Тема 7. Контроль налоговых инспекций в сфере налогообложения доходов граждан
Изучение этой темы такие вопросы:1. Контроль за содержанием налогов у источника доходив.
2. Контроль в сфере налогообложения доходов граждан от предпринимательской дияльности.
3. Особенности контрольной работы при налогообложении доходов иностранных лиц и лиц без громадянства.
Относительно первого вопроса, то необходимо отдельно рассмотреть порядок проведения проверок правильности начисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет сумм подоходного налога с доходов, полученных по месту основной работы, а также порядок представления и проверки деклараций о доходах граждан, полученных как по месту основной работы, так и за сумисництвом.
Проверка правильности начисления, удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с доходов, полученных по месту основной работы, производится непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях с помощью кассовых книг, где отображаются все денежные выплаты (заработная плата, премии, разовые выплаты, отпускные, в подотчет и др.)., расчетно-платежных ведомостей начисления заработной платы и удержания налога, личных счетов сотрудников, документов, подтверждающих право на льготы, и других документив.
Сначала на выбор или полностью проверяется правильность начисления подоходного налога лично по каждому работнику. При этом внимание обращается на достоверность объекта налогообложения, правильность уменьшение налогооблагаемого дохода на суммы, не подлежащие налогообложению, а также на полноту включение в объект всех налогооблагаемых выплат как в денежной, так и в натуральной формах. Кроме того, налоговики надо убедиться в наличии документов, являющихся основанием для предоставления льгот. Налоговый инспектор самостоятельно рассчитывает сумму подоходного налога по каждому работнику или выборочно и сверяет свой результат с данными предприятия. В случае разногласий выясняет причины и делает соответствующие коригування.
После итоги выплат, указанных в расчетно-платежных ведомостях, сверяются с данными кассовой книги. По кассовой книге устанавливаются все выплаты, которые проводились в проверяемый период, и подлежат налогообложению, проверяется правильность начисления и удержания подоходного налога с этих сумм. В ходе такой проверки устанавливаются также факты возвращения работникам сумм налога, чем это вызвано, количество случаев и правильность проведенного повернення.
Затем на выбор сверяются итоги удержания налогов по сведениям на выдачу заработка по подразделениям (отдела, цеха, управлению и т.д.). Или в целом по предприятию данным записи бухгалтерского учета о начисленных суммах налогов (счет 641). По кредиту этого счета отражается сумма начисленных налогов, а по дебету - сумма налогов, перечисленных в бюджет. Путем сравнения этих сумм, а также проверки кредита счета 311, с которым корреспондирует счет 641, проверяются полнота и своевременность перечисления в бюджет удержанных налогов. При этом необходимо удостовериться в наличии платежного поручения, подтверждающего перечисление причитающихся сумм в бюджет. В случае разногласий по каждому случаю несвоевременного перечисления налогов в бюджет составляется подробный расчет с начислением пени в двойном размере ставки НБУ.
Обязательной проверке подлежит своевременность представления сведений в налоговые инспекции по месту жительства граждан об уплаченных работникам доходах и удержанных суммах налога. По книге регистрации корреспонденции выясняется факт отправки соответствующего письма в налоговые органы. За несвоевременное сообщение налоговым органам по установленной форме о выплаченных гражданам доходах должностные лица предприятий, учреждений и организаций, а также физические лица - субъекты предпринимательской деятельности привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере трех необлагаемых минимумов доходов граждан, а за те же действия , совершенные повторно в течение года - в размере пяти необлагаемых минимумов доходов громадян.
По результатам проверки составляется акт по установленной формою.
Контроль в сфере налогообложения доходов граждан, полученных по месту основной работы и по совместительству или по договору подряда, осуществляется непосредственно в налоговом органе. В течение года в Государственном реестре физических лиц - плательщиков налогов накапливаются данные о выплаченных гражданам доходах и удержанных суммах подоходного налога. По окончании календарного года каждому гражданину, получал доходы не только по месту основной работы, направляется уведомление о необходимости явиться в налоговую инспекцию по месту жительства плательщика и подать декларацию о доходах. Срок подачи декларации - до 1 марта года, следующего за отчетным. С помощью данных о доходах граждан, поступившие в налоговую инспекцию от предприятий, учреждений и организаций и хранятся в Государственном реестре, проверяется достоверность данных, указанных гражданами в декларациях о доходах. В случае отсутствия замечаний налоговый инспектор осуществляет расчет подоходного налога, исходя из совокупного годового дохода, и определяет сальдо расчетов с бюджетом. На суммы, надо доплатить по результатам перерасчета, выписывается платежное извещение. Указанную в нем сумму нужно внести в бюджет в течение 30 календарных днив.
Если в установленный срок граждане, на которых поступили справки, не подали декларации, составляется соответствующий список для принятия мер по привлечению граждан к видповидальности.
При изучении этого вопроса следует также проработать дополнительную литературу, которая освещает недостатки в организации работы налоговых органов по приему и проверки деклараций о доходах громадян.
Контрольная работа налоговых инспекций в сфере налогообложения доходов от предпринимательской деятельности заключается в выявлении, регистрации и учета граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, проверке поданных ими деклараций, обследовании доходов от предпринимательской деятельности по выполнению работ, изготовления продукции, предоставления услуг, в проверке своевременности и полноты уплаты в бюджет начисленных сумм податкив.
Проверки осуществляется на основании разрешения Государственной администрации на занятие предпринимательской деятельностью. По каждому предпринимателю ведется «Дело», где хранятся все необходимые документы и материалы по вопросам предпринимательства и налогообложения полученных доходов, а именно: разрешение на занятие предпринимательской деятельностью, декларации о полученных доходах, документы, подтверждающие расходы, непосредственно связанные с выполнением работ , изготовлением продукции и предоставлением услуг, и ин.
Ежеквартально и по окончании года в налоговых инспекциях осуществляется проверка поданных предпринимателями деклараций. При проверке обращается внимание на следующие вопросы: своевременность представления декларации, правильность и полноту заполнения всех реквизитов, соответствие указанных в декларации данных о сделанных расходы тем, что отражены в прилагаемых в подтверждение документах. На основании поданной декларации налоговым инспектором рассчитывается подоходный налог и выводится сумма, которую нужно доплатить в бюджет или наоборот - вернуть плательщику. Аналогично проверяются декларации, которые подаются гражданами через месяц после начала осуществления предпринимательской деятельности для расчета ожидаемого подоходного податку.
В течение года работники налоговых инспекций обследуют доходы от предпринимательской деятельности по месту выполнения работ, изготовления продукции, предоставления услуг. Проверке подлежит книга учета доходов и расходов, в которой отражаются объемы произведенной и реализованной продукции, средняя цена единицы реализованной продукции, выручка (валовой доход) от реализации.
Целью проверки является установление правильности ведения учета доходов и расходов, а также соответствия данных, отраженных в книге, фактическим объемам произведенной и реализованной продукции, выручке от реализации. На основе книги учета составляется декларация о полученных доходах. В случае выявления расхождений корректируются валовой доход и сумма подоходного податку.
Методика обследования доходов имеет свои особенности в зависимости от вида предпринимательской деятельности и способа реализации продукции. Если произведенная продукция реализуется через магазины торговой сети, то факты приема и реализации заверяются в соответствующих документах, а сведения о выплаченных гражданину доходы подаются налоговой инспекции. По этим сведениям устанавливаются фактический объем реализованной продукции и фактически полученные доходы. Когда реализация продукции осуществляется вне торговой сети, то это усложняет достоверное установление фактического количества реализованной продукции и выручки от реализации, соответственно снижается эффективность контролю.
Проверке подлежат также документы, подтверждающие расходы, непосредственно связанные с предпринимательской деятельностью. Устанавливается соответствие данных, указанных в документах, аналогичным данным, отраженным в книге учета доходов и витрат.
Если гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью, привлекает наемных работников, то обязательно проверяются правильность начисления и своевременность уплаты в бюджет подоходного налога с их заробитку.
По результатам проверки составляется акт по установленной формою.
Контроль за правильностью налогообложения иностранных граждан и лиц без гражданства также осуществляется в налоговой инспекции на основании представленных деклараций о доходах. Срок подачи декларации - ежеквартально в 15-дневный срок после окончания квартала и до 1 февраля следующего года после окончания текущего года. Методика проверки деклараций аналогична рассмотренной вище.
Тема 8. Особенности налогового контроля при упрощенной системе оподаткування
Работа налоговых органов в сфере упрощенной системы налогообложения начинается с выдачи Свидетельства о праве уплаты единого налога. Чтобы получить свидетельство, субъекты предпринимательской деятельности - юридические и физические лица не позднее, чем за 15 дней до начала следующего отчетного периода должны подать в налоговую инспекцию по месту регистрации заявление. Налоговый инспектор проверяет данные, приведенные в заявлении, на предмет соответствия их условиям перехода на упрощенную систему сподаткування. Для юридических лиц среднеучетная численность работающих не должна превышать 50 человек, а объем выручки от реализации продукции -1 млн гривен. Для физических лиц численность работников, состоящих с ними в трудовых отношениях, должно быть не более 10 человек. Их поименный состав и номера отображаются в заявлении. Объем выручки от реализации продукции, указанный в заявлении, не должен превышать 500 тыс. грн. Кроме того, налоговый инспектор убедиться, что лицо, подающее заявление для перехода на упрощенную систему налогообложения, не имеет задолженности перед бюджетом по налогам и обязательных платежей, срок уплаты которых наступил на момент подачи заявления. Для этого он пользуется данными лицевых счетов соответствующих плательщиков в отделе учета. При отсутствии замечаний орган государственной налоговой службы в течение 10 дней со дня подачи заявления обязан выдать Свидетельство по установленной форме, в противном случае мотивированный отказ. Срок действия свидетельства составляет:
для юридических лиц - 1 год
для физических лиц - 1 квартал;
срок действия свидетельства, выданного физическим лицам в течение календарного года может продолжаться ежеквартально при отсутствии налоговой задолженности по единому налогу и своевременной его сплати.
Вместе с выдачей Свидетельства проводится регистрация Книги учета доходов и расходов, которая является обязательным документом, должна вестись плательщиком единого налога. Книга учета доходов и расходов выдается на один календарный год, она должна быть прошнурована и иметь пронумерованные страницы. На последней странице указывается количество страниц, имеющихся в Книге, запись об этом заверяется подписью руководителя и печатью налогового органу.
Единый налог уплачивается ежемесячно, не позднее 20 числа, а расчет подается в налоговые органы ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. При проверке расчета устанавливается наличие всех реквизитов, правильность арифметических пидрахункив.
При документальной проверке устанавливается достоверность объекта начисления единого налога. Для этого используется книга учета продажи товаров (работ, услуг), Книга учета приобретения товаров (работ, услуг), Книга учета доходов и расходов, первичные документы. Налоговому инспектору необходимо убедиться, что все записи осуществляются в Книге в хронологической последовательности и подтверждены первичными документами.
С целью проверки правильности начисления единого налога по Книге учета доходов и расходов необходимо:
для плательщиков НДС - итог графы 5 "Доходы от осуществления хозяйственных операций» умножить на 1,2 и от полученного результата определить 6%;
для неплательщиков НДС - сразу же итог по графе 5 умножить на 0,06.
Тема 6. Контроль за правильностью начисления и своевременностью уплаты в бюджет налога на прибыль | Тема 9. Контроль за правильностью взимания платежей за ресурсы |