7.4. Калькулирования себестоимости перевозок (работ , услуг) на автотранспорте


Вопросы порядка и правил калькулирования себестоимости перевозок на транспорте регулируются П ( С) БУ 16 и Методическими рекомендациями [9]. В других нормативных документах [ 10,11] определены нормы расходования ГСМ , автомобильных шин и аккумуляторных батарей для автотранспорта , наведен порядок расчета этих показателей для использования в дальнейшем при формировании себестоимости перевозок.
Затраты группируются по видам производств , производственными подразделениями , видами перевозок и т.д. .
Учет и калькулирование фактической себестоимости перевозок на транспортных предприятиях осуществляется с использованием нормативного , стандарт -костинга , позаказного методов или простым подсчетом затрат.
Основными элементами нормативного метода является учет затрат на выполнение отдельных видов перевозок по действующим нормам , учет отклонений от норм и учет изменения норм.
Сводный учет затрат на эксплуатацию подвижного состава , его обслуживание и ремонт при нормативном методе ведется по статьям затрат в разрезе отдельных видов перевозок (работ , услуг ) с выявлением и учетом отклонений от норм по каждому из показателей.
Для расчета фактической себестоимости перевозок при применении нормативного метода учета основой является нормативная калькуляция.
Фактическую себестоимость перевозок вычисляют добавлением к нормативной себестоимости или вычитанием от нее выявленных в отчетном периоде отклонений от норм и изменений норм .
Для составления нормативной , плановой и отчетной калькуляций применяется единая номенклатура статей расходов.
Фактические расходы, превышающие нормативные , не включаются в издержки производства , если такие перерасхода связанные со злоупотреблением , недостатками , кражами , нетехнологич -ным использованием и нарушением правил хранения .
Позаказный метод учета затрат и калькулирования себестоимости предусматривает обособленный учет расходов по каждому виду перевозок (работ , услуг ) в разрезе статей расходов.
Объектом учета и калькулирования при применении этого метода являются отдельные виды перевозок (работ , услуг) , а калькуляционными единицами - соответствующие единицы измерения их.
Расходы на оплату труда , стоимость горюче -смазочных и других эксплуатационных материалов и другие расходы , которые можно непосредственно отнести на стоимость соответствующих перевозок , включаемых в себестоимость соответствующих объектов калькулирования.
Амортизационные отчисления , затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава , стоимость автомобильных шин за транспортными средствами , эксплуатировавшихся при осуществлении нескольких видов перевозок (работ , услуг) , распределяются между объектами калькулирования пропорционально объемам перевозок (работ , услуг).
Общепроизводственные расходы транспортных предприятий ежемесячно распределяются между:
- Основным производством с последующим распределением между видами перевозок;
- Вспомогательным производством в части работ , предназначенных для нужд собственного капитального строительства , непромышленных хозяйств , а также для реализации ;
- Обслуживающими производствами;
- Капитальным строительством, осуществляется хозяйственным способом.
Зависимости от видов выполняемых перевозок (работ , услуг) , технического оснащения подвижного состава и других условий общепроизводственные расходы, отнесенные к основному производству , распределяются между отдельными видами перевозок по одному из следующих методов:
- Пропорционально заработной платы основных работников , " - согласно доли плановой суммы общехозяйственных расходов в общей сумме плановой себестоимости отдельных видов перевозок;
- На одну гривню фактических доходов по отдельным видам перевозок;
- Пропорционально сумме расходов по другим калькуляционным статьям .
7.3. Документальное оформление автотранспортных перевозок 7.5. Учет активов на автотранспортных предприятиях