2. Сущность , формы и механизм государственного регулирования экономики

Сущность государственного регулювання.
Государственное регулирование - комплекс форм и средств централизованного влияния на развитие экономических объектов и процессов с целью стабилизации и приспособления существующей экономической системы к изменяющимся условиям, в частности приспособления экономических отношений и хозяйственного механизма с законами и потребностями развития производительных сил.
Основными объектами государственного регулирования являются:
1) все элементы экономической системы (производительные силы, технико-экономические, организационно-экономические и производственные отношения и хозяйственный механизм) 2) окружающую среду, 3) сферы, регионы и отрасли народного хозяйства, 4) национальный доход; 5) предприятия, 6 ) экономический цикл; 7) инфраструктура; 8) законодательство; 9) занятость; 10) денежное обращение; 11) совокупный спрос и совокупное предложение; 12) платежный баланс; 13) цены; 14) внешнеэкономические связи.
Формы регулирования. Основными формами государственного регулирования экономики является прямое и опосередковане.
Прямое регулирование осуществляется путем расширения государственной собственности (на средства производства, часть национального дохода, финансово-кредитные институты и др.)., Управления государственными предприятиями, а также с помощью законотворческой и административной деятельности. Расширение государственной собственности на средства производства происходит путем строительства новых государственных объектов, национализации убыточных предприятий, покупки акций коллективных капиталистических предприятий и ин.
Опосредованное регулирование осуществляется путем планирования, прогнозирования, финансирования, бюджетирования, системы налогообложения, кредитования, денежной политики, политики ускоренной амортизации, ценовой политики, учета и контролю.
Различают также краткосрочное и долгосрочное государственное регулирование. Краткосрочное регулирование предусматривает комплекс антициклических и антикризисных мер государства, в частности изменения процентной ставки, предоставления государственных субсидий и ин.
Долгосрочное регулирование осуществляется в форме экономического программирования или прогнозирования развития народного хозяйства в целом или отдельных сфер, регионов, отраслей. С этой целью формулируют конкретные цели, определяют порядок их достижения, устанавливают ответственность конкретных органов за их выполнение, выделяют необходимые средства и определяют порядок финансирования, осуществляют текущий контроль за их виконанням.
При использовании такого способа государственного регулирования экономики, как планирование, его формами выступают индикативное (рекомендательное, необязательно для исполнения) и директивное (обязательное для исполнения) планирование.
1. Недостатки рыночного саморегулирования экономики и необходимость государственного регулирования 3. Основные методы государственного регулирования экономики