, Японии, Великобритании, Канаде преобладают прямые, а во Франции - косвенные податки.
Как показывает практика, существует зависимость соотношения прямых и косвенных налогов от таких факторов, как жизненный уровень населения страны, уровень его культуры, существующие традиции в налогообложении и пути совершенствования механизма взимания налогов, сборов и обязательных платежей, свойства системы налогообложения минимизировать уклонение от их сплати.
Так, существенные масштабы непрямого налогообложения во Франции, Германии, Италии обусловлены особенностями социально-экономической политики, которая проводится в этих краинах.
Прямые налоги ставят уровень налогообложения в прямую зависимость от уровня доходов плательщика. Эти налоги считаются наиболее справедливыми. Прямое налогообложение позволяет переложить основное налоговое бремя на богатые слои населення.
Тем не менее косвенное налогообложение широко применяется во многих системах налогообложения развитых стран мира. Так, в частности, в таких странах, как Германия и Франция, косвенные налоги традиционно играют ведущую роль.
Значительная роль косвенных налогов во многих странах вызвана их высокой фискальной эффективностью и возможностью обеспечения равномерности поступления платежей в бюджету.
Одной из важнейших причин развития косвенного налогообложения в странах-членах Европейского Союза наряду с историческими традициями в налогообложении политика унификации систем налогообложения стран ЕС.
Результатом такой политики в странах ЕС стало приближение методов взимания косвенных налогов. В то же время в области прямого налогообложения этим странам предоставляется большая самостийнисть.
Социально-экономическая политика государств направляется на решение существующих в странах социальных проблем. Введением льгот в налогообложении доходов физических лиц проводится регулирования социальных процессов в краини.
При этом значительная часть социальных расходов перекладывается на частные и государственные компании, что также влияет на соотношение прямых и косвенных податкив.
Важной особенностью систем налогообложения развитых стран мира является структура прямых налогов. Она отражает зависимость соотношения налога на доходы корпораций и налога на доходы физических лиц от структуры национального доходу.
В таких странах, как США, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Япония, доля налогообложения доходов физических лиц в налоговых поступлениях превышает долю налога на доходы корпораций.
Системы налогов в развитых странах многогранные и разветвленные. Они включают в себя федеральные или общегосударственные налоги, налоги регионов и местные налоги. Степень налогообложения в Европе выше, чем в Северной Америке. Так, удельный вес обязательных платежей по отношению к ВВП в США составляет около ЗО процентов, Канаде - 34 процентов, Франции, Бельгии, Нидерландах, Швеции - более 40 процентов, Германии - 38 видсоткив.
В западных странах через налоги решаются проблемы екологии.
На сегодня в Германии налог на автомобили зависит от двух факторов. Это, в частности, объем цилиндра двигателя (мощность двигателя) и наличие катализатора. Владельцы менее мощных машин, оснащенных катализаторами, от налога вообще звильнени.
Дифференцированные налоги на автотранспорт, учитывающие экологическую чистоту двигателя, введенные в США в семидесятых годах и активно применяются и сьогодни.
Теперь рассмотрим основные принципы налоговой политики отдельных стран свиту.
Основные принципы налоговой политики Соединенных Штатов Америки
Налоговая система США в современном виде отвечает задачам не просто фискальным - обеспечивать поступление доходов в федеральный бюджет, бюджеты штатов и местных бюджетов, но и служит инструментом развития экономики держави.
При развитых рыночных отношениях, свободному предпринимательству в США неотъемлемой составляющей хозяйственного механизма является государственное регулирование, основным инструментом которого является налоговая политика.
К регулированию экономики, кроме федеральных властей, активно привлекаются и местные органы управления. Они обладают значительными собственными источниками финансовых ресурсов, объемы которых, кстати, за последние 15-20 лет в США существенно возросли. В стране существует более как 83 тысячи местных органов управления, которые имеют собственную финансовую базу.
Проблема формирования доходной части бюджетов разных уровней в США находится на первом мисци.
С помощью чисто экономических регуляторов, к которым относится и налогообложения, государство заставляет принимать такие решения в хозяйственной деятельности, которые в наибольшей степени обеспечивают общественные потреби.
Кроме выполнения фискальной функции система налогообложения служит инструментом экономического воздействия на общественное производство, его структуру, динамику развития и розмищення.
Налоговая политика в США рассчитана на привлечение частного капиталу.
Среди доходов федерального бюджета преобладают прямые налоги. Доходы же штатов и местных органов власти главным образом формируются за счет косвенных налогов и имущественного оподаткування.
Основными источниками доходов федерального бюджета США традиционно является налог на доходы и налог на прибыль корпораций.
Это подтверждается данными, что среди доходов федерального бюджета по прогнозам на 2001 год налог на доходы составит 9,6 процента от ВВП, налог на прибыль корпораций - 2,1 процента, социальное страхование и пенсионное обеспечение - 7 процентов, акцизы - 0,7 процента, другие платежи - 1 видсоток.
Главным источником налоговых поступлений в федеральный бюджет США, как и в ряде других стран с развитой экономикой, является налог на доходы граждан. Это объясняется, в первую очередь, высоким уровнем оплаты труда, а также эффективной работой налоговой службы краини.
Ставка налога на доходы построена по прогрессивной шкале, с учетом уровня инфляции ежегодно коригуеться.
Граждане, работа которых связана с получением чаевых, в случае если они превышают 20 долларов США, обязаны ежемесячно отчитываться об их суммы роботодавцеви.
Если налог на доходы не удерживается уполномоченным на это лицом, налогоплательщик должен обеспечить ежеквартальное заполнения и представления в органы налоговой службы расчета суммы налога и уплатить ее в установленный термин.
Годовая декларация о доходах предыдущего года представляется не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, если за этот период был получен доход от 6,8 тысячи долларов США.
Важным элементом в налогообложении есть обязательства граждан отчитываться о доходах несовершеннолетних детей, находящихся на иждивении родителей (зарплата, чаевые, проценты от финансовых активов, гранты на обучение, освобожденных от налогообложения и т.д.). В этом случае родители могут по собственному желанию включить эту информацию в собственной декларации о доходи.
На втором месте среди бюджетных поступлений является налог на прибыль корпораций. Механизм его взыскания очень близок к механизму взимания подоходного налога с граждан. Налог уплачивается ежеквартально до 15 числа последнего календарного месяца квартала исходя из расчетной оценки годовой суммы налога. Для этого используется один из двух методов расчета:
сумма квартального платежа определяется как 25 процентов от общей суммы налога, которая была приведена в налоговой декларации за предыдущий отчетный год;
сумма квартального платежа определяется как 25 процентов от суммы налога, которую корпорация предусматривает задекларировать в текущем роци.
При этом датой представления в налоговый орган декларации о прибыли за прошлый отчетный год и полной уплаты налога является 15 число месяца года, следующего за финансовым (для корпораций финансовый год может не совпадать с календарным).
Хотя подходы при определении прибыли корпораций, подлежащей налогообложению, аналогично тем, которые используются при налогообложении доходов граждан, но и существуют важные отличия. Это, в частности, когда корпорация, которая получила льготные кредиты по ставкам ниже рыночных, должна отметить эту льготу как дополнительно полученный дохид.
Благотворительные взносы частично не учитываются при расчете налогооблагаемой прибыли только при условии, что эти взносы были сделаны в пользу учреждений, определенных действующим законодавством.
С целью поддержки вновь созданных предприятий, законодательством разрешается относить расходы, связанные с созданием предприятия, к капиталовложениям и амортизировать их в течение пятилетнего периода с момента создания пидприемства.
Для работодателей законодательством установлены следующие виды федеральных налогов:
налог на доходы работников, содержащихся работодателем;
налоги на социальное страхование и федеральную программу здравоохранения;
налог на незайнятисть.
Указанные налоги уплачиваются ежеквартально. Время для аккумулирования налогов, которые удерживаются из доходов работников, эти средства работодателем депонуються.
Еще одним важным источником налоговых поступлений федерального бюджета США являются акцизы. К ним относятся налог на деятельность, связанную с осуществлением азартных игр, за получение выигрыша в азартных играх, за топливо, за предоставление транспортных услуг и осуществление авиаперевозок, за перевозки пассажиров водным транспортом, за использование тяжелых автомобилей, за роскошные автомобили, за использование веществ, разрушающих озоновый слой, на производство и реализацию спиртных напитков и огнестрельного оружия и т.п.. Они, как правило, также уплачиваются щоквартально.
Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На долю федерального бюджета приходится около 70 процентов всех доходив.
Но и местные органы управления обладают значительными собственными источниками финансовых ресурсов, и в первую очередь за счет местных налогов. Причем за последние 10-15 лет в США наблюдается значительный рост объемов финансов местных органов управлиння.
Основные принципы налоговой политики Канади
Система налогообложения Канады в современных условиях представлена на трех уровнях: федеральном (48% государственных доходов), провинциальном (42%) и местном (10%).
Налоговая нагрузка на налогоплательщиков в Канаде расценивается как високе.
Индивидуальные доходы подлежат налогообложению, и поступления подоходного налога с граждан составляют наибольшую часть доходов федерального бюджета, причем их доля постоянно збильшуеться.
Значительными являются и поступления в федеральный бюджет от налога с доходов корпораций, налога на товары и услуги, акцизов, пошлин и отчислений в социальные фондив.
13
Индивидуальные доходы граждан, подлежащих обложению подоходным налогом, исчисляются как разница между общим доходом семьи и расходами на содержание неработающих членов семьи, страховые выплаты, в том числе в пенсионный фонд и фонд по безработице, на обучение и стажировку, оплату консультаций налогового инспектора и т.п.. В расчете на семью налог с индивидуальных доходов составляет при доходе:
до 29590 долларов - 17 процентов;
от 29590 до 59180 долларов - 5030 долларов фиксированного налога и 26 процентов от суммы дохода, превышающей 29590 долларов;
более 59180 долларов - 12724 доллара фиксированного налога и 29 процентов от суммы дохода, превышающей 59180 доларив.
В Канаде 53 процента от розничной цены топлива вместе с акцизом составляет налог на топливо. Этот налог предусматривает взыскание 8,5 цента за 1 литр бензина, 4 цента - за 1 литр дизельного топлива и 9,5 цента - за 1 литр авиационного бензину.
В стоимости товаров, приобретаемых гражданами, 15 процентов составляет налог на товары и услуги, 7 процентов из которых направляются в федеральный, а 8 процентов - в провинциальный бюджету.
Отчисления в пенсионный фонд в Канаде проводятся в размере 2,8 процента, а в фонд по безработице - 2,95 процента от фонда заработной плати.
Налоговые источники доходов провинций складываются из подоходного налога с доходов граждан, налога с продаж, налога с доходов корпораций, акцизов, отчислений в фонды социального страхования, налога на подарки, рентных платежей и различных регистрационных и лицензионных зборив.
Основную долю поступлений в бюджет составляют поступления по подоходному налогу с граждан и косвенные податки.
Обложение налогом на недвижимость в Канаде подлежат земля споруди.
Канада известна предоставлением налоговых льгот отдельным категориям налогоплательщиков. Так, в частности, налоговые льготы в стране предоставляются фермерам, рыбакам, лесничим, инвалидам, а также осуществляется поддержка благодийництва.
Практически каждая семья или гражданин в Канаде может получить налоговый кредит, который направляется на содержание жены или мужа, детей до 18 лет, инвалидов, уплату страхование производства, имущества, недвижимости, автомобилей, от дорожных происшествий и т.д.. Эти средства могут быть использованы на покрытие выплат в пенсионный фонд и на медицинское страхование, расходы на обучение, на благотворительность, на поддержку политических партий (не более 200 долларов), расходов, связанных с переездом гражданина на новое место проживання.
С целью уменьшения налоговой нагрузки налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц, в проведении своей политики государство сегодня ориентируется на сокращение расходной части бюджету.
Основные принципы налоговой политики Австралии
Налоговая система Австралии имеет три уровня: федеральные, региональные налоги и налоги общин или местные налоги. С фискальной точки зрения, в стране преобладают фискальные налоги. Налоги же штатов и общин не имеют существенного значення.
Одним из основных федеральных налогов считается подоходный налог с юридических и физических осиб.


1.10. Становление и развитие налоговой политики Украины как независимого государства ГЛАВА 2. НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПУТИ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ