2.2.4. Контроль за формированием расходов

Бухгалтеры, экономисты, работники контрольно-ревизионной службы осуществляют систематический контроль за формированием расходов и целевым использованием средств общего фонда. Этот контроль начинается уже на этапе составления сметы и заканчивается анализом его выполнения. Предварительный контроль за расходованием средств государственного бюджета осуществляют органы Государственного казначейства. С целью обеспечения этого контроля операционно-контрольное управление ГУДКУ, отделы учета лимитов расходов и контроля за исполнением смет, операционные отделы, отделы бухгалтерского учета и отчетности территориальных органов Государственного казначейства на основании представленных распорядителями средств платежных поручений с приложенными к ним счетами, счетами-фактурами, накладными, трудовым соглашениям, договорам на выполнение работ, актами выполненных работ и т.п. осуществляют проверку целесообразности и эффективности затрат. Суммы, подлежащие перечислению, сверяются со сметой доходов и расходов учреждения, с остатками неиспользованных ассигнований по подразделениям бюджетной классификации. В случае необходимости проверка проводится непосредственно в бюджетной установи.
Контроль осуществляется также при получении наличности на выплату заработной платы, стипендий, пособий, расходов на служебные командировки и т.д.. Вместе с доверенностью на получение наличных в банке в орган Государственного казначейства подаются для проверки документы, подтверждающие необходимость затрат (расчетно-платежные ведомости, трудовые соглашения, приказы на отпуска, материальную помощь). На принятых к исполнению документах проставляется оттиск штампа казначея.
Операционно-контрольные управления, операционные отделы управления, отделы бухгалтерского учета и отчетности органов Государственного казначейства ведут к каждому регистрационного счета личные карточки, содержащие развернутую информацию о выделенные бюджетные средства на оплату расходов, суммы их использования и залишку.
С целью создания необходимых условий для эффективного использования средств государственного бюджета согласно постановлению Кабинета Министров от 28.07.98 № 1139 распорядители средств, содержащихся за счет государственного бюджета и не переведены на казначейское исполнение смет расходов, подают расчетные документы в учреждения банков после их предварительной проверки органами Государственного казначейства и при наличии на них оттиска штампа казначея.
Следует отметить, что введение сметы расходов и жесткого предварительного контроля за использованием средств по каждой категории расходов - вынужденные действия, вызванные дефицитом доходов бюджета и необходимости проведения комплекса мероприятий по экономному использованию бюджетных средств.
2.2.3. Учет фактических расходов 2.3. Учет кассовых операций