6.3. Сущность и главные особенности предложения. закон предложения

Предложение. Предложением называют количество товаров и услуг, которое производители готовы продать на определенном рынке по определенной цене за конкретный период. Все продавцы стремятся получить на рынке самую высокую цену, и чем она выше, тем активнее они будут пытаться продавать растущее количество товаров. Говорится, что каждый продавец менять предложение в зависимости от цены: чем она выше, тем выше размер предложения на рынке определенного товара при прочих равных умов.
Итак, предложение - это количество любых товаров и услуг, которое продавцы желают и имеют возможность продать. Зависимость между ценой и предложением уже не обратная, а пряма.
Закон предложения отражает существенный причинно-следственная связь между ценой и количеством товаров и услуг: при прочих равных условиях рост цен на товары ведет к увеличению количества товаров, которое хотят и могут вывести на рынок производители. Этот закон утверждает, что с ростом цен расти также предложение, и показывает, что производители стремятся производить и продавать по более высокой цене большее количество товара. Чем выше цена, тем больше стимулов, побуждающих производителя переключать ресурсы из других сфер и производить большее количество определенного товара. Однако закон убывающей отдачи доказывает, что с увеличением объемов производства будут расти расходы на единицу продукта при неизменном основном капитале и неизменных земельным ресурсам. Следовательно, возникает потребность в установлении более высоких цен для покрытия высоких издержек производства. Между ценой товара и объемом предложения существует прямо пропорциональная связь.
Увеличение объемов производства при высоких ценах объясняется тем, что, с одной стороны, рост цен привлекает в определенную отрасль новых производителей, а с другой - при росте цен предприниматель получает дополнительную прибыль и имеет возможность нанять на работу больше сотрудников, купить больше сырья и оборудования , расширить масштабы производства. Однако при этом речь идет лишь о тенденции к увеличению масштабов производства, ведь только до определенного предела роста приводит к увеличению предложения. Если рост цен продолжится, производитель может и снижать объем производства. Это связано с двумя причинами: 1) высокий уровень дохода в известной мере снижает стимулы к продолжению интенсивной работы; 2) если речь идет о рынке несовершенной конкуренции, производитель может опасаться, что дальнейшее наращивание объемов производства приведет к затовариванию, и цены начнут знижуватися.Module . Зависимость между ценой и количеством товаров, которую продают производители, при прочих равных условиях приведены на рис. 6. Кривую Пр называют кривой предложения. Поскольку более высокая цена приводит к увеличению объема предложения, кривая предложения Пр направлена вверх. График предложения иллюстрирует действие закона пропозиции.
Детерминанты предложения. Предложение, как и спрос, может изменяться под влиянием не только цены, но и неценовых факторов, а именно: цены на ресурсы. Это - цены на рабочую силу, сырье, энергоносители и т.д., составляющих издержки производства. Именно между издержками производства и предложением, как показывает закон предложения, существует самая тесная связь. Кривая предложения основывается на издержках производства: за дополнительные единицы продукта производитель должен установить высокие цены, поскольку производство указанных дополнительных единиц требует больших затрат. Следовательно, снижение цен на ресурсы снизит издержки производства и увеличит предложение. В этом случае кривая предложения Пр сдвигается вправо, в позицию Прх, т.е. производитель продавать больше товаров по цене, возросла (рис. 6).
Если ресурсные цены растут, увеличиваются издержки производства и уменьшается предложение. В этом случае кривая предложения Пр сдвигается влево, перемещается из начальной позиции Пр в позицию / 7/7,. Следовательно, производитель продавать меньше товаров по этой цене;
технологические изменения. Новая совершенная технология позволяет производить каждую единицу продукта с меньшими затратами ресурсов. При неизменных ресурсных цен уменьшатся издержки производства и увеличится предложение. При этом кривая предложения Пр сдвигается вправо, т.е. в позицию ПРГ Это связано с тем, что совершенная технология (минимальные технологические разрывы) дает возможность предприятию производить товары по низким ценам. В странах с развитой рыночной экономикой технологические новации стали главной причиной снижения издержек производства на единицу продукта и ускорения экономического роста;
3) цены на взаимосвязанные товары. Если цена на товар, товары, растет, предприятие может увеличить производство этого товара с растущими ценами за счет иного продукта, цены на который низкие;
ожидания относительно цен в будущем. Если ожидается, что цена на товар в будущем возрастет, то часть товара можно изъять из продажи. При этом кривая предложения переместится влево. Однако когда цены начнут расти, предприятие за счет товаров, изъятых в прошлом по реализации, увеличит предложение и будет немалую выгоду;
количество продавцов. Рост количества продавцов приводит к увеличению объема рыночного предложения, в результате чего кривая предложения перемещается вправо и наоборот;
налоги и субсидии. Повышение налогов, которые выплачивает производитель, увеличивает издержки производства, в связи с чем кривая предложения перемещается влево, а снижение уменьшает расходы и сдвигает кривую предложения вправо. Субсидии переместят кривую предложения вправо.
Эластичность предложения по цене. Ценовая эластичность предложения отражает степень изменения объема предложения при изменении цены. Это - показатель относительного изменения предлагаемого на рынке количества товаров в соответствии с относительного изменения конкурентной цены.
Различают эластичную и неэластичную предложение. Предложение товара называют эластичной, если изменение цены ведет к существенному изменению объема предложения (ЕПрп> 1). Предложение считают неэластичным, если изменение цены приводит к незначительному изменению объема предложения (ЕПры <1).
Ценовая эластичность предложения зависит от возможности продавцов гибко варьировать объемы создаваемого продукта. Например, книги, компьютеры, телевизоры и т.п. имеют эластичную предложение, поскольку предприятие-производитель имеет возможность при росте цен на свой продукт расширять виробництво.
Главной детерминантой, что определяет ценовую эластичность предложения на большинстве рынков, является временной период, поскольку предложение медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Предложение обычно эластичная в долгосрочном периоде, чем в краткосрочном, не говоря уже о мгновенный. Это объясняется тем, что краткосрочный период слишком короткий для того, чтобы предприятие могло осуществить любые изменения в объеме производимого продукта, а долгосрочный период является достаточным
для расширения или сокращения предприятием своих мощностей и даже для входа новых предприятий в рыночные отношения в случае расширения спроса или выхода из нее при условии сокращения спроса на определенный продукт. Итак, в долгосрочном периоде предложение существенно реагирует на изменения цен.
6.2. Спрос: сущность , виды , детерминанты , особенности. 6.4. Цена в рыночной экономике