3. Бюджет домохозяйства и его структура
Распределение и перераспределение национального дохода завершается формированием бюджета домохозяйства (семьи). Как было сказано в одной из предыдущих тем, домохозяйство представляет собой экономическую единицу, состоящую из одного или более человек, которые ведут общее хозяйство, которое обеспечивает экономику факторами производства и использует заработанные средства для текущего потребления товаров и услуг и сбережения с целью удовлетворения своих потребностей .Домохозяйство выполняет в экономике три основные функции:
функцию потребления, поскольку является потребителем конечных материальных и нематериальных благ, а именно удовлетворение его потребностей выступает естественной целью производства;
функцию снабжения факторов производства (рабочей силы, а иногда и средств производства) предприятиям, осуществляющим их сочетания с целью создания материальных и нематериальных благ;
функцию сбережения, поскольку часть дохода домохозяйства, которая не используется в течение текущего периода на потребляемой, при определенных обстоятельствах может стать источником финансирования развития економики.
Однако ведущей выступает функция потребления. На объемы потребления домохозяйства оказывают влияние размеры его бюджета и уровень цен на материальные и нематериальные блага. Бюджет домохозяйства - это все денежные поступления, которые получают из разных источников все члены семьи. Для подавляющей части домохозяйств основным источником формирования бюджета является заработная плата. В структуре бюджета домохозяйств нашей страны она составляет почти 80%.
Важным источником формирования доходов домохозяйства является личное вспомогательное хозяйство, которое имеет место как в условиях капитализма, так и в условиях социализма. Его ведут трудящиеся при условии, что заработная плата по основному месту работы недостаточно для существования семьи. В структуре доходов домохозяйств Украины удельный вес доходов от личного вспомогательного хозяйства в конце 90-х годов составляла 5-10%, что втрое больше по сравнению с концом 80-х рокив.
Источником дохода домохозяйства могут быть поступления от индивидуальной трудовой деятельности, выплаты по паем членам кооперативов и дивиденды, если в семье есть члены акционерных обществ. Основным источником доходов владельцев промышленного, торгового, ссудного и земельного капитала соответствии промышленная прибыль, торговая прибыль, ссудный процент и земельная рента.
Важным источником доходов домохозяйства являются выплаты и льготы общественных фондов потребления, о чем говорилось выше. В данном случае лишь уточним, что денежные выплаты из общественных фондов потребления (пенсии, стипендии, дотации, пособия и т.п.) используются населением так же, как и заработная плата. В то время как льготы, которые получает население за счет общественных фондов потребления, не имеют денежной форме. их получают в виде бесплатного медицинского обслуживания, бесплатного образования, дотирование расходов на жилье и т.п. В структуре доходов домохозяйств нашей страны выплаты и льготы из общественных фондов потребления составляют 10-15 процентов. ,
Бюджет домохозяйства являются средством удовлетворения потребностей населения. По мере его роста не только более полно удовлетворяются потребности семьи, но и существенно меняется сама система потребностей. Соответственно меняется и структура расходов бюджета домохозяйства. Как показывает опыт индустриально развитых стран, в изменении структуры расходов бюджета домохозяйства наблюдаются следующие основные тенденции:
сокращение доли средств, используемых на питание;
рост удельного веса расходов на покупку промышленных товаров, оплату социально-культурных и бытовых услуг;
рост удельного веса средств, которые экономит населения;
существенное увеличение доли доходов, используемых на уплату налогов и платежив.
Эти тенденции, за исключением последней, являются положительными. Они свидетельствуют о повышении жизненного уровня населення.
Правда, в нашей стране в последние годы наметились некоторые отклонения от общих тенденций изменения структуры использования бюджета домохозяйств. В частности, почти вдвое вырос удельный вес затрат на питание и оплату налогов и платежей и соответственно уменьшилась и доля средств, которая используется на покупку промышленных товаров, оплату социально-культурных и бытовых услуг. Существенно уменьшилась и та часть бюджета домохозяйства, приходится на семейные сбережения. Появление упомянутых тенденций свидетельствует о снижении жизненного уровня населения. Ведь рост в структуре бюджета домохозяйства расходов на питание имеет место тогда, когда этот бюджет является недостаточным для удовлетворения других потреб.
Бюджет домохозяйства не должен быть ниже И прожиточный минимум. Принято различать физиологический прожиточный минимум и социальный прожиточный минимум. Социальный прожиточный минимум, кроме минимального удовлетворения физических потребностей, включает и расходы на минимальные духовные и социальные запросы. Социальный прожиточный минимум является нижней границей бедности, малозабезпечености.
Социальный прожиточный минимум должен учитываться при установлении минимального уровня доходов домохозяйства и минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий и других выплат и льгот. В большинстве стран социальный прожиточный минимум гарантируется государством путем установления минимальной заработной платы, пенсии, пособия и т.д.. В нашей стране официально утвержден уровень минимальной заработной платы, пенсии, стипендии и других выплат и помогает намного ниже не только за социальное, но и физиологического прожиточного минимум.
Верхней границей бедности минимальный потребительский бюджет. Он выражает в денежной и натуральной формах тот объем потребления жизненных благ, который является минимально достаточным для физического и умственного развития человека и обеспечения простого воспроизводства его жизни и работоспособности. Он определяется в среднем на душу населения на основе системы «потребительскую корзину». К сожалению, утвержден в нашей стране минимальный потребительский бюджет является меньше не только верхней, но и нижней черту бедности. Он не обеспечивает простого воспроизводства жизни и трудоспособности человека. И как следствие, сегодня в стране имеют место нищета, бедность, вымирание и моральная деградация населения. Установка семейных доходов ниже прожиточного минимума противоречит Конституции Украины, в частности статьи 48, где указывается, что "каждый имеет право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилье".
Бюджет домохозяйства и его структура подвергаются воздействию Государственного регулирования. Это влияние осуществляется прежде всего путем Регулирование личных доходов населения, поскольку государство:
устанавливает минимальную заработную плату, пенсию, стипендию и другие пособия и выплаты;
осуществляет индексацию доходов населения;
устанавливает ставки налогов и платежей, прямо или косвенно регулирует цены на предметы споживання.
Все эти меры, если они осуществляются в интересах населения, представляют собой социальную защиту. Иными словами, социальная защита включает в себя комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту "сселение от безработицы, роста цен, обесценивания трудовых 3аощаджень и других негативных последствий рыночной трансформации экономики.
2. Необходимость и система перераспределения национального дохода | ТЕМА 22. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЕГО ФАКТОРЫ. |