2. Ограниченность рыночного саморегулирования и необходимость государственного вмешательства в экономику
Говоря о механизме действия рынка, следует иметь в виду, что он - не всемогущ. На определенном этапе развития сама рыночная система разрушает свою основную признак - свободную конкуренцию, и развиваются процессы самоторможения, которые делают невозможным нормальное общественное, воспроизведения. Иначе говоря, речь идет об определенных негативные последствия рыночного саморегулирования. Назовем лишь некоторые из них.Развитие рыночной экономики в условиях свободной конкуренции неизбежно приводит к высокой концентрации и централизации производства и капитализма порождает монополию. Последние подавляют свободную конкуренцию, поскольку контролируют цены, навязывают свои условия рынку с целью получения высоких прибылей. Все это парализует и разрушает созданный веками рыночный механизм свободной конкуренции, который обеспечивал прогрессивное развитие производительных сил.
Рыночные отношения неизбежно приводят к безработице. Образование относительно избыточного населения - это следствие рыночного критерия оценки занятости. Рыночная экономика требует наличия безработицы, т.е. незанятого населения. Наличие безработицы обеспечивает предпринимателям большую прибыль, поскольку дает возможность уменьшать заработную плату занятой части населения, увеличивать продолжительность рабочего дня и интенсивность труда, ограничивается ваты предложение товаров, чтобы не допустить снижения цен тощо.
Рыночная экономика не может обеспечить полное использование материальных ресурсов. Об этом свидетельствует циклическое развитие производства. На фазе кризиса разрушаются производительные силы общества. Даже в период подъема экономики хроническим стало неполное использование производственных потужностей.
Рынок дает только информация о текущих экономических проблем. Например, о необходимости уменьшения себестоимости продукции, повышения производительности труда тощо.
При рыночной экономике отсутствует возможность воспроизведения в отраслях, которые не дают прибыли, но продукция которых крайне нужна обществу. Например, во всех странах сельское хозяйство является убыточным. Рыночный механизм неизбежно приводит к росту цен на продукцию сельского господарства.
Рынок не может обеспечить даже простое воспроизводство в сфере общественных товаров и услуг. Общественные товары - это товары, которые потребляются совместно всеми членами общества, т.е. это общественный транспорт, система образования и здравоохранения, оборона, управление, охрана правопорядка тощо.
Рыночный механизм оказывается неспособным воспроизвести состояние окружающей среды. Попытки частных фирм избежать решения экологических проблем в процессе своей деятельности и за счет этого сокращать издержки производства приводит к экологической кризи.
Рыночная экономика не только не в состоянии учесть потреби
всего населения, но и постоянно расслаивающей общество на богатых та
бедных и этим создает угрозу своему иснуванню.
Итак рыночный механизм имеет определенные границы своего действия. Его эффективное функционирование возможно только при условии активного государственного регулирования економики.
Для воздействия на экономические процессы в странах с рыночной экономикой создается государственное предпринимательство и используется краткосрочное и долгосрочное государственное регулирование економики.
Государственное предпринимательство развивается на основе государственной собственности, которая образуется путем строительства новых предприятий за счет госбюджета и вследствие национализации, то есть покупки предприятий у владельцев Государство может быть собственником значительной части капитала, что позволяет полностью управлять предприятием или иметь относительно небольшой частью капиталу.
Государственное предпринимательство создается главным образом в тех отраслях, которые частный сектор развивать не хочет, поскольку они мало прибыльные: общественный транспорт, образование, здравоохранение, учебные заведения, детские дома тощо.
Краткосрочное регулирование экономики представляет собой воздействие государства на производство с целью получения последствий в течение года. Это регулирование используется, например, для влияния на фазы промышленного цикла, для уменьшения темпов инфляции и др.. Основными средствами краткосрочного регулирования экономики является налоговая политика, регулировании цен и доходов, государственные замовлення.
Налоговая политика государства проявляется в изменении ставки налогов с целью стимулирования или ограничения тех или иных процессов Например, изменив ставку налога на прибыль, государство может повлиять на процесс накопления и спрос на средства производства. Изменяя подоходный налог и акцизный сбор, государство влияет на спрос на товары споживання.
Путем введения или отмены налоговых льгот для, предприятий какой-либо отрасли государство оказывает влияние на процесс восстановления средств труда, спрос на них и состояние дел в машиностроении. ~.
Кредитную политику государство использует для регулирования рыночной экономики через механизм удорожание или удешевление кредита. Удорожание кредита используется для ограничения инвестиционной активности, удешевление кредита - для стимулирования расширения и обновления виробництва.
Регулирование цен и доходов государство осуществляет многими путями, в том числе и путем воздействия через налоговую и кредитную политику.
Но такое воздействие не всегда является эффективным. Поэтому государство довольно часто осуществляет прямое регулирование цен и доходов и устанавливает над ними-контроль.
Механизм прямого регулирования включает в себя установление максимальных предельных цен и заработной платы, роста цен и зарплаты после получения санкций государственных органов и др.. В США государство регулирует до 10% цен, вводит уровень цен на пшеницу, кукурузу, рис, кормовое зерно, хлопок и др.. Контроль за ценами осуществляет Министерство юстиции и федеральная торговая палата.
В Японии особый государственный орган - Бюро цен. Государство регулирует цены на рис, пшеницу, мясо, молочные продукты, железнодорожные тарифы, цены на водоснабжение, теплоэнергию, электроэнергию, газ, обучение, медицинское обслуживание. В целом регулируется 20% потребительских цин.
В Европейском союзе согласовывают и регулируют цены на 88 -97% сельскохозяйственной продукции (по разным странам).
Государственный заказ как средство краткосрочного регулирования экономики оказывает заметное влияние на совокупный попит.
Например, государство как покупатель обеспечивает реализацию до 20% валового национального продукта. Госзаказ создает надежный рынок сбыта продукции, что очень важно на тех фазах промышленного цикла, когда обостряется проблема реализации. Через государственный заказ осуществляется значительная часть закупки различных товаров для создания государственных фондив.
Основными средствами долгосрочного регулирования рыночной экономики является планирование, программирование и прогнозування.
Планирования заключается в составлении государственными органами планов экономического и социального развития на несколько лет, как правило, на три - пять. В планах государство предлагает предпринимателям ориентиры для будущего развития, информирует их относительно перспективы изменения конъюнктуры. Государственные планы являются обязательными только для государственных предприятий и учреждений, а для частных они индикативный (информативный) характер. Однако выполнение государственных планов частными фирмами стимулируются государством. Государство участвует в инвестициях этих фирм, гарантирует рынок сбыта продукции, предоставляет льготные кредиты тощо.
Программирования используется для решения большого технической, экономической или социальной проблемы, которая требует объединения усилий предприятий различных отраслей и сфер деятельности. В программе указываются фирмы, участвующих в решении проблемы, и конкретная задача каждой фирме: объем работы, срок выполнения, поставщики производственных ресурсов, порядок финансирования и др.. Такие программы применяются в военной и космической промышленности, при модернизации угольной и металлургической промышленности, судостроения тощо.
Прогнозирование - это получение аргументированного представления о тенденциях развития всей экономики или отдельных ее частей. Без экономического прогноза нельзя разработать план развития экономики или программу решения отдельной проблемы. Разрабатываются среднесрочные (как правило, на пять лет) и долгосрочные (на 10 -15 и даже на 50 лет) прогнозы. Прогнозы содержат показатели развития всей экономики, отдельных отраслей, видов деятельности, социальных условий общества тощо.
Как видим рыночный механизм существенно дополняется государственным регулированием. Без него современная рыночная экономика ни существовать, ни развиваться не может.
1. Рынок как саморегулирующаяся система | 3. Особенности регулирования экономики Украины в условиях восстановления капиталистических отношений |