1. Бюджетная система и ее структура
Нередко утверждают, что государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Но это - поверхностное понимание структуры бюджета. Чтобы понять его сущность в условиях существования местного, центрального и некоторых других видов бюджета, следует выяснить сущность бюджетной системи.Бюджетная система - совокупность всех бюджетов страны в их взаемодии.
Целостность бюджетной системы обеспечивается четким согласованию доходов и расходов правительства, закрепленным в юридических нормах.
Сущность государственного бюджету.
Государственный бюджет - годовой план государственных доходов и витрат.
Бюджетная система зависит от государственного устройства страны (унитарное или федеративное государство), ее экономической, политической и других подсистем и состоит из двух или трех звеньев. Так, бюджетная система унитарных государств (Великобритании, Франции) состоит из двух звеньев - государственного и местного бюджетов. В бюджетную систему федеративных государств предстоит еще среднее звено - бюджеты членов федерации: в США - бюджеты штатов, в Германии - земель, в Швейцарии - кантонов, в бывшем СССР - республик.
Наличие Крымской автономной республики, правительство которой формирует и утверждает свой бюджет через собственные избирательные органы, делает бюджетную систему Украины частично трехступенчатой. Все другие звенья бюджетной системы двоступинчасти.
Государственный бюджет (бюджет центрального правительства) призван выполнять следующие функции: обеспечение обороны, управления народным хозяйством, внешних связей государства, охраны границ, расходов почты, связи, железных дорог, денежного обращения и др.. Растет роль центрального бюджета в развитии образования, охраны окружающей среды, социального обеспечения, в перераспределении национального дохода тощо.
Местные бюджеты обеспечивают развитие коммунального хозяйства, строительства определенных объектов экономической и социальной инфраструктуры, развитие здравоохранения, образования (частично), содержание полиции и ин.
На начальных этапах формирования бюджетной системы характерной была подчиненность государственного (центрального) бюджета местным бюджетам. Так, в США до принятия Конституции 1787 г. федеральное правительство покрывало свои расходы за счет отчислений отдельных штатив.
В Украине во времена существования Запорожской Сечи (Казацкого государства) объем бюджета в 1775 г. (последний год существования) составлял почти 200 тыс. руб., Или до 11 млн. дол. в долларовом эквиваленте начале 90-х рокив.
После Второй мировой войны на федеральный бюджет приходилось уже почти 86% расходов бюджетной системы США. В последние десятилетия доля местных бюджетов в 9 развитых странах Запада и Японии увеличивается, а центральных несколько зменшуеться.
Однако в бюджете Украины слишком низкие доходы местных бюджетов, которые формируются за счет собственных источников. Зато практикуются дотации центрального бюджета большинства регионов страны, что свидетельствует об усилении централизма в процессе перераспределения национального доходу.
Источником государственных (центральных) бюджетов является подоходный налог, а также налог на прибыль компаний, акцизы, таможенные пошлины, доходы от государственных займов, которые выпускает центральное правительство, доходы от объектов государственной собственности, государственной торговли. Отдельным видом доходов государственного бюджета являются взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный и другие фонди.
Структура доходов бюджета. Доходы местных бюджетов формируются за счет отдельных налогов (в основном по-имущественного), от муниципальной собственности (например, ренты от домов), отдельных акцизов, выпуска облигаций, которые размещаются через различные финансовые институты (банки, страховые компании и др.). Т.д.. На низшей стадии капитализма основная масса денежных ресурсов аккумулировалась с помощью косвенных налогов, на высшей - с помощью прямих.
Доходы бюджетов через федерации (в США - штатов, в Германии - земель) также формируются за счет налогов (в США косвенных, в Германии - прямых), выпуска облигаций.
В Украине главную роль в формировании доходов бюджета играют косвенные налоги (до 40% в конце 90-х годов).
Утверждение бюджета. В унитарных государствах бюджетная система является централизованной, утверждается центральными правительствами, которые предоставляют соответствующие средства на расходы местных органов власти. В Великобритании такие средства предоставляются в форме дотаций, целевых субсидий и займов, в Японии - субсидий. Кроме того, государство выделяет целевые средства местным органам власти на строительство портов, гидроэлектростанций, ликвидацию последствий стихийных бедствий и ин.
Проект бюджета готовит центральное правительство, утверждает законодательная власть. В США процесс формирования федерального бюджета начинается за 18 месяцев до начала финансового года, а его проект президент представляет в Конгресс за 9 месяцев до начала финансового года. В Украине этот документ нередко подавался в Верховную Раду после первого квартала с начала финансового года.
Тема 23. Налоги и государственный бюджет | 2. Сущность и структура налогов |