2. Необходимость и система перераспределения национального дохода

До сих пор шла речь о первичном распределении национального дохода, в результате которого образуются основные доходы, т.е. доходы тех работников, которые непосредственно производят национальный доход. Однако в каждом обществе первичное распределение национального дохода дополняется его перераспределением, в результате которого формируются неосновные (производные) доходи.
Это необходимость перераспределения национального дохода обусловлена целым рядом причин, среди которых основными являются:
необходимость концентрации ресурсов для решения важных социальных проблем,
существование непроизводственной сферы, на содержание которой средства поступают в результате перераспределения доходов; необходимость привлечения средств предприятий и населения на общественные нужды. Перераспределение национального дохода осуществляется с помощью налога, механизма цен, оплаты населением услуг непроизводственной сферы и добровольных платежей в общественные организации.
Налоговая система Украины включает в себя следующие виды налогов:
налоги с юридических лиц, в частности, налоги на добавленную стоимость, акцизный сбор, налог на использование природных ресурсов, налог на прибыль предприятий, налог с объема реализации, налоги на фонд оплаты труда, налог на экспорт и импорт;
налоги с юридических и физических лиц, в частности, налог с недвижимость, транспортный налог, налог на использовании автомобильного топлива, земельный налог;
налог с физических лиц, в частности, подоходный налог с граждан, налог на доходы от предпринимательской деятельности и податки
на другие объекты.
Совокупный уровень налогов и их ставки в Украине очень высокие, а это негативно сказывается и на жизненном уровне населения. Как высокий уровень налогообложения неизбежно вызывает у предпринимателей желание переложить налоговое бремя на потребителей, включив всю сумму налогов в цену товаров. В результате цена часто превышает ту, которую способен заплатить за продукцию покупатель. Снижение же продажной цены ставит производителя на грань банкрутства.
Перераспределение национального дохода с помощью цен основном осуществляет государство путем установления верхних и нижних уровней цен для потребителей и производителей определенного товара. Однако и сами производители, прежде монополистические объединения, лишен возможности влиять на уровень цин.
В результате распределения и перераспределения национального дохода формируются конечные доходы различных групп населения, государства, предприятий производственной и непроизводственной сферы, которые находят свое проявление в фонде потребления и накопления. После этого происходит использование национального дохода на:
личное потребление работников материальной сферы;
личное потребление работников непроизводственной сферы;
покрытия чистых издержек обращения;
покрытие расходов на оборону;
расширенное воспроизводство в производственной сфере и увеличение основных фондов в непроизводственной сфери.
Важным средством перераспределения национального дохода является социальное страхование. Оно включает в себя пенсионное страхование на случай безработицы, болезни и несчастного случая. В странах с рыночной экономикой пенсионное и медицинское страхование, а также страхование от безработицы осуществляется главным образом за счет отчислений из заработной платы и доходов предприятий. Скажем, в США и Японии на Пенсионное и медицинское страхование отчисляется 7-7,5% средней заработной платы наемных робитникив.
В социалистических странах и некоторых капиталистических государствах социальное страхование осуществляется за счет общественных фондов потребления. С помощью общественных фондов потребления обеспечивается (полностью или частично) удовлетворение потребностей населения в образовании и культуре, здравоохранении и жилье, содержание нетрудоспособных членов суспильства.
Общественные фонды потребления распределяются по-разному:
независимо от количества и качества труда (бесплатная медицинская помощь, образование);
с учетом прошлого заработка и стажа работы (пенсии, помощи по поводу временной нетрудоспособности, безработицы оплаты отпусков)
с учетом обеспеченности семей (льготы малообеспеченным семьям, выплаты одиноким матерям). и
По формам предоставления общественные фонды потребления можно разделить на денежные выплаты, натуральные выдачи и бесплатные услуги. /
Источниками формирования общественных фондов потребления есть необходимый продукт и частично дополнительный продукт.
Роль и значение общественных фондов потребления в разных обществах разные. Скажем, в условиях социализма им предоставляется большее значение, чем при капитализме. Благодаря этим фондам социалистическое общество имеет возможность не только воспроизводить рабочую силу, но и обеспечивать всестороннее развитие физических и духовных способностей каждого члена суспильства.
Вместе с тем общественные фонды потребления призваны реализовать идею равенства и справедливости в обществе. Правда, в современных условиях система общественных фондов потребления в нашей стране существенно деформирована и практически превратилась в механизм перераспределения национального дохода в интересах большого отряда управленческих чиновников. Чтобы убедиться в сказанном, достаточно сравнить медицинские, санаторно-курортные, жилые, коммунально-бытовые и другие услуги и пенсии, которые получают государственные служащие с теми, которые имеют все остальные громадяни.
Для того, чтобы общественные фонды потребления отвечали своему назначению, необходимо устранить имеющиеся деформации, в частности:
сократить различия в использовании выплат и льгот разными социальными слоями;
больше средств выделять для социального развития села;
повышения роли общественных фондов потребления в решении демографических проблем (существенная помощь многодетным, улучшение условий труда, быта и отдыха работающих женщин, строительство дошкольных детских учреждений)
широкое использование общественных фондов потребления ДЛ * стимулирование производственных показателей через удовлетворение потребностей в предоставлении бесплатных путевок в места отдыха и т.д.;
полное использование общественных фондов потребления для обеспечения нормальных условий жизни пенсионеров, инвалидов и других слоев населения, нуждающихся в социальной защите.
1. Распределение национального дохода 3. Бюджет домохозяйства и его структура