2. Функции и виды цен

Сущность цены, как и любого экономического явления или процесса, полнее, или комплексно, раскрывается в выполняемых ею функциях.
Функции цены. Цена выполняет следующие основные функции: 1) учетную, 2) распределительную, 3) стимулюючу.
Учетная функция цены заключается в том, что она является средством учета общественно необходимого, а следовательно, и полезного труда. Работа, которая превышает эту величину при производстве возобновляемых товаров, не признается потребителями, а потому лишняя. Такой учет позволяет осуществлять эквивалентный обмен товаров, определять экономическую эффективность производства, устанавливать оптимальное соотношение между накоплением и потреблением и ин.
Распределительная функция цены реализуется в процессе внутри-и межотраслевой конкуренции. В первом случае такое перераспределение стоимости, прежде прибавочной стоимости, осуществляется в интересах тех предприятий, в которых издержки производства ниже общественно необходимых, а качество товаров выше. Во втором случае перераспределение прибавочной стоимости происходит через механизм переливания капиталов в пользу отраслей, в которых производство товаров и услуг осуществляется согласно индивидуальных, коллективных и общественных потреб.
Стимулирующая функция цены заключается в давлении рыночных цен на предпринимателей через механизм конкуренции на внедрение новой техники, более совершенных форм и методов организации производства тощо.
Выяснение сущности цены позволяет перейти к рассмотрению основных видов цен, в которых эти функции втилюються.
Разделение цены по форме собственности. Существуют различные критерии деления цен. Так, согласно критерию собственности различают государственные, кооперативные, индивидуальные и другие виды цин.
Государственные цены преобладали в бывшем СССР, так 92% собственности принадлежало государству. их устанавливали специальные государственные органы - Государственные комитеты по ценам, которые имели филиалы в республиках и на местах. Механизм установления таких цен был очень громоздкий. В прессе приводились примеры, когда для установления цены на товары широкого потребления (например, новый тип совка для мусора и т.п.) надо было собрать более 100 подписей в разных инстанциях. В СССР 98% цен были государственными и лишь 2% - ценами колхозного рынка. Цены на продукцию кооперативных предприятий также были одержавлени.
Разделение цен по форме конкуренции. Зависимости от форм конкуренции, а частично от форм собственности, различают рыночные цены при чистой конкуренции; олигопольные цены - за господство групповых монополий (олигополий) монопольные - за абсолютной монополизации единым производителем или продавцом соответствующей сферы производства (а значит и сбыта) либо сбыта (так называемая монопсония).
Всего за господство монополий различают монопольно высокие и монопольно низкие цены. Монопольно высокую цену устанавливает товаропроизводитель, который занимает монопольное положение в производстве и на рынке, ограничивает конкуренцию, нарушает права потребителей, получает вследствие этого высокие прибутки.
Монопольно низкую цену устанавливают товаропроизводители под давлением монополистов. Такого давление испытывают мелкие и средние фирмы при заключении контрактов с монополиями, мелкие фирмы под давлением транспортных и промышленных компаний при доставке сельскохозяйственной продукции на рынок и ее переработки. Так, для мелких фермерских хозяйств США, которые специализируются на производстве молока, типичной является ситуация, когда с каждого доллара, который потребители оплатили один литр молока, они получают лишь примерно 35 центив.
Однако монопольно высокие цены приводят к уменьшению платежеспособного спроса населения, "притягивают" конкурентов. Поэтому монополии должны постоянно искать оптимальное соотношение между количеством реализованной продукции и ценой, которая позволяет присвоить максимальную прибуток.
За господство на рынке нескольких олигополистов (групповой монополии), как правило, применяется практика «лидерства в ценах". Чтобы избежать изнурительной конкурентной борьбы, мощная компания устанавливает цены на свои товары или услуги. Остальные олигополистов при общем молчаливом согласии назначают такую же или несколько более низкую цену (в зависимости от качества товара, сроков гарантийного обслуживания и т.п.).
Цены на товары, которые производят естественные монополисты, регулирует государство. Такими товарами и услугами является электроэнергия, услуги связи и почты ин.
Зависимости от типов рыночной системы различают регулируемые и нерегулируемые цены. Значительную часть цен в развитых странах мира регулирует государство. Так, в Швейцарии государственный контроль над ценами распространяется почти на 50% объема товарной продукции, во Франции государство регулирует цены j на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспорт, некоторые другие товары и услуги. В период экономического кризиса государственный контроль над ценами усиливается. | Например, в Швейцарии во время кризиса 1990-1991 pp. государство контролировало все цини.
Регулируемыми есть и цены на олигополистическом, чисто монополистическом рынке. Такое регулирование со стороны гигантских компаний осуществляется через механизм формирования и регулирования спроса, объемов производства продукции, практики «лидерства в ценах» и ин.
Цены в Украине. В Украину классификация цен осуществляется путем их разделения на оптовые цены предприятия, оптовые | цены промышленности и розничные цены. Оптовые цены предприятия состоят из себестоимости и прибыли. Покупая у предприятий товары, оптовые торговые организации продают их предприятиям розничной торговли по оптовым ценам промышленности. Они превышают оптовые цены предприятий на величину торговой надбавки, которая состоит из затрат оборота и прибыли оптовой торговой организации. Затраты обращения - это расходы на] транспортировки, хранения, фасовки, выплату заработной платы работникам торговли и ин.
В последние годы государственный контроль над ценами постепенно ослабевает, осуществляется политика "либерализации цен", что при невысоких заработной платы, других доходов приводит к растущему обнищанию подавляющего большинства населения.
1. сущность цены 3. механизм ценообразования