2. Стиль экономического мышления

Важной составляющей методологии социально-экономического познания выступает стиль мышления. Суть его представляет собой совокупность знаний (сведений, информации), которые необходимо учитывать при рассмотрении тех или иных социально-экономических явлений. В научной литературе выделяют стиль мышления в узком и широком смысле. В узком смысле слова стиль мышления - сводится к фиксации лишь отдельных сторон теоретической деятельности на исторических этапах развития науки. Это определенная система взглядов на структуру социально-экономических, организационно-экономических и технико-экономических отношений в экономической науке. В широком смысле слова стиль мышления представляет собой определенный исторический тип объяснения социально-экономической действительности, который в значительной степени проявляется в развитии основных научных школ и направлений и который обусловливает стандартизированную воображение во всех фундаментальных экономических теориях своего часу.
Стиль экономического мышления зависит от многих факторов, среди которых важнейшую роль играют философская, общенаучная и конкретно-научная методология. Философский уровень методологии, давая исследователю знания о наиболее общих законов развития природы, общества и мышления, позволяет охватить экономическое явление в его целостности, определить место и связи исследуемой проблемы среди многообразия других проблем. Философия как методология практически выступает своеобразным солнечным лучом, озаряет путь человека в неизвестное. Поскольку философия включает в себя многочисленные школы, которые нередко стоят на диаметрально противоположных позициях относительно закономерностей развития природы, общества и человеческого мышления, и стиль экономического мышления отдельной личности и группы людей не может не нести в себе отпечаток той философской методологии, которую они исповедуют.
На стиль экономического мышления заметное влияние оказывает общенаучная методология. Вооружая исследователей знанием некоторых общих законов и принципов исследования, общенаучная методология дает возможность исследователю экономических явлений и процессов установить определенные связи и взаимозависимости исследуемого объекта с другими, теми, которые находятся за пределами экономической сфери.
Понятно, что стиль экономического мышления напрямую зависит и от конкретно-научной методологии, которая отражает совокупность закономерностей, приемов, принципов, являются наиболее эффективными для исследования только экономических реальностей. Такой методологией, в системе экономических наук выступает политическая экономия. Любая отраслевая наука (экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика строительства и т.п.) сможет достичь определенных результатов и сформулировать научные выводы для практики только при использовании законов, приемов и принципов исследования, сформулированных политической економиею.
Следует иметь в виду, что стиль мышления определяется не только философией, общенаучными и конкретно научными методологическими установками. Важное значение имеют также образование, культура, партийная принадлежность, морально-этические нормы, общественная практика и так далее. Скажем, чем более высок уровень образования исследователя, чем более полно и глубоко он знает законы и закономерности развития природы, общества и мышления, а также исследуемого объекта, тем больше вероятность избежать ошибок при формулировании тех или иных научных выводов. Высокий уровень общей культуры исследователя социально-экономических процессов не позволит ему проигнорировать какие-то, на первый взгляд, малозначительные факты, отойти от общепризнанных принципов исследования. Ведь в научном исследовании должны быть учтены все, даже самые факторы, которые могут повлиять на конечный результат, на общий висновок.
Наиболее очевидна зависимость стиля экономического мышления от партийности исследователя. Партийности не в смысле членства в той или иной партии или общественном объединении, а в смысле исповедание "их основных постулатов, установок по той или иного явления. Дело в том, что такое исповедание при определенных условиях, прежде всего за несоблюдение морально-этических норм , толкает исследователя к формулированию таких общих выводов, которые не расходились с основными установками, догматами того или иного политического или общественного объединения. По этому поводу классики марксистского направления в политической экономии неоднократно подчеркивали, что даже профессора, которые способны делать научные открытия в области точных наук, могут становиться на путь прямой, сознательной апологетики того или иного явления, истолковывая его с позиций, корыстных для определенной политической течии.
Опыт истории свидетельствует, что партийность своих выводов относительно закономерностей развития производственных отношений отдельные ученые пытаются скрыть заявлениями о свою внепартийность или надпартийнисть, о своем служении'' чистой науке ", человечеству в целом. Однако, кто бы что не говорил об этом, факт остается фактом, деятельность исследователя сознательно или бессознательно отражает взгляды, интересы, идеалы того или иного класса, той или иной политической партии или общественного объединения. И если эти взгляды и идеалы совпадают с историческим развитием, то исследователи, как это сделали классики буржуазной и марксистской политэкономии, сформулируют научные висновки.
Понятно, что опасность апологетического толкования социально-экономических процессов и явлений может быть нивелирована высокими морально-этическими нормами, то есть тогда, когда исследователь при любых условиях, даже под угрозой смерти, отстаивать научные истины. Во все времена действительно морально-этическим было все то, что делалось для блага человека и общества в целом, что способствовало научно-техническому и общественному прогрессу. В условиях конца XX - начала XXI века остро встала проблема морально-этической ответственности ученых-обществоведов, прежде экономистов в связи с началом и развертыванием курса на реставрацию капиталистических отношений в большинстве бывших стран двигались к социализму. Многие ученые вопреки логике общественного развития и общественной практике капиталистических стран выступили с концепциями, в которых обещали райскую жизнь при условии возвращения к производственных отношений. Присутствуют ученые, под угрозой увольнения с работы и всяких других неприятностей доказывали ошибочность, противоестественность предлагаемых реформ, аргументировали их разрушительные последствия. Кто был прав, а кто нет, сегодня стало очевидным. Так же стало очевидным, что те, кто отстаивал отказ от планового ведения хозяйства и переход к рынку, проигнорировали морально-этические нормы, в частности свою ответственность за негативные последствия рыночных перетворень.
Стиль экономического мышления, как никакой другой, требует связи экономической теории, экономической науки с практикой. Именно ориентация на практику показывает, что исследователь работает не только на себя, не только ради удовлетворения своих собственных потребностей, смысл своей деятельности он видит в служении людям, росту их материального и духовного уровня жизни. Связь стиля экономического мышления с практикой получает свое материальное воплощение и в общественной активности исследователя. Он должен активно способствовать материализации своих идей, выступать пропагандистом нового, научного мышления и противодействовать консерватизма, догматизма в теории и практици.
Таким образом, стиль экономического мышления определяется многими факторами, которые можно сгруппировать в две группы: те, которые представляют собой систему знаний объективных законов развития, и те, которые определяют систему соответствующих качеств исследователя. Все эти факторы взаимосвязаны между собой и действуют в тесном взаимодействии, определяя не только стиль экономического мышления, но и конкретные действия исследователя по материализации этого мислення.
3. Экономическая творчество как материализация экономического сознания и стиля экономического мислення
Экономическое сознание и стиль экономического мышления находят свою материализацию в экономической творчости.
Экономическая творчество - это процесс человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные блага. Иными словами, экономическая творчество представляет собой деятельность человека по преобразованию природного и социального мира в соответствии с целями и потребностей отдельного человека и человечества на основе объективных экономических законов, законов естественных и технических наук. Экономическую творчество можно классифицировать в зависимости от видов практической и духовной деятельности в сфере экономики. Учитывая сказанное выделяют несколько основных видов экономической творчества:
производственную, направленную на производство материальных благ и услуг;
научную, которая направлена на решение каких-то экономических проблем личности, коллектива, общества в целом;
организаторско-управленческую, которая сводится к поискам наиболее эффективных путей, способов, методов организации человеческой деятельности по созданию качественно новых материальных и духовных благ.
Кроме того, виды экономической творчества можно классифицировать в зависимости от того, каких именно сторон производственных отношений она (творчество) касается. Таким образом, речь может идти о социально-экономической, организационно-экономическую, технико-экономическую творчисть.
Говоря о производственной творчество, мы понимаем, что существует точка зрения, согласно которой труд в сфере производства якобы исключает экономическую творчество. По нашему мнению, даже тяжелый физический труд в сфере материального производства не является антиподом экономической творчества. Она включает в себя познавательный компонент и при соответствующей экономической сознания и стили экономического мышления субъекта приобретает элементы творческой деятельности. Экономически сознательный работник пытается выйти за рамки схематизма многократных повторений привычных операций и сформировать представление о более совершенные средства и продукты труда. То есть трудовая деятельность и
творчество неразрывны. Конечно, для того, чтобы труд носила творческий характер, нужны определенные условия жизни индивида. Он должен иметь определенный образовательный уровень, материальную заинтересованность в улучшены и совершенствовании производства, работать в благоприятной морально-психологической атмосфере и при высоком уровне демократизма на предприятии и обществе в цилому.
Экономическая творчество включает в себя следующие основные этапы:
раскрытие экономической противоречия;
формулировки экономической задачи;
разработки экономической идеи;
создания идеальной модели;
материализацию идеального образа того или иного явления;
отработка и внедрение эффективно действующей экономической модели и ее вдосконалення.
В философской и экономической литературе можно найти и другие толкования структуры творческого процесса, но все они так или иначе отражают сложность самого явления и дискуссионный характер проблем экономической творчества. Сложность, по нашему мнению, проявляется не только в том, что творчество как процесс включает в себя несколько фаз (этапов), но и в том, что, будучи зависимым от многочисленных факторов, творческий характер трудовой деятельности индивида может проявиться, а может и не проявиться. Причем в разных условиях он может проявиться в разной степени. В этой связи следует иметь в виду, что хотя экономическое сознание и стиль экономического мышления являются важными факторами, которые побуждают индивида к творчеству, их влияние не является безграничным. Как убеждает историческое развитие бывшего СССР, экономическое сознание и стиль экономического мышления могут быть основными двигателями поведения индивида в сфере материального и духовного производства только на этапе разработки экономической идеи и создания идеальной модели экономического явления На этапах материализации идеального образа экономического явления и отработки и внедрения экономической модели экономическое сознание и стиль экономического мышления будут побуждать индивида к творчеству тем лучше, чем больше они дополняются системой стимулирования процесса творческой деятельности. По мнению ученых, стимулирование творческой активности индивида или группы людей может иметь место тогда, когда в обществе или на производстве придерживаются следующих принципов:
исключается критика тех или иных действий, мыслей, предложений как ложных;
поощряются любые предложения, мысли, идеи, действия, направленные на поиски решения экономических противоречий;
выдвигается как можно больше идей, мыслей, предложений и создаются условия для проверки их на правильность;
выдвинутые идеи, мысли, предложения, образцы (образы) не является чьей-то собственностью, никто не может ими распоряжаться монопольно;
каждый индивид имеет право комбинировать и видоизменять выдвигаемые другими идеи, мысли, предложения и образцы с целью их улучшения и удосконалення.
Сказанное вовсе не означает, что предлагаемые многочисленными авторами идеи, мысли, предложения и образцы не должны подвергаться критическому оцениванию вообще. Речь здесь идет о том, что этого не следует делать в момент процесса, поскольку критическое оценивание сковывает мнение и тормозит генерирования идей, предложений и образцов новых экономических явлений. Критическое рассмотрение и оценка всего наработанного и предложенного целесообразно - отсрочивать до завершения соответствующего етапу.
Проблема генерирования новых идей, мнений, взглядов и образцов под влиянием экономического сознания и стиля экономического мышления, дополненных стимулирования творческой активности исследователя имеет выход на характер производственных отношений, прежде всего их социально-экономической составляющей. Ведь в условиях частной собственности на средства производства выдвинутые идеи и модели монополизируются их автором или фирмой, в которой он работает. А это значит, что свободно пользоваться идеями и образцами других авторов здесь невозможно: на пути стоит монополия на интеллектуальную собственность, более того, в условиях капиталистической частной собственности развитие творческой активности может сдерживаться опаской, что результаты творчества обернутся против исследователя. Скажем, если ученый - компьютерщик создаст компьютер, способен сам проектировать новые, более совершенные компьютеры, то он может остаться без работы. Ведь фирма в его услугах не будет потреби.
Вместе с тем следует иметь в виду, что массово высокую творческую активность проявляют как старые господствующие классы, то есть те, которые представляют отмирающие производственные отношения, так и новые господствующие классы, те, что представляют производственные отношения, рождаются. Творчество старых господствующих классов направлена на сохранение старых производственных отношений. Зато творчество новых господствующих классов направлена на утверждение новых, более прогрессивных производственных отношений. Сказанное вовсе не означает, что в классово-антагонистическом обществе трудящиеся классы не проявляют творчества. Если трудовое население не проявляло творчества, мир не должен достижений в производственно-экономической сфере. Однако в условиях социальных антагонизмов имел место разрыв между возможностями индивидов к творческой деятельности и частичной их реализацией в обществе. Массовая творчество трудящегося населения возможна лишь в условиях преодоления отчуждения непосредственных производителей от средств производства и продуктов праци.
Только преодолев все формы отчуждения и обеспечив освобождение труда, общество может рассчитывать на включение в творческую деятельности всего трудящегося населения. Именно тогда, по мнению К. Маркса, и проявится вполне творчество в работе. Труд должен быть не средством для жизни, а сутью жизни, процессом, в котором человек полностью и всесторонне раскрывает свои способности и задатки. Стимулом к труду должно стать не внешнее принуждение, в том числе и стремление иметь заработок, а глубокая внутренняя потребность в творчестве. А потому и в обществе будущего, а им, по мнению К. Маркса, будет коммунистическое общество, мерилом производимого богатства станет степень творчества, степень развития и применения человеческих способностей, знаний и науки, в том числе и новая экономическая сознание и новый стиль экономического мышления .
1. Место и роль экономического сознания в социально-экономическом познании ТЕМА 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ эвристических методов в экономических исследованиях