4. Границы государственного регулирования экономики
Верхние и нижние границы регулирования. Различают минимально необходимые и максимально допустимые пределы регулирования. Нижние границы вызванные неспособностью рыночного механизма саморегулирования экономики решить многие важные для последующего развития экономической системы проблем, о которых говорилось выше. Без вмешательства экономическая система, а значит подсистема рыночного саморегулирования, существовать не може.Сложнее проблема относительно верхних пределов государственного регулирования экономики. С одной стороны, возникает возможность почти полного вытеснения рыночных рычагов регулирования и установления централизованной системы управления экономикой из одного центра, что приводит к возникновению административно-командной или государственной экономики, как это произошло в СССР. С другой стороны, верхняя граница обусловлена потребностями и интересами предпринимателей в сотрудничестве с государством. В частности тем, что прибыли на длительный период могут быть стабильными и выше такого сотрудничества (или наличия государственного регулирования) и ниже в случае недостаточного вмешательства государства в экономику. Частично верхний предел регулирования определяется общенациональными интересами. Полнее пределы государственного регулирования экономики можно определить, выяснив его экономическую основу, которую рассматривают в широком и узком значеннях.
Огосударствление экономики и пределы регулирования. В широком плане основой рационального государственного регулирования экономики является огосударствление определенной оптимальной доли экономической системы (в том числе производительных сил, экономических отношений, хозяйственного механизма). В узком смысле такой основой является огосударствление экономической собственности (на средства производства, финансово-кредитные институты, долю национального дохода, которая перераспределяется через государственный бюджет и др..) И прежде всего огосударствления национального дохода. Поскольку такое огосударствление примерно на 90% осуществляется через механизм налогообложения, то пределы государственного регулирования зависят от социально-экономических границ изъятия налогов у лиц наемного труда, прибыли предприятий, капиталистив.
Наибольшую долю в процессе огосударствления национального дохода в большинстве развитых стран мира составляют налоги на лиц наемного труда (личный подоходный налог и налог на социальное страхование). Например, личный подоходный налог в Германии, Дании, Финляндии и других странах достигает 48%, а в отдельных странах (Франции, Греции) - 13%. Следовательно, границы государственного регулирования экономики зависят от модели экономического системи.
При налогообложении речь идет не только об экономических пределы, но и о социальных, т.е. установление таких максимальных ставок налогов, которые не приводили к социальной нестабильности в обществе, потере стимулов к праци.
Если государство сосредоточивает в своих руках от 20 до 60% национального дохода, такая экономическая система (а следовательно экономика) является смешанной, т.е. совмещает государственную и негосударственную формы собственности. Другие количественные параметры смешанной экономики при сопоставлении государственной и негосударственной собственности на средства производства, финансово-кредитные институты. Они, как правило, вузы. Всего государственное регулирование можно осуществлять до тех пор, пока результаты от него выше, чем расходы на содержание государственного апарату.
Необходимость широкомасштабного вмешательства государства в экономику возникла на высшей стадии развития капитализма, со времени перерастания производительными силами узких границ монополистической собственности (в том числе собственности коллективных монополий - олигополий), что обусловило процесс огосударствления экономической системы, действие закона огосударствления економики.
Конкретными причинами усиления роли государства в экономике является неспособность механизма рыночного саморегулирования преодолеть и даже ослабить экологическую и экономического кризиса, обеспечить равномерное развитие регионов, относительно справедливое распределение национального дохода, планомерный и пропорциональное развитие экономики, развитие инфраструктуры, производство специфических общественных товаров, устранить или ослабить монополизм , безработицы и другие недостатки, большинство которых этот механизм и спричинив.
Основными экономическими функциями государства является решение противоречия между потребностями развития производительных сил и существующими формами собственности, защиту окружающей среды и прав потребителей, проведение региональной и антимонопольно экономической политики, частичное перераспределение национального дохода в пользу беднейших слоев населения, обеспечения планомерного и пропорционального развития экономики, в том числе инфраструктуры, проведения антициклической и антикризисной политики, разработка и принятие правовых основ экономики, борьба с безработицей, инфляцией, регулирования внешнеэкономических отношений и ин.
Государственное регулирование экономики - комплекс форм и средств централизованного влияния на развитие экономических объектов и процессов с целью стабилизации экономической системы и ее приспособления к изменяющимся условиям, прежде всего к потребностям и законов развития основной производительной сили.
Основными формами государственного регулирования является прямое (путем расширения государственной собственности, управления предприятиями и др..) И опосредованное (путем планирования, прогнозирования, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики и т.д.).
Основными методами государственного регулирования экономики является налоговая, научно-техническая, амортизационная, кредитно-денежная и структурная политика. 7. Минимально необходимые границы регулирования экономикой обусловлены неспособностью рыночного саморегулирования экономики; максимально допустимые - потребностями и интересами класса капиталистов (прежде всего в присвоении стабильных и высоких прибылей), частично - общенациональными интересами.
3. Основные методы государственного регулирования экономики | Тема 22. Занятость, безработица и социальная защита населения |