6.1. Главные элементы саморегулирования рыночной экономики
Рыночная экономика, как известно, является товарным производством, или развивающейся по экономическим законам товарного хозяйства. Современная рыночная экономика постоянно регулироваться. Различают саморегулирования экономики и государственное ее регулювання.Саморегулирования рыночной экономики осуществляется через такие инструменты, как цена, спрос и предложение, конкуренция.
Цена. Изменение относительных цен является ориентиром для производителя по определению необходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены, наконец, определяют потребителя определенного продукту.
Спрос и предложение. Спрос - заявлена на рынке потребность в товарах. Она определяется количеством товаров, которое потребители смогут приобрести при существующих цен и доходов. Предложение - это количество товаров, которое могут поставить на рынок производители при существующих ценах. Изменение соотношения между спросом и предложением приводит колебания рыночных цен вокруг так называемой равновесной цены. С помощью этих колебаний устанавливается тот уровень цен, при котором объективно обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и споживання.
Конкуренция. Цель каждого производителя - получение прибыли, а следовательно, расширение масштабов экономической деятельности. Это неизбежно приводит к борьбе между производителями за наиболее выгодные условия производства, наилучшую позицию на рынке и т.д.. Если предложение товара превышает спрос на него, то усиливается конкурентная борьба между производителями. Для того чтобы выстоять в этой борьбе, каждый из них вынужден снижать цену на товар. Следствием этого является сокращение объемов производства этого товара. Если спрос на товар больше, чем его предложение, конкурируют покупатели. Из-за повышения цены увеличивается предложение товару.
Конкуренция является важным элементом саморегулирования рыночной экономики.
ГЛАВА 6. ОСНОВЫ саморегулирования рыночной экономики | 6.2. Спрос: сущность , виды , детерминанты , особенности. |