3. Финансовая система и ее роль в регулировании производства

Как уже отмечалось, важную роль в государственном регулировании экономики играет финансовая система. Финансы представляют собой совокупность экономических отношений по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств для удовлетворения потребностей расширенного воспроизводства. Субъектами финансовых отношений выступают предприятия, общественные организации, государственные органы управления, Государство в целом и населения страны. Взаимодействие субъектов финансов осуществляется в процессе формирования и использования амортизационного фонда, фонда накопления и фондов для решения различных социальных проблем.
Финансы обслуживают кругооборот и оборот производственных фондов в денежной, производительной и товарной формах, а также охватывают разнообразные налоговые платежи населения, займы, лотереи, вклады в Сбербанки временно свободных денег. Посредством финансовой системы государство предоставляет населению кредиты, регулирует индивидуальную трудовую деятельность, осуществляет управление социально-экономическими процессами, определяет темпы и пропорции общественного видтворення.
Финансы выполняют аккумулирующую, контролирующую и стимулирующую функции. Аккумулирующая функция финансов проявляется в аккумулировании денежных средств для замещения стоимости потребленных средств производства и образование первичных доходов в виде прибыли, образования фонда социального страхования, резервных и страховых фондов, обеспечения общегосударственных потребностей, формирования ресурсов на содержание и развитие непроизводственной сферы, осуществления внутриотраслевого, межотраслевого и межрегионального распределения национального дохода. Аккумулируя и регулируя финансовые ресурсы, государство имеет возможность активно влиять на формирование оптимальных пропорций между накоплением и потреблением, производственной и непроизводственной сферами, I и II подразделениями общественного производства, отдельными отраслями народного хозяйства и экономическими регионами.
Контрольная функция финансов заключается в осуществлении-контроля за соблюдением субъектами финансовых отношений порядка образования и использования целевых денежных фондов и выполнения финансовых обязательств перед государством. Из-за финансовых нормативные акты государство регламентирует и регулирует процесс начисления, получения, изменение и отмену платежей в бюджету.
Стимулирующая функция финансов проявляется в их способности содействовать режима экономии, повышению производительности труда и улучшению качества продукции. Если финансы не выполняют эту функцию, то в обществе возникают обратные процессы и наступает экономическая, социальная, а нередко и политическая нестабильнисть.
Финансы функционируют через финансовую систему. Финансовая система представляет собой совокупность разнообразных форм организации финансовых отношений между государством и предприятиями, между предприятиями, организациями и их объединениями, а также между государством, предприятиями и организациями, с одной стороны, и населением, с другой-Основными средствами финансовой системы являются налоги , платежи в бюджет, платежи за государственные кредиты, рентные платежи, формирования и, использования бюджетных и внебюджетных фондив.
Финансовая система любой страны имеет следующую структуру: финансы предприятий и организаций, общегосударственные финансы, финансы населения финансы предприятий составляют систему экономических отношений, которая связана с формированием, распределением и использованием денежных средств для обеспечения хозяйственной деятельности, производственного и социального развития. Именно на предприятиях создается валовой национальный продукт, становится объектом финансового распределения и перераспределения, формируются доходы и накопления, образуются и используются фонды денежных коштив.
Финансовые отношения некоммерческих (бюджетных) организаций (учреждений образования, здравоохранения, управления, охраны общественного порядка, обороны и др.). Складываются по поводу денежных отношений данной отрасли с бюджетом, отраслевых органов управления с подведомственными им учреждениями, а также внутри последних. Упомянутые организации могут иметь денежные отношения, связанные с формированием и использованием внебюджетных фондов, которые формируются в результате спонсорской помощи и оплаты потребителями соответствующих послуг.
Общегосударственные финансы составляют систему денежных фондов, которые имеет государство и которые используются на финансирование народного хозяйства, социально-культурные мероприятия, управление и оборону. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет - это система денежных отношений между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и населением, с другой, по поводу образования, распределения и использования централизованного фонда денежных ресурсов государства для расширения производства, удовлетворения социально-культурных потребностей населения и покрытия других общегосударственных потребностей (управление, оборону, охрану окружающей среды и т.д.). Иными словами, государственный бюджет, это - ежегодный баланс поступлений и расходов, который разрабатывается государственными органами для активного влияния на экономические процессы и повышение их ефективности.
Бюджетная система Украины включает в себя государственный бюджет Украины, бюджет Автономной Республики Крым и местные бюджеты-областные, районные, городские, поселковые и сельские. Все они имеют две части: Доходы и видатки.
Каждый бюджет имеет свои собственные источники доходов. Источником доходов государственного бюджета являются: налог с оборота, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на добавленную стоимость, акцизные сборы, доходы от внешнеэкономической деятельности, поступления от и Реализации денежно-вещевой лотереи, налог с населения и ин.
Отдельным звеном государственных финансов выступают внебюджетные Фонды, которые организационно отделены от государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Они управляются исполнительной и законодательной 6ладою и местными органами. В нашей стране основными внебюджетными фондами являются: фонд социального страхования, фонд Чернобыля, пенсионный фонд, фонд занятости населения, инновационный фонд, природоохранный фонд, фонды регионального развития и т.п.. Внебюджетные фонды формируются за счет специальных целевых отчислений, добровольных взносов и пожертвований физических и юридических лиц, доходов от займов, денежно-вещевых лотерей и ин.
Государственные расходы - это совокупность денежных отношений, которые складываются в процессе распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов для финансирования основных расходов общества. Главными статьями расходов госбюджета является: финансирование народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий государства, расходы на управление и оборону.
Все звенья бюджетной системы имеют необходимые, закрепленные за ними доходы для сбалансирования доходов и расходов. Однако при определенных обстоятельствах для сбалансирования бюджетов могут использоваться дотации, субсидии и субвенции. Дотации предоставляются ниже местному бюджету как помощь на определенную сумму тогда, когда он не может сократить свои расходы. Дотации не имеют целевого назначения, а потому их получатель по своему усмотрению тратит полученные средства. Субсидии выдаются на финансирование конкретных учреждений или мероприятий, т.е. имеют "целевое назначение и выдаются на сбалансирование текущего бюджета. Субвенции также имеют целевой характер и выдаются преимущественно на цели развития и на основе долевого участия в финансировании предусмотренных витрат.
Финансы населения - это денежные фонды , которые образуются у жителей страны и которые направляются на приумножение их собственности и повышения благосостояния.
2. Объективная необходимость и современные формы государственного регулирования общественного воспроизводства 4. Суть и функции кредитной системы