1. Недостатки рыночного саморегулирования экономики и необходимость государственного регулирования

Мнения экономистов относительно роли государства. Представители всех направлений и школ современной экономической теории пришли к выводу, что современная экономическая система без хозяйственной деятельности государства существовать не может, а если и существует, то с большими перебоями. Предметом дискуссии является только масштабы, формы и способы вмешательства государства в економику.
Однако эта мысль утвердилась не сразу. Например, А. Смит и Д. Рикардо утверждали, что рыночная экономика должна развиваться на принципах саморегулирования, без вмешательства государства. ей отводилась второстепенная роль: организация общественного порядка, государственной почтовой службы, строительство дорог, мостов и других сооружений и их содержание в надлежащем состоянии, а также обеспечения национальной оборони.
Первыми о необходимости широкомасштабного огосударствления производительных сил, отношений собственности, процесса регулирования экономикой говорили К. Маркс и Ф. Энгельс. Такое мнение обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс в работе "Общая теория занятости, процента и денег", 1946 г. До этого автора побудила сама действительность, поскольку глубокая за всю историю капитализма экономический кризис 1929-193 ^ гг показала несостоятельность рыночного саморегулирования економики.
Необходимость государственного вмешательства. ее предопределяют:
несостоятельность частной и коллективной капиталистической собственности обеспечить дальнейший прогресс современных производительных сил (развитие образования, фундаментальных научных исследований, освоения космоса и др.)., что привело к определенному огосударствление экономической системы, в действие закона огосударствления экономики;
постепенное нарастание противоречий во взаимодействии человека с природой, возникновения экологического кризиса. Рыночная система лишена внутренних факторов, которые бы стимулировали предпринимателей к хранению природы;
несостоятельность механизма рыночного саморегулирования равномерно развивать регионы страны;
неспособность обеспечить относительно справедливое распределение и социальную защиту людей;
неспособность обеспечить пропорциональное развитие отраслей, численность которых в результате углубления общественного разделения труда постоянно растет;
появление монополий;
неспособность преодолеть экономические кризисы, глубина которых постепенно нарастала;
неспособность обеспечить планомерное развитие народного хозяйства, обусловленный достигнутым уровнем развития производительных сил, общественным характером производства;
неспособность обеспечить развитие экономической и социальной инфраструктур;
неспособность обеспечить защиту прав потребителей и производителей, разработать правовую систему, адекватную уровню развития экономической системы. Как отметил по этому поводу английский социолог К. Поппер, "... общество, основанное на рыночных отношениях ... не мыслится без правовой системы, без власти закона";
неспособность обеспечить производство специфических общественных товаров - оборонного значения, содержание правоохранительных органов, страхование на случай безработицы, по старости и др..;
возведении к хронической безработице, масштабы которого без государственного влияния на эти процессы были бы намного больше;
неспособность обеспечить развитие международных экономических отношений (мировой торговли, миграции рабочей силы и др.)..
П. Самуэльсон отмечает, что Америка XX в. подошла ближе, чем любая другая страна, до такого состояния, когда быстрый экономический прогресс и индивидуальная свобода течение века повлекли время цикличность экономического развития, хищения и истощение природных ресурсов, которые не пополняются, полярность бедности и богатства, разложение государственного аппарата и время вытеснения монополией саморегулируемой конкуренции.
Приведены основные проявления несостоятельности механизма рыночного саморегулирования экономики обусловили процесс выполнения государством целого ряда важнейших экономических функций, но это не значит, что она полностью решает названные проблемы. Во-первых, государство пытается при этом максимально использовать рыночный механизм. Во-вторых, государственное регулирование экономики все больше дополняется надгосударственным регулированием, а экономические функции отдельных государств дополняются экономическими функциями наднациональных органив.
Экономические функции современного государства. Основными социально-экономическими функциями государства в развитых странах мира являются:
обеспечения пространства для развития современных производительных сил путем создания качественно новых, прогрессивных форм собственности (государственной, государственно-корпоративной и др.)., реформирования предыдущих и формирование смешанных;
политика защиты окружающей среды путем создания соответствующей законодательной базы, формирования экологического мышления и др..;
региональная экономическая политика интенсивного направления государственных инвестиций и стимулирования негосударственных инвестиций в отсталые экономические регионы и т.п.;
частичное перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев населения через механизм прогрессивного налогообложения;
реализация стратегии планомерного и пропорционального развития экономики путем определения целей и приоритетов макроэкономического развития, составления планов (долгосрочных, средне-и краткосрочных) экономического развития, выделение ресурсов для их реализации и т.п.;
антимонопольная, в том числе антитрестовского, политика, направленная на определенное ослабление монополизма в экономике, на защиту конкуренции;
проведения антициклической и антикризисной экономической политики с целью ослабления цикличности экономического развития и глубины экономических кризисов;
обеспечения должного уровня развития инфраструктуры: дорог, связи, транспорта, водоснабжения, спортивных сооружений, а также учреждений развития науки, научно-технической информации, образования, здравоохранения, являющихся объектами социальной инфраструктуры;
разработка и принятие правовых основ экономики;
производство необходимых общественных товаров (например, военного назначения) и предоставление услуг (охрана общественного порядка и др..)
контроль за уровнем занятости путем стимулирования экономического роста, программ создания новых рабочих мест и т.д.;
регулирования внешнеэкономических, в том числе валютных, отношений;
защита населения от негативных последствий предпринимательства, включая защиту прав споживачив.
Реализация многих из этих функций осуществляется в процессе государственного регулирования экономики.
Тема 21. Роль государства в экономике 2. Сущность , формы и механизм государственного регулирования экономики