18.4. фискальная политика

Фискальной (бюджетно-налоговой) политикой называют систему мер правительства, направленных на изменения в государственных расходах, налогообложении и бюджетотворенни для обеспечения ускоренного экономического роста с полной занятостью и стабильным ценам. Она охватывает следующие основные задачи:
ослабление колебания экономического цикла;
стабилизационное ускорение темпов экономического роста;
обеспечение высокого уровня занятости и умеренных контролируемых темпов инфляции.
Если с целью их выполнения применяют сознательное специальное манипулирование налоговыми ставками, правительственными расходами, сальдо, бюджета, это означает, что осуществляется дискреционная фискальная политика. Она является активной политикой государства. ее инструментарий зависимости от реальной ситуации имеет разный макроэкономический вплив.
В условиях экономической рецессии, когда сокращаются инвестиционные расходы, уменьшается совокупный спрос, снижаются реальные объемы макроэкономических показателей, растут безработица и инфляция, целесообразно применять стимулирующую фискальную политику. Осуществляться она может по любому из трех вариантов: а) увеличение государственных расходов б) уменьшение уровня налогообложения в) применение приемлемой комбинации первых двух вариантив.
При прочих равных условиях увеличение государственных расходов поощряет компании, которые выполняют правительственные заказы, нанять дополнительное количество работников и расширить производство. В результате занятость и прибыль становятся непосредственным эффектом роста спроса со стороны государства. Реакция этих субъектов экономики (работающих и собственников) на увеличение дохода заключается в повышении их расходов на потребительские товары и послуги.
Итак, каждая потраченная правительством денежная единица может повысить совокупный спрос на более, чем ее собственная величина. Это означает, что по отношению к совокупного спроса государственные расходы (закупки) имеют эффект мультипликатора. Цепная реакция здесь продолжается, поскольку приобретает положительной обратной связи: повышение спроса - рост доходов - более значительный спрос. Эффект мультипликатора может усиливаться еще и благодаря инвестиционному акселератору. Это наблюдается в том случае, когда повышение спроса со стороны государства способствует росту потребностей фирмы-производителя в инвестиционных товарах.
Существует и другой эффект влияния бюджетной экспансии на совокупный спрос. Он действует в противоположном по сравнению с эффектом мультипликатора, направлении. Поскольку, как уже отмечалось, рост государственных расходов приводит к повышению дохода работников и владельцев фирм, то понятно их желание приобрести большее количество товаров и услуг, что означает то же время увеличение спроса на деньги. Происходит одностороннее оживление на денежном рынке при неизменном предложении. Для сохранения здесь равновесия между спросом и предложением повышается процентная ставка, что, в свою очередь, приводит к уменьшению спроса на товары и услуги. На фоне роста цены заимствований уменьшаются производственные капиталовложения, инвестиционные расходы государственного сектора. Уменьшение спроса, вызванное повышением процентных ставок благодаря бюджетным расходам, называют эффектом витиснення.
Обеспечить надлежащий уровень совокупного спроса позволяет также снизить налоги. Одна часть их прироста направляется на сохранение, вторая расходуется на приобретение потребительских товаров. Поскольку уменьшение ставок налогообложения сопровождается увеличением потребительских расходов, растет и спрос на товары и услуги. Величина роста совокупного спроса благодаря изменениям в налогообложении также зависит от эффектов мультипликатора и витиснення.
При снижении налоговых ставок заработная плата и прибыль увеличиваются, что стимулирует рост потребительских расходов (эффект мультипликатора). Увеличение доходов повышает спрос на деньги и соответственно процентные ставки. При установлении высоких процентных ставок дорожает заимствования, инвестиционные расходы снижаются (эффект вытеснения). В отдельных случаях для достижения желаемого экономического роста, увеличения совокупного спроса и основных макроэкономических показателей можно сочетать варианты увеличения расходов и снижения податкив.
Мультипликативный эффект, получаемый благодаря снижению налогов, значительно слабее по сравнению с результативностью от увеличения государственных расходов. Последние имеют более сильное влияние на величину доходов и потребления. Именно эта особенность является определяющей при выборе инструментов фискальной политики. Если она сосредоточена на расширении государственного сектора, то для преодоления циклического спада увеличиваются правительственные расходы, а сдерживание инфляционного бума положено на повышение налогов. При противоположной направленности действия ее в фазе спада связанные со снижением налогов, а в фазе подъема - с уменьшением государственных витрат.
Для стабилизации экономики в условиях инфляционного избыточного совокупного спроса, возникающий вследствие циклического подъема, производится ограничительная фискальная политика. Действия правительства по замедлению или устранения инфляции должны быть противоположными действий преодоления экономического спада. Эта политика направлена на создание избытка государственного бюджета и предусматривает: сокращение правительственных расходов, увеличение налогов или сочетание определенным образом обоих заходив.
В реальной экономике цены, как правило, не гибкие по снижению. Вернуть их к некоторому предыдущего уровня практически нереально. Благодаря уменьшению правительственных расходов можно только остановить инфляцию.
Для того чтобы ограничить совокупный спрос в период инфляции, правительство может прибегнуть к повышению налогов. Дополнительный налог уменьшит размер сбережения и потребления. Произойдет процесс мультипликации и на основе снижения совокупного спроса инфляция будет взят под контроль.
Проведение активной дискреционной фискальной политики в значительной степени затруднено. Во-первых, препятствуют трудности, вызванные несовершенством экономической информации и методов макроекомичного анализа. Во-вторых, изменение структурных бюджетных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в законодательном органе и требует некоторого времени для принятия правительством соответствующих решений. В-третьих, сами налоги противоречивы, имеют технические недостатки и если их изменения временны, то они не оказывают положительного антициклического ефекту.
Определенные изменения в уровнях бюджетных расходов и налогов происходят по сути без дополнительных правительственных мер. Они обеспечиваются внутренними, встроенными (автоматическими) стабилизаторами, которые называют недискреционную фискальной политикой. Автоматические стабилизаторы - это экономические механизмы, действие которых постоянно направлена на смягчение циклических колебаний. В индустриальных странах ними есть прогрессивная налоговая система, трансферты (прежде страхования по безработице, социальная помощь), система участия в прибылях. Эти стабилизаторы сглаживают проблему продолжительности временного лага дискреционной политики, поскольку «включаются» без прямого вмешательства парламенту.
Как создается и действует встроенная стабильность, можно показать на примере налоговой системы. Она появилась в связи с построением системы налогообложения так, чтобы фактически от всех видов налогов обеспечивались большие платежи по мере роста валового внутреннего продукта (ВВП). Законодательно объем налоговых поступлений не определяется, а устанавливаются только налоговые ставки, среди которых наиболее распространенными являются прогрессивные. При использовании их в условиях увеличения ВВП в фазе экономического подъема доход растет и автоматически увеличиваются налоговые поступления, налоговый мультипликатор уменьшается, и снижаются трансфертные платежи из бюджета. Это приводит к сокращению личных доходов, уменьшение расходов на потребление и снижение давления совокупного спроса. Время продолжает формироваться избыток бюджета, накапливается опасность жесткой конъюнктуры, вызревает инфляционный процес.
При экономическом спаде ВВП уменьшается, сокращаются суммарные доходы домашних хозяйств, предприятий и, как результат, налоговые поступления снижаются, а бюджет направляется в дефицитного состояния. Государство в этих условиях должно увеличивать свои расходы, которые, компенсируя уменьшение частных расходов, играют стабилизирующую роль, ограничивают глубину циклического спаду.
Итак, автоматические стабилизаторы могут смягчить цикличность экономического развития, сократить амплитуду колебаний деловой активности. Однако их недостаточно, чтобы устранить экономическую нестабильность, скорректировать макроэкономические результаты, и они должны дополняться мерами дискреционной политики.
18.3. Государственный бюджет , его формирования и использования Глава 19. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И макроэкономическая нестабильность