3. Особенности регулирования экономики Украины в условиях восстановления капиталистических отношений
В разных странах системы государственного регулирования и место, ^ ни занимают в хозяйственной деятельности, имеют свои национальные особенности. Однако суть государственного регулирования везде одинакова. Государство с помощью экономических и административных рычагов Активен стимулировать определенные направления развития экономики, не Разрушая и не устраняя рыночного механизма. Как отмечалось ранее, в своевременных развитых рыночных системах государство пытается оптимально сочетать конкурентные рыночные и государственные регулирующие силы в хозяйственной системи.В Украине, как в других постсоциалистических странах, национальные особенности регулирования экономики обусловлены несколько иными, ни * скажем, в СЕЛА, странах Западной Европы, обстоятельствами. В развитых рыночных системах государственное регулирование развивается по восходящей все больше и больше перебирая на себя решение тех проблем, которые способен решить рыночный механизм и которые он порождает. В условиях Украины государственное регулирование движется по нисходящей - от директивного планирования к широкомасштабному внедрению рыночного механизма с присущей ему конкуренцией и свободой предпринимательства. При директивного планирования властные структуры определяли основные экономические потребности, сбалансировала их с имеющимися ресурсами и посредством обязательных для выполнения задач обеспечивали реализацию разработанных планов. Причем только 0,1% из более 24 млн. наименований продукции определялся и контролировался центральными плановыми органами. Сказанное означает, что утверждения некоторых авторов о том, что в условиях бывшего СССР также производство мелочей определялось централизованно государственными планами, не отвечает дийсности.
Однако, чтобы там не говорилось, сегодня в Украине регулирования экономики характеризуется не только отказом от директивного централизованного планирования, но и отсутствием какого-либо проверенного мировой практикой планирования. Иначе говоря, в Украине сегодня отсутствует такое государственное регулирование, которое бы обеспечивало координацию экономических процессов на макроуровне и поддержание оптимальных пропорций общественного производства и непрерывность процесса видтворення.
Сказанное вовсе не означает, что в Украине государство совершенно самоустранилась от выполнения экономических функций. Правительство страны применяет все известные средства краткосрочного регулирования экономики - налоговую политику, кредитную политику, госзаказ на производство продукции, регулирование цен и доходов и т.п.. Однако они оказались неэффективными в условиях отсутствия долгосрочного государственного регулирования экономики, то есть отсутствия планирования, программирования и прогнозування.
Свидетельством этого является то, что государство не обеспечивает развитие отечественного производства, транспорта, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды, социальной и рыночной инфраструктуры и социальной справедливости.
Значительную роль в реализации регулирования экономики должны играть местные органы власти. Они являются полноправными субъектами хозяйственной деятельности, на которые возложено решение проблем социального обслуживания, охраны окружающей среды, продовольственного обеспечения, экономического планирования, регулирования земельных отношений, развития инфраструктуры рынка и ин.
Экономические функции местных органов государственной власти является составной частью экономических функций государственной исполнительной власти вообще. А это значит, что есть необходимость в разграничении компетенции центральных и местных органов исполнительной власти в сфере экономического регулювання.
Определенные экономические функции выполняют и органы местного самоуправления - сельские, поселковые, городские, районные и областные советы. Местное самоуправление представляет собой форму управления территориями на основе самоорганизации граждан. Среди задач, которые возлагаются законом на эти органы, является разработка, утверждение и исполнение местных бюджетов, принятие планов развития соответствующих территорий, установление местных налогов и сборов, управления объектами коммунальной (муниципальной) собственности, предоставление жителям городов, поселков и сел различных услуг тощо.
Однако выполнять все эти функции органы местного самоуправления могут, поскольку лишены надлежащих финансовых ресурсов. Действующий порядок формирования государственного и местного бюджетов приводит к тому, что налоги, платежи и сборы большей части поступают в центр - государственный бюджет, - а самоуправляющимся единицам попадают лишь мизерные суммы. Вследствие этого накапливаются территориальные проблемы, возникают диспропорции, замораживается местная инициатива, а следовательно, тормозится социально-экономическое развитие всего общества.
По мере формирования рыночных отношений и создание рыночной инфраструктуры в Украине начинают действовать и рыночные механизмы регулирования экономики. Проблема в том, чтобы обоснованно распределить функции межгосударственным и рыночным регулированием, определить приоритеты и границы каждого, создать определенные условия для их действия и взаемодии.
К сожалению в Украине возобладала идея всемогущества рынка и его обожания. В начале рыночных преобразований многие считали, что Достаточно сломать механизм централизованного планового управления экономикой и осуществить разгосударствление и приватизацию средств производства и тогда заработает рыночный механизм. Однако попытка развивать общественное производство только на основе рыночных механизмов, свободной Конкуренции обернулась разгулом слепой стихии, разрушительные последствия которого Для Украины превосходят даже убытки, которые пережила страна в годы великой Отечественной войны.
2. Ограниченность рыночного саморегулирования и необходимость государственного вмешательства в экономику | ТЕМА 19. Общественный продукт и его формы в процессе воссоздания |