3.1. Монетаризм и денежная политика

Согласно монетаристской теории денежная политика - это прерогатива центральных банков, направленная на то, чтобы повлиять на денежные и другие финансовые операции ради достижения общих целей: обеспечение устойчивого роста реального выпуска продукции, высокой занятости и стабильности цен. На протяжении веков средний темп прироста денег в обращении рассматривался как основной детерминант движения цен в долгосрочном периоде. Не менее важный фактор изменения экономического цикла, как считают монетаристы, - общие финансовые условия, связанные с "созданием" или "разрушением" денег, включая изменение ставок процента. Еще меркантилисты последнюю связывали с "обеспечением минимизации издержек производства и расходов сохранение запасов".
Тысячелетнее существование денег изменило их содержание. Золото и серебро вытеснили бумажные деньги и монеты, т.е. сейчас денежная масса в развитых странах состоит преимущественно из банковских депозитов. Но феномен их остался неизменным: повиноваться нам (как средство достижения целей) и руководствоваться ими (как цель наших стремлений). Стимулировать наши желания призваны национальные банки, которые направляют развитие денежной сферы с помощью инструментов, которые позволяют контролировать создание депозитов и воздействовать на общие финансовые условия. И здесь нельзя не согласиться с А. Евтух в том, что "наша власть над деньгами настолько сильна, насколько мы способны познать законы и причины их действия". Мы можем добавить, что от этого во многом зависит и эффективная денежная политика.
Вопрос приоритетности центрального банка мы уже освещали выше. Кое-что о инструменты денежной политики. Если говорить о основной инструмент денежной политики, то его суть меняется от страны к стране в соответствии с институциональной структуры, политической системы и стадий развития. Однако центральные банки развитых стран для контроля над созданием депозитов и влияния на финансовые условия используются в зависимости от условий, одно или более из трех основных инструментов: нормы обязательных резервов, учетная ставка центрального банка и операции на открытом рынке. Выбор того или иного инструмента зависит от выбора стратегии монетарной политики. Ключевым элементом стратегии М. Фридмен называет "установление ограничений". Более глубоко эту проблему раскрывают украинского монетарное ™ В. Лагутин и Т. Кричевская. Мы вернемся к инструментам денежной политики.
Наиболее распространенные среди них в современный период операции на открытом рынке. Это конечные или временные покупки и продажи центральным банком, как правило, государственных ценных бумаг на рынке. За приобретение ценных бумаг платит центральный банк, кредитуя этим резервный депозитный счет банка продавца, а тот в свою очередь кредитует депозитный счет продавца. Полученная плата за продажу ценных бумаг используется центральным банком для дебетования резервных счетов банка покупателя, который в свою очередь дебетует счет покупателя. Таким образом, операции на открытом рынке, которые изменяют сумму ценных бумаг в портфеле активов центрального банка, соответствуют сумме незаимствованных резервов банков, т.е. резервов, порожденных займам у центрального банка. Эта величина изменяется в результате движения других, неуправляемых статей активов в виде золота, были особенно важными в былые времена, или депозитов своего и зарубежного правительств, которые могут значительно изменяться в наше время. Соблюдение всех требований проведения политики на основе правил содействия со стороны центрального банка по этим статьям предупреждает нежелательные воздействия на незаимствованных резервы, компенсируя его операциями на открытом рынке. Если центральный банк утвердил правила монетарной политики, он придерживается их независимо от тенденций развития экономики. Однако следует отметить, что принцип правила возлагает существенные ограничения на возможности монетарной политики, и далеко не все страны готовы выполнять правило в денежно-кредитной сфере в полном смысле этого поняття.
Общие резервы банковской системы составляет сумма заимствованных и незаимствованных резервов. Цель операций на открытом рынке центрального банка - это контроль над незаимствованных резервами, а уровень учетной ставки и другие административные процедуры влияют на сумму заимствованных резервов. При имеющихся процентных ставках по другим источникам краткосрочного финансирования банков изменение банковской ставки или других условий кредитования, что характерно для некоторых стран, меняет стимулы банков к ссуды резервов через "дисконтное окно". Уменьшение стимулирует ссуду, а увеличение побуждает банки к ее уменьшению через дисконтное окно и обращение к другим источникам средств. Это могут быть займы резервов у других банков, выпуск крупных депозитных сертификатов или даже продажа ликвидных финансовых активов на вторичном рынке. Такие действия повлияют на изменение процентной ставки по другим инструментам - расти. Монетаристы указывают на то, что в современных условиях "роль процентной ставки как фактора, который поддерживает прибыльность банковского бизнеса, заметно повысилась".
Осуществление контроля за доступностью резервов для частных банков позволяет центральным банкам косвенно влиять на доступность депозитов для частных лиц, а также на ситуацию на денежном рынке. С теоретической точки зрения, при таком объеме общих резервов норма обязательных резервов устанавливает верхний предел для суммы депозитов, которые могут быть созданы. Однако исследования монетаристов свидетельствуют, что "на практике это верхний предел не достигается, поскольку частные банки предпочитают держать часть дополнительных резервов для необходимых требований. Но из-за того, что избыточные резервы, в отличие от займов и инвестиций, обычно не приносят никакого процента, то банки стараются держать их на минимальном ривни.
Резервы и норма обязательных резервов выполняют разные функции - первые являются тем рычагом, который центральные банки используют для управления депозитами, а вторая - точка опоры в этом управлении. Влияет на рост депозитов и увеличение суммы общих резервов, независимо от того, по оно через операции на открытом рынке, которые преумножают незаимствованных резервы, либо через снижение учетной ставки, что увеличивает заимствованные резервы. Здесь важную роль играет оперативность среди банков, потому что те, кто получает новые резервы первыми, могут сразу же пытаться разместить избыток резервов в виде займов другим банкам, снижая таким образом ставку процента на рынке межбанковских займов "на одну ночь". Создание более благоприятных условий на этом рынке снижает процентные ставки по другим инструментам денежного рынка, таких, например, как казначейские векселя (treasury bills) или крупные депозитные сертификаты. Общее снижение краткосрочных процентных ставок стимулирует вкладчиков держать больше денег на текущих и сберегательных счетах, поскольку сокращаются альтернативные издержки (в виде потерянного процентного дохода) сохранение денег на низко доходным депозитам, а не на других формах активов, которые приносят процентный доход. С ростом депозитов будут увеличиваться обязательные резервы до тех пор, пока последние не поглотят все нежелательные избыточные резервы, что требует расширения депозитов, которые в несколько раз превышать восходящее увеличения резервов. Как отмечает Дж. Тобин, "более низкие процентные ставки могут также побудить банки хранить дополнительные избыточные резервы ".
Альтернативным инструментом для изменения предложения денег и кредитов являются нормы обязательных резервов. Изменение резервных требований влияет на изменение суммы банковских вкладов, которая может поддерживаться наличным количеством общих резервов. Иногда это мероприятие называют "грубым инструментом", поскольку даже сравнительно небольшие изменения влияют на допустимую сумму депозитов. Это объясняет частое использование его (пересмотр нормы обязательных резервов) центральными банками.
Установление резервных требований применяют не все страны, хотя современные монетаристы (Иссинг и др. .) считают необходимым предоставить право центральным банкам вводить такое же, как в отношении банков, обязательное резервирование элементов электронных денег. В таком случае обязательства центральных банков перед коммерческими представлены наличными и остатками на клиринговой или текущих счетах, которые добровольно хранятся в центральных банках. Используя операции типа таких на открытом рынке, эти центральные банки также могут влиять на создание депозитов и на условия денежного рынка, меняя предложение резервов по этому добровольного спроса на резервы. Однако, как отмечают исследователи, этот механизм менее предусмотрительный, чем применение норм обов "обязательным резервов." Одним из наиболее глубоких внутренних ресурсообмежень является неудержимое стремление к расширению, которое порождает недоволен инвестиционный голод. На пути этой попытки к расширению никогда не возникает препятствий в виде барьера ограниченных денежных средств ", - отмечает Корнаи.
Совокупную денежную базу страны составляют общие резервы плюс наличные за пределами банков независимо от того, хранятся наличные внутри банковской системы и средства на депозитах в центральном банке на обязательной или добровольной основе. Потенциально этот агрегат контролируется центральным банком. Хотя наличные деньги, по традиции, удовлетворяют спрос населения, центральные банки на практике больше внимания уделяют осуществлению прямого контроля над резервами, а не над денежной базой. Поэтому современные монетаристы ставят вопрос повышения контроля и за наличной массой денег путем увеличения безналичного оборота. Так, по мнению академика А. Чухно, "рационализация денежного обращения заключается в том, чтобы сократить наличный и увеличить безналичный оборот. Рост доли безналичного оборота позволило нормализовать обращение, сдерживать темпы роста денежной эмиссии ".
Первичный канал, через который большинство центральных банков развитых стран влияют на макроэкономические процессы, - это изменение предложения резервов относительно спроса на них, влияет на расходы сохранения резервов , процентные ставки и денежную массу. В странах, где рынок ценных бумаг недостаточно развит, в основном используют методику контроля кредитной политики банков, включая в некоторых случаях прямое управление банковским кредитом через "потолок" или требования обязательных резервов относительно банковских активов, хотя большинство такую деятельность центральных банков не относятся к денежной политики как таковой. Относительно практики, то характерной чертой проведения денежной политики в европейских странах в последние десятилетия стал переход к более активному управлению наличностью, которое сопровождалось изменениями роли и масштабов использования основных монетарных инструментов. "Сокращение резервных требований и снижения объема кредитных операций в большинстве стран компенсировалось усилением роли операций на открытом рынке, которые характеризуются большой гибкостью, широким выбором инструментов и прозрачностью рыночных сигналов, посылаемых относительно направления денежной политики ", - отмечают исследователи современного монетаризму.
На практике монетаризм четко распределяют денежную политику, политику управления государственным долгам и фискальную политику. Первые две аналогичные только в оригинальном понимании, поскольку в обоих случаях изменяется структура финансовых активов населения и состояние его ликвидности вследствие изменения соотношения между краткосрочными и долгосрочными активами. При сокращении правительством среднего срока погашения своего долга обеспечивается большая ликвидность. Подобный механизм использует и центральный банк путем приобретения государственных ценных бумаг на открытом рынке, чем сокращает долг, заменяя ценные бумаги в руках банков или населения на банковские резервы и связанные с ними вклады населения, на которые приходится нулевой (или ниже рыночного) процентный доход. Такая операция центрального банка влияет на корректировку портфеля активов снижают рыночные ставки процента как одного из аспектов расширения денежной массы. Операции по управлению долгами просто заменяют одни ценные бумаги в руках населения другими, воздействуя на структуру срока погашения основного долга и, возможно, на временную структуру, но не на общий уровень процентных ставок, поэтому в экономической литературе его называют "плавающим".
Другими путями влияют на экономику и монетарная, и фискальная политика. Последняя напрямую влияет на затраты через государственные расходы, а на частные доходы - через налоговые ставки. Финансовый аспект ее проявляется в наличии бюджетного дефицита или профицита, который влияет на общий спрос, на кредит и на ставку процента. В отличие от прямого влияния фискальной политики на расходы и доходы, влияние первой в целом косвенный и зависит от реакции расходов и займов частного сектора на изменения в денежных и финансовых условиях, которые определяются политическими мерами. их необоснованность и поспешность антимонетаристы относят к "провалов" рынков, в целом монетаризма, на что указывалось выше. Это касается и Украины. Анализируя состояние денежной политики Украины в трансформационный период, Б. Панасик подчеркивает: "Когда коммерческие банки не имели достаточных собственных денежных ресурсов, а использовали средства вкладчиков, они были почти полностью выведены из-под контроля государства совместно с Национальным банком Украины, и государство лишь защищалась от банковской системы . Государство не имело возможности и механизмов поддержки крупных банков на случай ухудшения их финансового положения, что было весьма важным в кризисный период ".
Для проведения эффективной денежной политики следует понять, что ведущая роль центральных банков в современный период, помимо исторической роли, сохранения надежности и стабильности финансовой системы, дополняется ответственностью за общую макроэкономическую стабилизацию, которая предусматривает надежную финансовую систему, что может противостоять экзогенным шокам или выдерживать воздействие необходимых ограничительных кредитно-денежной политики.
Монетаристы считают, что денежная политика влияет на уровень цен, а одной из важнейших макроэкономических целей центрального банка является удержание долгосрочной устойчивости. Длительный исторический период долгосрочным якорем для среднемировых цен послужило золото. Значительный приток или отток золота значительно повлияли на внутреннюю экономическую деятельность и уровень цен. Отличие золотого стандарта был ослаблен и дисциплинарный влияние золотого запаса на долгосрочную динамику мировых цен, поэтому осуществление самодисциплины были переведены на центральный банк. Одновременно широкое признание краткосрочного влияния денежной политики на экономическую активность и занятость способствовало растущей виду и к ее антициклических целей. Как отмечает Ф. Кейган, "монетаристы были первыми критиками когда-то влиятельной кейнсианской теории высокоэластичного спроса на деньги при краткосрочных изменениях процентной ставки на ликвидные краткосрочные активы, в своей крайней форме становится "ловушкой ликвидности". Эмпирические исследования, напротив, показали, что процентная ставка по вкладным депозитам и краткосрочными ценными бумагами, которыми торгуют, имеет эластичность даже меньше, чем, вытекающую из простой теории денежных остатков Баумоля-Тобина ".
Под влиянием денежной политики в течение долгосрочных периодов изменяются исключительно номинальные величины, то есть те, которые измеряются в денежных единицах. Воздействуя на номинальные величины банковских резервов, центральные банки через инструментарий посредничества влияют и на денежную массу. Изменение среднего уровня цен происходит под влиянием взаимодействия во времени номинального количества денег и спроса частного сектора на реальные денежные остатки, т.е. реальной стоимости денег после корректировки на влияние инфляции или дефляции. Следовательно, денежная политика влияет на средний уровень цен в долгосрочном периоде. Не менее важными факторами общего определения общего уровня цен являются те, которые влияют на спрос и реальные денежные остатки, как например, финансовые инновации и, в более общем плане, те факторы, влияющие на совокупный спрос или совокупное предложение (выпуск). Поэтому важно, по мнению монетаристов, для эффективного влияния на экономическое развитие иметь денежную стратегию, что, собственно, и поддерживают отдельные Украинский монетаристы. Монетаристы выделяют четкую денежную стратегию США. Отчасти она заметна также в Китае и Японии, "Вполне закономерно, - отмечает П. Жуков, - что страны, которые не имеют такой стратегии, ожидает снижения темпов экономического роста, а страны, ее должны, - ускорение ".
В долгосрочном периоде совокупное предложение (выпуск) определяется главным образом реальными факторами. Среди них важную роль играет уровень заработной платы, ставка процента и валютных курсов. Влияние денежной политики на уровень и тенденции изменения номинальных цен косвенно отражается
3. Механизм реализации МОНЕТАРНЫХ ТЕОРИЙ 3.2. Источники и механизмы формирования денежной базы экономики