4.1. Принципы и формы денежных расчетов
В процессе выполнения сметы доходов и расходов учреждения вступают в денежные отношения, которые осуществляются как в наличной, так и безналичной форме (рис. 4.1). Такая группировка расчетов связано с их разной экономической сущностью, документооборотом, видами и методами финансового и банковского контроля. Сфера наличных и безналичных расчетов розмежована.Наличная форма расчетов применяется для расчетов с физическими лицами, но развитие рыночных отношений расширил сферу ее применения. Так, с конца 1997 г. согласно постановлению НБУ от 13.10. 97 № 334 юридические лица имеют право рассчитываться между собой за материальные ценности наличными, полученной из собственных счетов в пределах имеющихся коштив.
Безналичные расчеты, которым отдается предпочтение в расчетах бюджетных учреждений, осуществляются на определенных принципах.
Первый принцип касается обязательного хранения учреждениями денежных средств на текущих или регистрационных счетах (за исключением переходящих остатков в кассе).
Второй принцип заключается в том, что бюджетные учреждения не имеют права самостоятельного выбора учреждения банка для открытия счета: перечень уполномоченных банков ограничен постановлением НБУ.
Регистрационные счета открываются не в учреждениях банков, а в органах Государственного казначейства.
Третий принцип - принцип самостоятельного выбора учреждением формы безналичных расчетов и закрепления их в своих договорах и соглашениях. Учреждения банков могут только предлагать своим клиентам применять ту или иную форму расчетов, учитывая специфику деятельности и конкретные условия, которые могут сложиться в процессе розрахункив.
Четвертый принцип - средства со счета учреждения списываются по распоряжению его власника.
Пятый принцип заключается в срочном осуществлении платежей. Момент осуществления их должно быть максимально приближенным к времени предоставления услуг, выполнения работ тощо.
Шестой принцип - платежи осуществляются в пределах остатков средств на счетах платника.
Безналичные расчеты осуществляются по разным формам, наличие которых связано с использованием различных видов расчетных документов. Согласно Инструкции о безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины, утвержденной постановлением правления НБУ от 2.08.96 № 204, безналичные расчеты осуществляются по следующим формам расчетных документов:
платежные поручения;
платежные требования;
платежные требования-поручения;
чеки;
аккредитивы;
векселя;
инкассовые доручення.
Платежные требования и инкассовые поручения применяются только в случаях, предусмотренных действующим законодательством и нормативными актами НБУ. Расчеты платежными требованиями-поручениями, аккредитивами и расчетными чеками в бюджетных учреждениях практически не здийснюються.
Самой распространенной формой расчетов являются расчеты платежными поручениями, которые применяются как в местных, так и междугородней расчетах за товары, работы, услуги. Они обеспечивают максимальное приближение сроков получения товарно-материальных ценностей и совершения платежа, предотвращают кредиторской задолженности в покупцив.
Расчеты платежными поручениями осуществляются также по нетоварным операциям. Это предание бюджетных средств подведомственным учреждениям, платежи в бюджет, органов страхования, других целевых централизованных фондов, погашение кредиторской задолженности, оплата претензий, штрафов, пени тощо.
Платежные поручения банк принимает только в пределах средств на счетах, кроме поручений на начисление в бюджет сумм налогов, сборов, обязательных платежей и взносов в государственные целевые фондив.
Если получатель не имеет счета в банке или расчеты платежными поручениями невозможны, учреждение может выполнить расчет гарантированным платежным поручением через предприятия связи. Гарантированные платежные поручения применяются для перевода алиментов, авторского гонорара, средств на расходы, связанные с командировкой, тощо.
При финансировании бюджетных учреждений через органы Государственного казначейства порядок расчетов платежными поручениями имеет свои особенности (рис. 4.2), вытекающих из того, что функция обслуживающего банка для таких учреждений фактически выполняет орган Государственного казначейства.
Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между получателем средств и плательщиком средств с отсрочкой платежа, которая оформляется векселем. Правовой основой вексельного обращения в Украине являются законодательные и нормативные акты, разработанные согласно положению Единого вексельного закона, принятого Женевской вексельной конвенцией 1930 року.
Векселя, которые применяются в хозяйственном обороте, весьма разнообразны. Они различаются по эмитентом, соглашениями, субъектами, осуществляющими оплату, наличием залога, порядком оплаты, возможностью передачи другому лицу, местом платежа, формой предъявления и другими ознаками.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.06.96 № 689 «Об утверждении Порядка применения векселей Государственного казначейства» заложено законодательные основы применения казначейских векселей в расчетах бюджетных учреждений. Казначейские векселя - это один из видов государственных ценных бумаг, выпускаемых для покрытия расходов государственного бюджета. Министерством финансов Украины приказом от 9.12.97 № 269 утвержден порядок выдачи, учета и погашения векселей Государственного казначейства Украини.
Векселедателем и плательщиком по казначейским векселям выступает ГУДКУ. Векселя выпускаются в виде простых векселей с вексельным суммами 5000 и 1000 грн. Уполномоченный банк выступает генеральным агентом Государственного казначейства Украины по обеспечению организации выдачи, хранения, осуществления индоссамента и погашения векселей. Погашение казначейских векселей осуществляется органами Государственного казначейства Украины путем:
- Перечисление на счет предъявителей казначейских векселей денежных средств в размере соответствующих вексельных сумм;
- Зачисление суммы казначейского векселя в уплату его держателем обязательных платежей, в полном объеме поступают в государственный бюджет. Схему простого вексельного обращения приведен на рис. 4.3.
Для учета казначейских векселей и других краткосрочных векселей предназначен активный счет № 34 «Краткосрочные векселя полученные», который имеет два субсчета:
№ 341 «Векселя, полученные в национальной валюте»;
№ 342 «Векселя, полученные в иностранной валюте».
На сумму полученных казначейских векселей - проведенного финансирования расходов за их счет делается запись:
Дебет субсчета № 341 Кредит субсчета № 681, счета № 70.
Погашение кредиторской задолженности за предоставленные услуги и полученные товары отражается так:
Дебет субсчета № 675 Кредит субсчета № 341.
Постановлением Правления НБУ от 04.01.2000 г. № 3 «Об утверждении изменений к Инструкции № 7« О безналичных расчетах в хозяйственном обороте Украины », утвержденной постановлением Правления НБУ от 02.08.96 г. № 204, изменен порядок заполнения расчетных документов, введен валютирования платежных поручений - определение даты, когда средства зачисляются на счет одержувача.
В последнее время появились новые формы взаимоотношений банков с бюджетными учреждениями, связанные с расчетами. Примером могут служить лизинговые операции, при которых бюджетные учреждения могут заключать лизинговые сделки с лизингодателями (другими предприятиями, банками) и брать в аренду на определенный период объекты непроизводственных основных фондов. Лизинговая сделка (договор), заключаемого между лизингодателем и лизингополучателем, предусматривает предмет договора и возникновения права собственности на него у лизингодателя, непрерывный срок аренды, сумму арендных платежей и периодичность их выплаты, условия страхования оборудования, возможные варианты владения имуществом после истечения срока аренды и др.. Взаимоотношения между участниками лизинговой сделки и классификацию лизинговых платежей приведены на рис. 4.4 - 4.6.
Перспективным является постепенный переход бюджетных учреждений на электронную систему платежей. Она обеспечивает проведение расчетов в течение дня сделки, сокращение потока бумажных документов, конечности и безвидкличнисть платежив.
ГЛАВА 4. УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ | 4.2. Учет расчетов с подотчетными лицами |