4. Участники каналов сбыта ( или движения товаров). Первый вариант реализации этого фактора - влияние на цены со стороны поставщиков продукции , второй - со стороны предприятий торговли.

В первом случае автомобильному заводу, например, повышает цену на комплектующие изделия один или несколько поставщиков (в частности, на моторы и шины), во втором - цены повышает энергетическая компания для всех участников технологического цикла, и каждый из них вынужден также повышать цены на детали (в легковом автомобиле насчитывается до 1500 только основных деталей). В этих условиях завод может найти другого поставщика, поднять цены на автомобили в зависимости от роста цен на комплектующие или за счет рационализации собственного производства, повышение продолжительности рабочего дня и т. поднять цены не настолько, как постачальники.
Во втором случае торговые предприятия могут поднять снабженческо-сбытовую надбавку (цена снабженческих и сбытовых услуг и средняя прибыль), что будет способствовать снижению потребительского спроса населения и негативно повлияет (как и в первом случае) на объемы производства данного товару.
Попробуем теперь оценить механизм ценообразования с точки зрения теории трудовой стоимости и концепции предельной полезности. Если исходить из того, что основную массу товаров и услуг изготовляют крупные компании, а принципом ценообразования на их продукцию есть средние издержки плюс монопольно высокую прибыль, то становится понятной беспочвенность представителей теории предельной полезности претендовать на практическое использование положений этой "теории.
Кроме того , сам принцип установления цен по методу "средние издержки плюс прибыль", который используют не только крупные компании, вовсе не означает, что при этом не учитывается соотношение спроса и пропозиции.
Известный экономист Ф. Котлер называет и другие методы расчета цен: 1 ) на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли; 2) на основе уровня текущих цен, прежде всего конкурентов (используется в основном мелкими предприятиями), 3) на основе закрытых торгов; 4) на основе ценности товара, т.е. субъективной оценки потребительских благ товаров и услуг потребителями, 5) высокое качество при относительно низких цен, хотя такое качество позволяет повышать цини.
Если продолжить оценку значимости теории трудовой стоимости и концепции предельной полезности, то вывод о преобладании расходов при определении цены товаров подтвердится. Об этом свидетельствует и тот факт, что к внутренним факторам ценообразования относятся расходы производства, а внутренние факторы имеют преимущество над зовнишними.
Цена в условиях простого товарного производства выступает денежным выражением стоимости, на низшей стадии капитализма - денежным выражением цен производства, на высшей стадии - денежным выражением монопольных цен производства, в котором отображается действие законов стоимости, спроса, предложения и монополизации производства. Монопольные цены является прежде ценам производства, их дополняет господства монополий (в том числе олигополий) на рынке, что делает их одновременно ценам обращения (в которых учитываются спрос и предложение) . Полнее сущность цены выражается в выполняемых ею функциях (учетной, распределительной и стимулирующей).
Основными видами цен, согласно критерию собственности, являются государственные (или прейскурантные), кооперативные, индивидуальные и др..; по критерию моделей рынка - монопольные, олигопольные , рыночные, в зависимости от типов рыночной системы - регулируемые и нерегулируемые. Двумя важнейшими типами цен является монопольно высокие (по таким ценам продают товары и услуги монополии, в том числе олигополии) и монопольно низкие (по которым монополии покупают товары и услуги).
Внешними факторами ценообразования являются потребители, конкурирующие фирмы, правительство и участники каналов сбыта (движения товаров). Внутренним фактором ценообразования являются издержки производства. Практика установления цен в развитых странах мира свидетельствует о преобладании теории трудовой стоимости, одновременно целесообразно дополнять теорией спроса и предложения, предельной корисности.
Вмешательство государства в процесс ценообразования осуществляется посредством установления фиксированных цен, их прямого (путем установления предельного уровня цен на отдельные товары, регламентации уровня рентабельности предприятий, установление цен на товары и услуги в государственном секторе и др..) и опосредованного (запрет монопольного установления цен, ценовой дискриминации, демпинга и т.п.) регулирования. Влияние на цены также происходит со стороны поставщиков и споживачив.
Важными факторами механизма ценообразования являются производители (поставщики) и предприятия торговли (посредники).
3. механизм ценообразования Тема 15. заработная плата