7.5. Учет активов на автотранспортных предприятиях


Основные средства на АТП учитываются согласно П ( С) БУ 7 "Основные средства". К основным средствам АТП относят:
1) подвижной состав ( грузовые и легковые автомобили , прицепы , подвижные контейнеры , краны , погрузочно-разгрузочные машины);
2) административные здания , гаражи , сооружения;
3) производственный и хозяйственный инвентарь.
В структуре ОС преобладают машины - они составляют около 90% всех ОС. Метод начисления амортизации по ним чаще избирается производственный.
Учет поступления транспортных средств на АТП
Автотранспортное средство , приобретенный для эксплуатации на улично -дорожной сети , подлежит государственной регистрации. Юридические и физические лица , являющиеся собственниками транспортных средств , обязаны зарегистрировать их в органах ГАИ в течение 10 дней после их приобретения или таможенного оформления при ввозе на таможенную территорию Украины , регистрация осуществляется только при наличии утвержденного перечня документов и при условии уплаты налогов , предусмотренных действующим законодательством:
- Внесение платежей за технический осмотр транспортных средств;
- Платы за регистрацию : компенсация стоимости бланков регистрационных документов и номерных знаков , платы за проведение экспертизы и др. .
При регистрации легкового автомобиля покупатель платит сбор в Пенсионный фонд Украины по месту регистрации, будет отражаться в составе первоначальной стоимости автомобиля , а также налог с владельцев ТС [2].
Кроме того , оплачивается технический осмотр при выдаче свидетельства о регистрации - в размере 6 % суммы необлагаемого минимума доходов граждан (1 грн. 2 коп.) . В бухгалтерском и налоговом учете такой платеж увеличивать первоначальную стоимость приобретенного автотранспортного средства.
Помимо вышеперечисленных налогов и платежей , как правило , возникает необходимость в оплате услуги органов регистрации (ГАИ) , эти расходы будут включаться в состав первоначальной стоимости автотранспортного средства в бухгалтерском и в налоговом учете.
При заключении договора , предусматривающего переход права собственности на автотранспортное средство (купли-продажи , безвозмездной передачи и др.). , Стороны могут нотариально заверить его. При этом уплачивается в бюджет государственную пошлину в размере 5% суммы договора , но не выше действительной стоимости автотранспортного средства. Плательщиком этого сбора являются одна из сторон ( покупатель или продавец) по их согласованию.
Сумма государственной пошлины не включается в валовые расходы предприятия; в бухгалтерском учете сумма этого сбора , согласно ПБУ 7 , включается в первоначальную стоимость приобретенного автотранспортного средства.
Пример отражения в учете приобретения автомобиля у отечественного поставщика представлены в табл. 7.1.
В марте 2002 г. предприятие приобрело легковой автомобиль.
Продавец - профессиональный торговец автомобилями , плательщик
ндс .
Покупатель - юридическое лицо , плательщик НДС.
Стоимость приобретения легкового автомобиля , отражена в сопроводительных документах , - 18 000 грн. , НДС 20% - 3600 грн. , Всего - 21 600 грн.
Объем цилиндров двигателя - 1500 см3.
Стоимость государственной регистрации в органах ГАИ и других расходов , связанных с приобретением автомобиля ( условная сумма ) - 190 грн.
Сумма сбора в Пенсионный фонд (18 000 • 3%) - 540 грн.
Таблица 7.1
Сумма налога с владельцев транспортных средств (4 грн. За 100 см3) - 60 грн. за год ( при регистрации автомобиля будет уплачено 15 грн.) .
Если приобретенный автотранспортное средство не предполагается использовать в хозяйственной деятельности , то сумма НДС , уплаченная продавцу , отражается по дебету субсчета 105 " Транспортные средства".
Учет выбытия основных средств на АТП существенно не отличается от других предприятий , особенность заключается в обязательности экспертной оценке автомобилей при их продаже для предотвращения продажи по ценам , ниже обычных.
Особенности учета запасов в АТП К основным запасов АТП относят:
- Топливо и смазочные материалы (субсчет 203);
- Запасные части (субсчет 207) ;
- МБП (счет 22).
Особенностью учета горюче-смазочных материалов (ГСМ) , запчастей и других запасов на АТП является то , что их стоимость в налоговом учете полностью включается в состав расходов того отчетного периода , в котором они возникли. Причем , специально разработаны нормы расходования таких материалов [10 , 11] , на основе которых те или иные материальные расходы можно включать в состав валовых расходов.
Оценка запасов при их выбытии в бухгалтерском учете осуществляется , как правило , по методу средневзвешенной или идентифицированной себестоимости.
К ГСМ относятся бензин , керосин , дизельное топливо , газ , масла (моторное , специальное , трансмиссионное) , масла , специальные жидкости ( тормозная , амортизационная ) и т.д. .
Топливо учитывается в литрах и килограммах по следующим статьям:
- Топливо в баках автомашин;
- Топливо в талонах ;
- Топливо на складе.
Аналитический учет ГСМ ведется по их видам , местам хранения и материально ответственными лицами.
Получение ГСМ на склад оформляется такими же документами , как и поступления других запасов , при этом материально ответственное лицо заполняет журнал поступления ГСМ с указанием даты , количества , номера цистерны , квитанции , ТТН.
Выдача ГСМ водителям отражается в ведомости учета выдачи нефтепродуктов , где расписывается в их получении водитель, и в путевом листе , где расписывается материально ответственное лицо.
Для заправки автомобилей на сторонних АЗС водителю выдаются под отчет талоны , после заправки водитель подает следующие документы: путевой лист , чек АЗС и авансовый отчет.
На предприятии ведутся карточки расхода топлива автомобилем (за каждым транспортным средством) и карточки водителей. Данные в карты заносятся на основе путевых листов после сверки их с подтверждающими документами. В карточках указывается нормативное и фактическое расходование топлива является основанием для начисления премий за экономию или для содержания перерасхода .
В конце месяца составляется сводная ведомость учета расхода ГСМ. На 1-е число каждого месяца на АТП осуществляется инвентаризация остатков топлива в баках.
Запасные части - это отдельные узлы , агрегаты и детали транспортных средств , предназначенные для замены изношенных частей 03. Для учета запасных частей открываются субсчета:
- Запчасти новые на складе;
- Запчасти , которые подлежат ремонту , но пригодные для использования ;
- Запчасти , бывшие в эксплуатации , не требуют ремонта и пригодны для использования.
Согласно действующему законодательству и требованиям ГНА Украины налоговый учет шин и аккумуляторов имеет определенные особенности , поэтому они учитываются чаще на специальном субсчете счета 207.
Если шины и другие запчасти установлены на автомобили и полученные вместе с ним , они учитываются в составе стоимости основных средств - автомобилей. Шины , аккумуляторы и т.п. на складе не могут выполнять самостоятельных функций , поэтому учитываются как запасы независимо от стоимости.
Списание запчастей на ремонт 03 осуществляется проводкой:
Д- Т23 К- т207 .
Особое внимание на АТП уделяется учета автомобильных шин , так за срок службы автомобиля на нем несколько раз меняют шины вследствие их износа. На каждую шину в эксплуатации. Ведется Карточка учета работы шины , где ежемесячно отмечается фактический пробег автомобиля по спидометру . Списание шин должно осуществляться согласно норм пробега [11]; нормы ( зависят от уровня совершенства конструкции шин и условий их и эксплуатации.
Замена шины осуществляется при условии обязательного сдачи \ изношенной шины на склад; эта шина может быть передана в ремонт , на восстановление или на утилизацию.
7.4. Калькулирования себестоимости перевозок (работ , услуг) на автотранспорте 7.6. Учет доходов и расходов на автотранспортных предприятиях