8.2. Содержание переходного периода

Каждая экономическая система проходит стадии становления и развития, зрелого состояния и упадка, когда происходит становление новой системы. Переходный период - это особый период в эволюции экономики, когда старая система сходит с исторической арены и одновременно рождается и утверждается новая. В связи с этим развитие переходной экономики имеет особый характер, что существенно отличается от обычного, нормального экономического развития. Ведь в переходной экономике сохраняются и довольно продолжительное время функционируют старые экономические формы и отношения и одновременно возникают и утверждаются новые. К тому же ни те, ни другие формы и связи не действуют в полной мере, ведь одни подрываются и постепенно приходят в упадок, а другие рождаются и постепенно утверждаются. Ситуация осложняется тем, что соотношение между новым и старым очень меняется. Это касается любой переходной економики.
Переходный период от административной экономической системы к рыночной характеризуется большим своеобразием. Нынешние развитые страны переходили от традиционной, аграрной экономики к рыночной. Этот период сопровождался промышленным переворотом, рождением промышленности, прежде всего производства средств производства, которое стало материальной основой перерастания производства и общества в целом. Нынешний переходный период-это переход от особенной плановой экономики, которая основывалась на своеобразных устоях, и потому ему присущи свои черты и закономерности. Так, становление индустриальной основы капиталистического общества обусловило интенсивные процессы обобществления производства и труда, рост масштабов частной собственности, развитие таких форм, как акционерная, монополистическая и государственная собственность. Это объективный, естественный процесс. Административно-командная система основывалась на абсолютном господстве государственной собственности, поэтому одной из главных задач переходного периода являются разгосударствление и приватизация государственного имущества, то есть вместо государственной собственности должны утвердиться многообразные формы собственности (коллективная, частная, кооперативная, государственная и др.). Итак, при становлении рыночной экономики обобществление обусловливало развитие новых форм собственности, которые открывали пространство масштабам производства, росли. В современных условиях идет обратный процесс. Он направлен на преодоление чрезмерного формального обобществления производства и создания форм собственности, которые бы соответствовали реальному обобществлению производства и способствовали развитию производительных сил.
Развитые страны в свое время по мере роста индустриальной базы, концентрации и централизации производства и капитала шли путем утверждения крупного машинного производства и свойственных ему форм организации, в том числе монополистических объединений.
Для административно-командной системы были характерны высокая централизация экономики, невиданный в мире монополизм. Государство было главным хозяйствующим субъектом, а развитие народного хозяйства определялось единым государственным народнохозяйственным планом. В связи с этим при переходе к рыночной экономике объективной закономерностью является перестройка организационно-экономической структуры экономики путем ее демонополизации, деконцентрации производства и децентрализации управления, широкого развития малого и среднего предпринимательства. Иначе говоря, многообразие форм собственности должно дополняться разнообразием форм господарювання.
Преобразования отношений собственности и организационно-экономической структуры экономики означает становление новых производственных отношений. В развитых странах становление капиталистических рыночных отношений опиралось на промышленный переворот, который создал для них адекватную материально-техническую базу, став на «собственные ноги», капитализм обеспечил быстрое развитие экономики. Административно-командная экономика имеет достаточно мощную индустриальную базу, но ее структура несовершенна, поскольку значительно преобладают отрасли тяжелой и оборонной промышленности, сырьевые отрасли и недостаточно развит потребительский сектор экономики. Для этой базы свойственна технологическая многоукладность, когда в отраслях оборонной промышленности применялись высокие технологии, а в потребительском секторе господствовала технико-технологическая отсталость, в сельском хозяйстве была очень высокая доля ручного труда. И наконец, для структуры экономики командной системы были характерны, как уже отмечалось, господство материального производства и недостаточное развитие социальной сфери.
Для перехода к рыночной экономике нужна перестройка производственно-технологической структуры экономики, но это должно быть не простое изменение соотношения различных отраслей и сфер, а техническое переоснащение, переход на качественно новый уровень производительных сил.
Для того чтобы преодолеть значительное отставание Украины от развитых стран, следует перейти на новый технологический способ производства, который преподнес бы эффективность материального производства и обеспечил существенное изменение соотношения его с социальной сферой в ее пользу. При этом следует учитывать, что социальная сфера - это не только следствие высокого развития материального производства, но и активный фактор развития человека, науки, образования, в наше время является главным для роста производства, общественно-экономического розвитку.
Глубокая, коренное отличие этих двух систем определила тот факт, что современный переходный период очень сложен по глубине и масштабам социально-экономических преобразований. Несоответствие социально-экономической, организационно-экономической и производственно-технологической структуры командной системы условиям рыночной экономики обусловили то, то переходный период начинается глубоким системным, трансформационным кризисом: невиданным доселе в истории спадом производства, гиперинфляцией, обнищанием народа. Объективная обусловленность кризиса чрезвычайно усилена грубыми просчетами и ошибками в социально-экономической политике. Главная причина этого заключалась в том, что рыночная и переходная экономика, по сути, отождествлялись, то есть считалось: поскольку переходим к рыночной экономике, то надо реализовать и в законодательной, и в управленческой деятельности законы рынка, рыночной економики.
Этот глубокий теоретический просчет привел к тому, что недееспособным оказался принятый Верховной Радой Украины целый пакет законов, направленных на регулирование экономических процессов. Это были законы классического рынка, которого в экономике Украины еще не существовало. В результате общество на стартовом этапе перехода к рыночным отношениям оказалось не готовым цивилизованно распорядиться возможностями свободного предпринимательства, предоставленными ему законодательно. Образовалась несоответствие между новым законодательством и реальной экономической практикой. Эта глубокая противоречие стало одним из определяющих факторов глубокой деформации хозяйственных процессов, углубления экономического кризиса. Ведь было создано легитимные основы криминализации экономики, теневого накопления капитала, его использование в целях, противоречащих интересам развития национальной економики.
Наиболее губительным оказалось игнорирование специфичности условий рыночной трансформации экономики Украины. Ведь Украина была частью бывшего Союза ССР и на время провозглашения независимости не имела определенного комплекса государственных институтов. Кроме того, более 2000 крупнейших предприятий Украины были подчинены общесоюзным министерствам, что требовало широких и мер для обеспечения не формального, а реального подчинения их интересам национальной економики.
Как доля единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР экономика Украины была органически связана с его союзными республиками. Достаточно сказать, что в результате общественного разделения труда, специализации и кооперации производства Украина производила только около 20 процентов конечного продукта. Несмотря на это, с провозглашением независимости была переориентирована внешнеэкономическую политику с Востока на Запад. Возникла противоречивая ситуация. Налаженные связи со странами Востока были разорваны, а для интеграции с Западом Украина была не готова производить конкурентоспособную продукцию. Вследствие этого спад производства на протяжении 1991-1993 pp. более чем на 36 процентов определился факторами, связанными с ошибками во внешнеэкономической сфери.
В принципиальном плане ошибочной была и социальная политика государства, ведь она направлялась на искусственную консервацию доходов, что уменьшало платежеспособный спрос. В мировой практике используется модель одновременного замораживания цен и зарплаты. Ведь неслыханно деструктивной была политика роста цен и сдерживания фонда оплаты труда. Вследствие этого произошли глубокие стоимостные деформации в экономике, активно повлияло на углубление кризисных явищ.
Сочетание объективных и субъективных факторов, которые оказались в ошибках и просчетах экономической политики, обусловили глубокий социально-экономический кризис. Только за 1991 -1993 pp. произведенный национальный доход сократился на 59 процентов. Время за годы «великой депрессии» в США 1929-1933 pp. спад производства не превышал 25 процентов. В СССР во время второй мировой войны самая низкая отметка падения промышленного производства составляла ЗО процентов. В Украине наблюдаются активная деиндустриализация, физический распад производительных сил с опережающим разрушением научно-технического и интеллектуального потенциала общества. Особенно угрожающим в последние годы были инфляционные процессы. По данным Всемирного банка, уровень инфляции в Украине во второй половине 1993 г. был самым высоким в мире. Если в 1992 г. ее уровень вырос в 21 раз, то за 1993 г. - в 103 рази.
Наращивание кризисных явлений в экономике привело к резкому снижению уровня жизни народа. За 1992 - первой половине 1994 г. жизненный уровень населения Украины снизился в 2.5 раза. Существенно ухудшилась структура личного потребления. Наблюдается тенденция к сокращению продолжительности життя.
Это обусловило выработки нового курса социально-экономической политики, направленной на осуществление радикальных экономических реформ, ускорение рыночной трансформации экономики. Это единственное условие и основной путь выхода из кризиса, стабилизации экономики. Ведь восстановление парализованной экономики - это единственное условие не только остановки беспощадного обнищания народа, но и выхода на качественно новый уровень удовлетворения жизненных потребностей и интересов населения.
8.1. Сущность переходного периода от командной к рыночной экономике 8.3. Характер переходной экономики