3. Основные методы государственного регулирования экономики
К основным методам государственного регулирования относятся:налоговая политика;
государственное стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), или научно-техническая политика;
активная амортизационная политика;
кредитно-денежная политика;
структурная или промышленная политика.
Большинство названных методов рассматриваться частично в следующих темах, выясним сущность научно-технической политики.
Научно-техническая политика. Выделяют три основные элементы такой политики.
Первый элемент - определения и установления приоритетов НТР согласно главных целей общегосударственной стратегии, его прогнозирования. С начала современного этапа развертывания НТР (примерно с середины 70-х годов XX в.) В развитых странах происходят существенные качественные сдвиги в ее приоритетах. Поскольку главной целью общегосударственной стратегии в этих странах провозглашено развитие наукоемких и высокотехничных отраслей (биотехнологии, электронно-вычислительной техники, комплексной автоматизации производства на основе новейших достижений электроники и робототехники, разветвленной информационной системы, создание новых композитных (сложных) материалов, производства ядерной и термоядерной энергии , создание телекоммуникаций с использованием лазерной техники и др.)., соответственно разрабатываются отраслевые научно-технические программы, осуществляется их финансирование. Характерным для большинства развитых стран Запада является интенсивное развитие НИОКР в области электроники и вычислительной техники, их последующее комплексное внедрение в сферу материального и нематериального виробництва.
Второй элемент осуществления научно-технической политики в развитых странах Запада - организационное и ресурсное обеспечение реализации ключевых направлений НТР. Основными звеньями этого элемента являются:
распределение государственных ресурсов между различными секторами сферы научных исследований (частным и государственным, а в рамках последнего - между государственными лабораториями, вузами и между неприбыльными научными центрами) и выполнение исследований и разработок в государственных научных центрах;
функционирования государственной контрактной системы, с помощью которой осуществляется финансирование научно-исследовательских разработок и обеспечивается гарантированный рынок сбыта для промышленных корпораций, 3) косвенное государственное стимулирование НИОКР в частном секторе хозяйства через налоговую, амортизационную, патентную, антитрестовского и внешнеторговую политику;
формирование инновационного климата в экономике, прежде всего в инфраструктуре, обеспечение исследований и разработок, в том числе национальных служб научно-технической информации, стандартизации, статистики, изучения зарубежного опыта и международное сотрудничество;
совершенствования и финансирования системы образования, подготовка и переподготовка кадров высшей квалификации.
Третий элемент - оценка результатов, полученных в процессе реализации научно-технической политики. При этом оцениваются его возможные последствия, осуществляется корректировка такой политики.
Одновременно с прямым финансированием научно-исследовательских работ государство с помощью налоговой, амортизационной, кредитной политики стимулирует рост расходов монополистического и немонополистического капитала на НИОКР. В 90-е годы были разработаны меры по оказанию финансовой, организационной помощи мелким и средним изобретательским фирмам, а также информации, консультаций, привлечения их к выполнению контрактных соглашений. В ЕС в 1985 г. образована Ассоциация венчурного (рискового) капитала, цель которой - предоставить в рамках этой организации помощь небольшим новаторским компаниям.
Противоречия научно-технической политики. Проведение государством научно-технической политики сопровождается такими проблемами:
значительная милитаризация экономики;
отсутствие координационных центров, дублирование научных исследований;
распыленность финансовых средств, острая нехватка средств для проведения НИОКР во многих гражданских отраслях промышленности, сельского хозяйства;
несвоевременная подготовка научных кадров;
большое количество военных НИОКР и их низкое использования в гражданских отраслях, вызывает углубление противоречий между наукой и монополистической власнистю.
ц При анализе научно-технической политики логично возникает вопрос о границах государственного регулирования экономики.
2. Сущность , формы и механизм государственного регулирования экономики | 4. Границы государственного регулирования экономики |