1. Место и роль экономического сознания в социально-экономическом познании

Социально-экономическое познание всегда связано с материально-практической деятельностью человека по преобразованию окружающей среды. Именно в процессе этой деятельности формируется субъект и выделяется объект социально-экономического познания. Причем субъектом социально-экономического познания человек выступает не столько потому, что она наделена определенными психологическими свойствами, сколько потому, что она является общественным человеком, личностью, которая усвоила достижения материальной и духовной культуры, накопленные обществом к определенному этапу своего розвитку.
Сказанное вовсе не означает, что, признавая социальную природу субъекта познания, мы тем самым обезличивает процесс познания и исключаем из него субъекта. Дело в том, что между общественным (гносеологическим) субъектом и субъектом индивидуальным в ходе социально-экономического познания существует сложная диалектическая взаимосвязь. Ведь общественный субъект реально проявляется только через познавательную деятельность отдельных индивидов, индивидуальных субъектов. Но отдельный индивид начинает выполнять функции общественного (гносеологического) субъекта в познании социально-экономических явлений лишь в той мере, в которой он усвоил способы познавательной деятельности, накопленные гносеологическим субъектом. Вместе с тем следует иметь в виду, что гносеологический субъект не тождественен совокупности индивидов или совокупности способов познавательной деятельности, которыми обладают отдельные индивиды. Способы познавательной деятельности, которыми обладают общественные субъекты, всегда богаче по своему содержанию и обсягом.
Процесс социально-экономического познания предполагает наличие не только субъекта (общественного и индивидуального), но и объекта. Объект в социально-экономическом познании это не просто любое социально-экономическое явление, а только то явление, что включено в сферу человеческой деятельности. Скажем приватизация как явление, как объективная реальность выступает в качестве объекта только тогда, когда на это явление направлено внимание субъекта и когда оно (явление) становится предметом теоретической или практической деятельности субъекта. Если субъект выступает активной стороной в социально-экономическом познании, то объект является пассивной стороной, тем, на что направлена деятельность субъекта. Человека интересуют предметы внешнего мира не сами по себе, а как объекты ее деятельности, как что могут быть использованы и преобразованы ею. Таким образом, процесс познания социально-экономических явлений выступает как процесс активного освоения субъектом объекта и позволяет сделать следующие выводы:
процесс социально-экономического познания выступает процессом творческим и активным, ведь человек не ждет, когда социально-экономические процессы и явления отразятся в его сознании. Она сама, опираясь на познанные законы развития природы, общества и человеческого мышления, создает познавательные структуры и в процессе практической деятельности проверяет степень их соответствия объективной экономической реальности; любые знания, будучи продуктом деятельности субъекта, содержат элемент субъективного . Причем, будучи продуктом деятельности субъекта, познавательный образ всегда включает в себя элемент субъективности не только в форме выражения нового знания, но и в его содержании. Именно этим объясняется тот факт, что одни и те же социально-экономические процессы и явления при определенных обстоятельствах получают разное толкование. Например, в таких процессах, как разгосударствление и приватизация, либерализация цен, управления и внешнеэкономические отношения одни субъекты видят путь к экономической стабильности и экономического роста постсоциалистических стран, а другие в вышеназванных процессах видят основную причину экономического кризиса. Вместе с тем следует иметь в виду, что поскольку деятельность субъекта социально-экономического познания направлена на объект и предполагает адекватное отражение его, постольку содержание знания обязательно включает в себя и объективный момент, в силу практической обусловленности познавательного процесса является в конечном счете определяющим. А потому и мы вправе характеризовать познавательный образ как субъективный образ объективного мира, процесса, явления; взгляд на познавательный процесс сквозь призму субъективных отношений позволяет понять тот факт, что познавательные структуры не только несут информацию об объекте, но и отражают уровень общественного развития, потребности и цели общества, то есть демонстрируют социальную обусловленность познавательного процесса. При таких обстоятельствах добытые знания социально-экономических явлений выступают не только как результат отношения индивидуального субъекта к объекту, но и как результат исследования функционирования сложной системы коллективной, мижсубьектнои деятельности. Понимание субъект-объектных отношений в социально-экономической сфере позволяет понять суть такого феномена как экономическое сознание. Экономическое сознание представляет собой целенаправленное отражение реально существующих экономических процессов и явлений и соответствующее мнимое (в мыслях) реагирования. Иными словами, экономическое сознание - это осознанное социально-экономическое бытие, это переработка в мозге человека экономической информации, точнее, выяснения ее происхождения, принятия, передачи, хранения, конструирование определенных действий и предсказания их последствий. Экономическое сознание формируется и проявляется в деятельности субъекта. Ведь субъект познания, человек не только отражает экономические процессы и явления, но и активно воспроизводит их в сознании. Кроме того, сознание проявляет себя как языковая знаковая дияльнисть.
В возникновении экономического сознания решающую роль играют социальность, поскольку она:
дала возможность человеку укреплять, совершенствовать и передавать в поколениях навыки не только физической, но и умственной трудовой деятельности;
стимулировала развитие языковой и знаковой деятельности, в результате чего язык из средства коммуникации со временем превратилась, если можно так сказать, в материальную оболочку мышления;
образует ту систему объективных отношений, в которых сознание проявляется, трансформируется в самосознание и реализует себя в материальном и духовном виробництви.
По мнению многих ученых, в экономическом сознании можно выделить две составляющие: предметное сознание, то есть осмысление экономических процессов и явлений, существующих вне человека, и самосознание, то есть осмысление человеком себя как субъекта экономических отношений, анализ собственных представлений, мыслей, чувств, переживаний, волевых импульсов, интересов, целей, поведения, действий, места в системе производственных отношений тощо.
Заметим, что для реализации экономических возможностей человека, адекватного поведения в обществе важны обе составляющие. Если человек правильно, адекватно осмысливает окружающие экономические процессы и явления, то он сможет и адекватно действовать. Скажем, если владелец акций осознает, что размер дивиденда зависит, кроме всего прочего, и от производительности его собственного труда, то он постарается действовать в направлении ее пидвищення.
Не менее важную роль в экономической жизни играет правильная, адекватная самооценка субъектом своих возможностей, действий как субъекта экономической деятельности. Адекватная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное сопоставление своих возможностей, мыслей, действий и их результатов с теми, которые требуют, диктуют законы экономического развития, объективная. Реальность. Неадекватная самооценка вращается волюнтаризмом и субъективизмом в экономике, которые тормозят экономическое розвиток.
В экономическом сознании принято выделять три основные сферы: когнитивную, эмоциональную и мотивационно-волевую. Копгитивна сфера в экономическом сознании включает в себя познавательные способности человека, процесс познания и результаты познавательной деятельности. Познавательные способности-это способность человека к ощущению, восприятия и представления, способность концентрировать внимание на объекте познавательной деятельности, это наличие памяти, способной воспроизводить прошлый опыт и длительное время хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения, это способность абстрактно и рационально мыслить и формулировать экономические понятия. Хотя познавательные способности в значительной степени имеют физиологическое происхождение, отбрасывать общественный, социальный элемент в их формировании и развитии вряд ли было бы правильно. Ведь, как показывает человеческая практика, физиологические способности, если их не развивать, угасают, исчезают и, наоборот, даже небольшие задатки к определенному виду деятельности (в данном случае к деятельности экономической) крепнут, множатся, если их целенаправленно развивать. Причем развивать надо с детского возраста. А потому и правильно делают те страны, которые начинают формировать экономическое мышление, обучать основам экономики еще в дошкольный период. К сожалению, в нашей стране развитию экономического мышления у учащейся молодежи не уделяется надлежащего внимания. Ведь в большинстве школ экономические курсы не читаются. И это в то время, когда высшие органы власти взяли. курс на развитие пидприемництва.
Эмоциональная сфера экономического сознания охватывает психические переживания и волнения, вызванные определенными экономическими процессами и явлениями, а также оценку человеком того или иного конкретного явления, с которым она имеет дело. В эмоциях экономические явления отражаются не в виде образов, не сами по себе, а в отношении к человеку, обществу, их потребностей, интересов и идеалов. Скажем, такие экономические явления, как безработица, инфляция, рост стоимости жизни и т.д.. отображаются в виде стрессовых состояний, отчаяния, горя, ненависти т. п. Эмоциональная сфера экономического сознания в значительной степени определяет поведение субъектов экономической деятельности. Более того, как утверждает мировой опыт развития предпринимательства, на поведение субъектов хозяйственной деятельности оказывает соответствующее влияние эмоциональная сфера любой сознания, а не только экономической. Скажем, сегодня общепризнанно, что проигрыш любимой футбольной команды опосредованно (через соответствующий психическое состояние работников-болельщиков) оборачивается для производства значительным снижением производительности труда, и ухудшением других количественных и качественных показникив.
Мотивационно-волевая сфера экономического сознания включает в себя мотивы, интересы, потребности субъекта в единстве со способностью достигать цели, т.е. способностью к активным действиям в направлении достижения осознанной цели. Мотивационно-волевая сфера экономического сознания более всего влияет на экономическое поведение субъектов экономической деятельности: побуждает к активной трудовой деятельности или тормозит эту последнюю. Осознавая, что уровень заработной платы является ниже его трудовых усилий, субъект хозяйственной деятельности будет стремиться либо добиться повышения заработной платы, или работать с меньшими затратами рабочей сили.
Понятно, что в реальной действительности все сферы экономического сознания взаимосвязаны и образуют определенную целостность, которая и определяет поведение каждого субъекта в тот или иной период и в той или иной среде. Ни чем иным, как. Высокой экономической сознанием можно объяснить сравнительно высокую производительность труда, имевшей место в экономике нашей страны в 30-50-х годах XX века. Это же относится и о других странах. Когда те или другие фирмы или даже целые отрасли стремились обеспечить более высокие темпы экономического роста, они среди прочего активно влияли на экономическую сознание человеческого фактора Причем это влияние осуществлялось с учетом определенных источников экономического сознания, среди которых важнейшими являются:
общественное производство, экономические процессы, явления, события и т.п.. Они отражаются в сознании человека в виде чувственных и понятийных образов;
совокупность наработанных и накопленных обществом знаний; экономическое социально-культурное, политико-правовое и технологическое среду;
духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт экономической деятельности и оценки внешних процессов и явищ.
При формировании экономического сознания названные источники взаимодействуют между собой. Но это вовсе не означает, что общественное сознание без изменений становится сознанием индивида, а сознание этого последнего непосредственно трансформируется в сознание общества. Как свидетельствует исторический опыт, господствующая в данном обществе экономическое сознание может восприниматься индивидом, а может и не восприниматься или восприниматься с определенной коррекцией ее индивидом в зависимости от особенностей его собственного жизненного опыта. То есть не все то, что действует на органы чувств индивида, включается им в его сознание. Так, миллионы граждан постсоциалистических стран не воспринимают лозунги и советы многих партий, поскольку эти лозунги и советы не совпадают с тем, что эти граждане усвоили благодаря собственному жизненному опыту. И наоборот, экономическое сознание отдельного индивида автоматически не трансформируется в общественное сознание, если общество не воспримет ее. В подтверждение сказанного можно привести пример опять же из нашей нынешней действительности. Так, общество не воспринимает. Однозначно положительно политику рыночных преобразований, разгосударствления и приватизации, поскольку связывает с ними всплеск преступности, взяточничества и коррупции, снижение жизненного уровня большей части населения тощо.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что экономическое сознание играет большую роль в жизни общества, прежде всего в его производстве. Она может способствовать его росту, а может быть его тормозом.
ТЕМА 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЗНАНИЕ И СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ 2. Стиль экономического мышления