3.1. Налоговая служба Украины и пути проведения ее модернизации

Правовой статус налоговых органов Украины, их функции и правовые основы деятельности определяются наличием этих органов в системе органов государственного управления. Такое место среди органов государственного управления определяет Закон Украины от 4 декабря 1990 года № 3509-XII «О государственной налоговой службе Украины».
Единственное, независимая система органов государственной налоговой службы Украины состоит из центрального органа государственного управления - Государственной налоговой администрации Украины, государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, государственных налоговых инспекций в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя) и районах в мистах.
В составе органов государственной налоговой службы Украины находятся и соответствующие специальные подразделения по борьбе с налоговыми правопорушеннями.
В зависимости от количества налогоплательщиков и других местных условий Государственной налоговой администрацией Украины на два и больше районов могут образовываться межрайонные, на город и район - объединенные государственные налоговые инспекции, а в их составе - соответствующие подразделения налоговой милиции.
Государственная налоговая администрация Украины является центральным органом исполнительной власти, которому подчинены государственные налоговые администрации в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополи.
Соответствующим государственным налоговым администрациям в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе в соответствии с действующим законодательством подчинены государственные налоговые инспекции в районах, городах (кроме городов Киева и Севастополя) и районах в городах, межрайонные и объединенные государственные налоговые инспекции.
Кабинет Министров Украины утверждает структуру Государственной налоговой администрации Украини.
Главными задачами государственной налоговой службы Украины является методологическое обеспечение и контроль за соблюдением действующего налогового законодательства, правильностью исчисления налогов, сборов и обязательных платежей, полнотой и своевременностью их внесения в бюджет и в государственные целевые фонды, а также предотвращение преступлений и других правонарушений, их раскрытие, прекращение, расследование и производство по делам об административных правопорушення.
При выполнении своих функциональных обязанностей органы государственной налоговой службы Украины координируют свою деятельность с различными контролирующими органами - финансовыми органами, органами Государственного казначейства Украины, органами службы безопасности, внутренних дел, прокуратуры, статистики, таможенного контроля, контрольно-ревизионной службой тощо.
Законом Украины «О государственной налоговой службе Украины» органам государственной налоговой службы Украины предоставлены определенные права
Так, в частности, налоговые органы могут проводить на предприятиях, в учреждениях и организациях любой формы собственности проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций, товарно-кассовых книг, показателей электронных контрольно-кассовых аппаратов, компьютерных систем, применяемых для расчетов за наличные с потребителями и других документов, связанных с исчислением и уплатой податкив.
Главной государственной налоговой инспекции Украины, государственным налоговым инспекциям по Автономной Республике Крым, областях, районах, городах и районах в городах предоставлено право проверять наличие у субъектов хозяйствования специальных разрешений на осуществление хозяйственной деятельности (лицензий, патентов и т.п.), свидетельств о государственной регистрации, получать от должностных лиц и граждан в письменной форме объяснения, справки и сведения по тем вопросам, которые возникают при проведении проверок, для получения объяснений относительно источника получения доходов, исчисления и уплаты налогов, вызывать должностных лиц, а также проводить проверки достоверности информации, полученной для внесения в Государственный реестр физических лиц - плательщиков податкив.
Органы государственной налоговой службы Украины имеют право получать бесплатно от предприятий, учреждений, организаций, включая учреждения Национального банка Украины, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, и граждан сведения, справки об их деятельности, полученные ими доходы, понесенные ими расходы, информацию о открытые и закрытые банковские счета, о наличии на них средств и другую информацию, связанную с исчислением и уплатой налогов, других платежей в бюджеты, взносов в государственные целевые фонды. При этом должностные лица органов государственной налоговой службы должны хранить в тайне полученную от налогоплательщика информацию.
Налоговые органы при необходимости при исполнении своих полномочий при условии соблюдения соответствующих правил могут обследовать любые производственные, складские, торговые и другие помещения, используемые налогоплательщиком для получения доходов или связаны с содержанием объекта налогообложения. В случаях, когда налогоплательщик отказывается допустить должностных лиц государственных налоговых органов к обследованию указанных помещений, налоговые органы имеют право определить доходы таких лиц на базе документов, свидетельствующих о полученных ими доходах, и с учетом налогообложения лиц, занимающихся аналогичной дияльнистю.
Периодичность проведения проверок и обследований помещений определяется Государственной налоговой администрацией Украини.
В случае выявления органами государственной налоговой службы нарушений налогоплательщиком налогового законодательства и законодательства о предпринимательской деятельности, они вправе требовать от руководителей и других должностных лиц проверенных предприятий, учреждений, организаций, а также от граждан устранения выявленных правонарушений и контролировать их выполнение, а также прекращать действия, препятствующие осуществлению полномочий должностными лицами государственных налоговых инспекций.
У предприятий, учреждений и организаций государственные налоговые органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, других платежей в бюджеты, взносов в государственные целевые фонды, а у граждан-предпринимателей, нарушающих порядок занятия предпринимательской деятельностью, - регистрационные удостоверения или специальные разрешения (лицензии, патенты) с последующей передачей материалов о нарушениях органам, которые эти документы видали.
К предприятиям, учреждений, организаций и граждан - нарушителей налогового законодательства относительно налогов и других платежей и взносов, по которым установлено обязательное представление государственным налоговым инспекциям налоговых деклараций и расчетов, органы государственной налоговой службы имеют право применять финансовые санкции в виде взыскания:
двукратного размера начисленной по результатам проверки суммы налога, иного платежа в бюджеты, взноса в государственный целевой фонд, а в случае повторного нарушения в течение года после установления нарушения предыдущей проверкой - в пятикратном размере доначисленной по результатам проверки суммы налога;
10 процентов подлежащих уплате сумм налогов или других платежей в бюджеты или взносов в государственные целевые фонды за непредставление или несвоевременное представление налоговым органам налоговых деклараций, расчетов, аудиторских заключений и других документов, необходимых для исчисления налогов, других платежей и взносов, а также за непредставление или несвоевременное представление учреждениям банков платежных поручений на уплату налогов, других платежей в бюджеты, взносов в государственные целевые фондив.
Как показывает практика работы органов государственной налоговой службы, имеют место факты неправомерного применения к плательщикам финансовых санкций и административных штрафов, приводит к поступлению многочисленных и большей частью справедливых скарг.
Для оперативного и квалифицированного их рассмотрения в налоговой службе созданы апелляционные подразделения, основной задачей которых является обеспечение защиты прав и законных интересов налогоплательщиков и граждан при обжаловании ими решений органов государственной налоговой служби.
Доначисленные по результатам проведенных специалистами государственной налоговой службы проверок суммы налогов, других платежей и взносов, суммы недоимки по налогам, других платежей, взносов, а также суммы штрафов и иных санкций с предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и последствий их финансово-хозяйственной деятельности, органами государственной налоговой службы взимаемых в бюджеты и государственные целевые фонды в бесспорном порядке. С физических лиц такие взыскания проводятся по решению суда или через нотариальные конторы по исполнительным написами.
Согласно действующему законодательству за несвоевременное выполнение учреждениями банков и другими финансово-кредитными учреждениями распоряжений государственных налоговых инспекций о бесспорном взыскании налогов, других платежей и взносов, а также поручений предприятий, учреждений, организаций и граждан на уплату налогов, других платежей в бюджеты, взносов в государственные целевые фонды органам государственной налоговой службы предоставлено право взимать с банковских учреждений и из других финансово-кредитных учреждений пеню за каждый день просрочки платежа, включая день уплаты, в размерах, установленных законодательством по таким видам платежив.
Органы государственной налоговой службы налагают административные штрафы:
на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в занижении суммы налога или другого платежа или взноса, в сокрытии (занижении) объектов налогообложения, а также в отсутствии бухгалтерского учета объектов налогообложения или ведении его с нарушением установленного порядка , в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций, расчетов, аудиторских заключений, платежных поручений и других документов, связанных с обчисленням
и уплатой налогов или других платежей в бюджеты или взносов в государственные целевые фонды, - от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы, а за те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из указанных правонарушений, - от десяти до пятнадцати минимальных размеров заработной платы
на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, включая учреждения Национального банка Украины, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, которые не выполняют вышеназванных требований налоговых органов и их должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров заработной платы;
на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также граждан - субъектов предпринимательской деятельности, которые выплачивали доходы, виновных в неудержании, неперечислении в бюджет сумм подоходного налога с граждан, перечислении налога за счет средств предприятий, учреждений и организаций (кроме случаев , когда такие перечисление разрешено законодательством), в несообщении или несвоевременном сообщении государственным налоговым инспекциям по установленной форме сведений о доходах граждан, - в размере трех минимальных заработных плат, а за те же действия, совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из указанных правонарушений, - в размере пяти минимальных заработных плат;
на граждан, виновных в непредставлении или несвоевременном представлении деклараций о доходах или во включении в декларации искаженных данных, в отсутствии учета или ненадлежащем ведении учета доходов и расходов, для которых установлена обязательная форма учета, - от одного до пяти минимальных размеров заработной платы;
на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, виновных в противодействиях должностным лицам государственных налоговых инспекций, в частности в недопущении их в помещения, используемые для осуществления предпринимательской деятельности и получения доходов, - от десяти до двадцати минимальных размеров заработной платы
на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), если его получение предусмотрено законодательством, - от трех до восьми минимальных размеров заработной платы с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
на граждан, осуществляющих продажу товаров без приобретения одноразовых патентов или с нарушением срока их действия, осуществляющих продажу товаров, не указанных в декларациях, - от одного до десяти минимальных размеров заработной платы, а за те же действия, совершенные гражданином, которого в течение года было подвергнуто административному взысканию за одно из указанных правонарушений, - от десяти до двадцати минимальных размеров заработной плати.
В делам должностные лица органов государственной налоговой службы имеют право беспрепятственно пользоваться средствами связи, которые принадлежат предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм власности.
В случае выявления должностными лицами органов государственной налоговой службы при осуществлении контроля за поступлением валютной выручки, проведением расчетов с потребителями с использованием товарно-кассовых книг, а также за соблюдением лимитов наличности в кассах и ее использованием для расчетов за товары, работы и услуги злоупотреблений со стороны налогоплательщиков органы государственной налоговой службы могут давать поручения органам государственной контрольно-ревизионной службы на проведение ревизий.
В случае необходимости органы государственной налоговой службы имеют право требовать от руководителей предприятий, учреждений и организаций, которые проверяются, проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов; в необходимых случаях опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архиви.
На практике юридические и физические лица допускают несвоевременную уплату налогов, сборов и других обязательных платежей в связи с рядом объективных и субъективных причин, в частности из-за отсутствия необходимых средств на банковских счетах, несвоевременного представления в банковское учреждение документов на уплату платежей в бюджет, уклонение от уплаты налогов тощо.
На государственные налоговые органы возложен контроль за обеспечением полноты и своевременности уплаты юридическими и физическими лицами причитающихся налогов, сборов и других обязательных платежив.
Контроль за полнотой и своевременностью уплаты начисленных налогов, сборов и других обязательных платежей осуществляется как во время проверок непосредственно на предприятиях, так и на базе банковских документов, поступающих в орган государственной налоговой служби.
Проверки, осуществляемые непосредственно на предприятиях, как правило, являются результативными и способствуют повышению уровня ведения бухгалтерского и налогового учета и платежной дисциплини.
Вместе с тем, работники государственной налоговой службы не в состоянии охватить проверками одновременно значительное количество зарегистрированных плательщиков податкив.
В этих условиях контроль за предприятиями достигается путем ведения в органах государственной налоговой службы оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений по каждому виду налогов, сборов и других обязательных платежей по каждому отдельно взятому платнику.
Оперативно-бухгалтерский учет представляет собой стройную систему учета и отчетности. Он охватывает весь комплекс вопросов, связанных с начислением налогов, сборов и других обязательных платежей, финансовых санкций, их фактическим поступлением в бюджеты всех уровней, возвратом и зачетом переплат в счет последующих платежей, составлением установленной отчетности, аналитических записок тощо.Module . Порядок ведения оперативно-бухгалтерского учета определяется Государственной налоговой администрацией Украины. Его ведут налоговые администрации и инспекции, в которых непосредственно находятся на учете как плательщики налогов, сборов и других обязательных платежей юридические и физические лица. Вышестоящие налоговые органы ведут учет поступлений платежей в целом по регионам и краини.
Учет начисленных и фактически уплаченных сумм налогов и финансовых санкций ведется в соответствии с бюджетной классификацией доходов и расходов бюджетов, утвержденной Министерством финансов Украини.
Бюджетная классификация - это система функционального группирования доходов и расходов бюджета по однородным ознаками.
Она обеспечивает возможность сравнивать бюджетные данные различных звеньев бюджетов, позволяет определиться относительно характера регулирующих действий государства по поступлению доходов бюджета и направлениях использования полученных коштив.
Бюджетная классификация является основным методологическим документом, на основе которого должны состоять и выполняться бюджеты. Она предусматривает, что каждый вид платежа зачисляется на отдельный для него раздел, параграф, код, статью доходной части бюджету.

ГЛАВА З. НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА 3. 2. Налоговые службы в развитых странах мира