Тема 6. Контроль за правильностью начисления и своевременностью уплаты в бюджет налога на прибыль

В рамках этой темы нужно изучить порядок приема и проверки деклараций по налогу на прибыль предприятий, а также методику проведения документальной проверки достоверности исчисления этого податку.
В предыдущих темах (4-й и 5-й) были даны достаточно подробные методические советы относительно общих подходов и принципов проведения камеральной проверки, а также порядка проверки деклараций по НДС и расчетов акцизного сбора. Используя этот материал, а также форму декларации налога на прибыль со всеми приложениями, студенту необходимо самостоятельно подготовить ответ на данный вопрос. При этом сначала следует проработать структуру декларации и приложений, содержание каждой строки и установить их взаимосвязь.
Вторая часть этой темы является очень широкой по объему материала. Она содержит немало вопросов, каждый из которых нужно изучать отдельно. В теме 4 дан перечень вопросов, подлежащих документальной проверке. В рамках данной темы будут даны методические советы только по тем вопросам, которые касаются исчисления налога на прибыль пидприемств.
Правильность отражения в бухгалтерском учете результатов предыдущей проверки. При проверке этого вопроса необходимо удостовериться в том, что:
изменения по фактам нарушений, имевших место в прошлом году, отражены в отчетности текущего года как прибыль (убыток) прошлых лет, выявленный в текущем отчетном периоде, а не внесены в отчетность за прошлый год;
ошибки в отчетности текущего года, выявлены до представления и утверждения годового отчета за текущий год, исправлены путем восстановления неправильных записей и замены их правильными в том месяце, в котором они обнаружены;
доначисленные по результатам проверки суммы налогов, штрафов, пени отражены по дебету счета 948. Обратите внимание: очень часто эти суммы относятся на валовые расходы, что приводит к занижению налогооблагаемой прибутку.
Соблюдение положений по инвентаризации и правильность отражения в отчетности ее результатов. При проверке этого вопроса сначала выясняют, проводилась инвентаризация в тех случаях, когда ее проведение согласно действующему законодательству является обязательным, а именно:
а) при передаче имущества государственных предприятий в аренду, приватизации имущества, преобразовании государственного предприятия в акционерное общество;
б) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
в) при смене материально ответственных лиц;
г) при установлении фактов кражи или злоупотреблений, порчи ценностей, а также по распоряжению судебно-следственных органов;
д) в случае пожара или стихийного лиха.
Затем проверяется наличие приказа о создании инвентаризационной комиссии и правильности оформления всех необходимых документов для проведения инвентаризации и оформления ее результатов (расписки материально-ответственных лиц, акты инвентаризации и т.п.).
В заключение устанавливается, правильно отражены результаты инвентаризации в бухгалтерском учете. Выявленные излишки основных фондов, материальных ценностей, ценных бумаг и другого имущества приходуются, а значит, включаются в валовые доходы предприятия. В случае выявления потерь и недостач полная их сумма должна быть отражена по дебету счета 947 и кредиту счетов 10, 20, 22, 28. Особое внимание следует обратить на правильность списания сумм потерь и недостач. Для этого следует помнить, что недостаток подлежит списанию на расходы отчетного периода, но никак не в налоговом учете. Невозмещенные суммы недостачи отражаются на забалансовом счете 072. Недостаток материалов сверх норм естественной убыли взыскивается с виновных лиц. При проверке следует обратить внимание на достоверность определения суммы, которую необходимо удержать с виновного лица за хищение, уничтожение или повреждение материальных ценностей. Согласно действующему законодательству размер убытков определяется по формуле:
Ру = [(Бс - А)
Тема 5. Контрольная работа налоговых органов в сфере косвенного налогообложения Тема 7. Контроль налоговых инспекций в сфере налогообложения доходов граждан