10.2. Формирование рыночных институтов

Для переходной экономики, в том числе и для украинских, особенно актуальной является задача формирования рыночных институтов, так неразвитость институциональной структуры - одно из самостоятельных источников проблем и противоречий переходной економики.
Институты относятся к важнейших элементов рыночной инфраструктуры. Поэтому, прежде чем анализировать процесс формирования институтов, нужно четко представлять место институтов в рыночной инфраструктуре (РОС). Что же такое инфраструктура?
Инфраструктура в любой социально-экономической системе - это совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное функционирование взаимосвязей объектов и субъектов этой системы. Кроме обеспечивающей функции, инфраструктура одновременно выполняет регулирующую функцию, определенным образом упорядочивая взаимодействие элементов самой системи.
Рыночная инфраструктура (РИС) - это совокупность элементов, обеспечивающих бесперебойное многоуровневое функционирование хозяйственных взаимосвязей и взаимодействие субъектов рыночной экономики и регулирующих движение товарно-денежных потоков. Каждая из ее двух функций, выделенных выше, характеризуется определенными чертами или властивостями.
Обеспечивающая функция по самой своей сути есть функция внутренняя, характеризует суть и непосредственное назначение инфраструктуры. Она носит пассивный характер. Рыночная инфраструктура, как подсистема всей экономики, предоставляет последний условия и возможности для выполнения своих функций (прежде всего таких, как оптимальная аккумуляция ресурсов и создание из них продуктов хозяйственной деятельности), непосредственно не участвуя в создании продукта. Эту функцию можно классифицировать также, как прямую, поскольку формирование адекватной инфраструктуры - одна из непосредственных и обязательных условий существования и развития экономической системи.
Регулирующая функция вырастает из обеспечивающей, является ее продолжением, но ее свойства другие, прямо противоположные. Прежде всего, она носит внешний характер. Несмотря на то, что инфраструктура является подсистемой экономической системы, она (подсистема) существует как бы над процессом взаимодействия хозяйствующих субъектов, как некая данность: без нее они, с одной стороны, не могут взаимодействовать, но, с другой стороны, при определенных обстоятельствах она способна влиять весьма существенным образом на весь процесс воспроизводства. В этом своем качестве данная функция является активной, что особенно заметно в переходных экономических системах. Наконец, по своей природе она является функция обратного действия, сигнализируя экономике о тех или иных проблемах в сфере непосредственного создания продукту.
Обе функции неразрывно связаны и не могут реализоваться одна без другой. Результатом их взаимодействия является вполне определенный синтетический эффект, который можно определить как оптимизацию движения товарно-денежных потоков. В процессе обеспечения и регулирования этого движения инфраструктура способствует достижению соответствия между общественными потребностями в товарах и услугах и способностью процесса производства удовлетворять их в необходимых масштабах.
Тем самым обеспечивается сопряженность в реализации обеих функций, достигается пропорциональность в распределении ресурсов, что, в свою очередь, ведет к минимизации затрат, связанных с распределением ресурсов и продуктов. Именно поэтому инфраструктура своими функциями обеспечивает эффективность экономики, причем в той мере и через те механизмы, которые свойственны только ей. Эту часть эффективности можно назвать скрытой эффективностью в том смысле, что традиционные методы сопоставления затрат и результата (например, отрицательные последствия плохих дорог для сбора урожая или недостаточная развитость банковской системы как фактор, тормозящий скорость расчетов и т.п.) прямо и непосредственно к ней незастосовни.Module . Описанные выше функции раскрывают то, что должна делать рыночная инфраструктура, но не определяют ее природу. С точки зрения своего происхождения, или природы, рыночная инфраструктура есть не что иное, как институционализированная трансакция. Такой подход исходит из товарно-денежной природы рыночной экономики, представляет собой потоки товаров, ресурсов и денежных средств, непрерывно двигаются через посредничество операций (транзакций), также непрерывно осуществляются. В свою очередей} ', сделки заключаются и выполняются через посредство целой системы институтов, которые вплетены в ткань экономической системы и образуют ее инфраструктуру. Развитой рыночной экономике свойственна и соответствующая сеть институтов. Конечно, в принципе транзакции могут осуществляться и без использования институтов (это возможно, в частности, только на начальных этапах перехода к рынку, когда соответствующий институт еще не сформировался). Но рано или поздно трансакции, непрерывно повторяются, неизбежно порождают и соответствующие институты. Поэтому инфраструктуры и выступает институционализированных форм трансакций.
3 этого следует, что первым элементом инфраструктуры как раз и есть соответствующие институты. их можно разделить на две группы - институты общего назначения и специальные институты. Деятельность институтов общего назначения обычно не сводится к выполнению той или иной функции только в составе инфраструктуры, а предполагает также участие в реализации задач и целей других подсистем, особенно если учесть, что многие из этих подсистем принадлежат государству и используются не только бизнесом в коммерческих целях. Соответствующие институты ориентированы на преимущественное «прокачки» или товарных или денежных потокив.
Товарные потоки и потоки услуг циркулируют как между производителями, так и между производителями и потребителями. К числу основных общих институтов рыночной инфраструктуры относятся: дороги (автомобильные и железные), порты (речные, морские), аэродромы, грузовой и пассажирский транспорт (железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный, метрополитен), в том числе в городах, склады (в том числе таможенные), предприятия связи, жилищно-коммунальное хозяйство. С известной долей условности к общих институтов можно отнести предприятия, выпускающие средства сообщения и оборудование для складов, портов и т.д.. Характер этой части институтов делает возможным не только их военное использование государством в случае необходимости (отсюда - заинтересованность государства в их развитии), но и, в условиях конверсии ВПК, их приватизации или коммерческое использование государством. Специальные институты представлены как частными структурами, ведущую роль среди которых играют товарные биржи и торговая сеть (включающая предприятия оптовой и розничной торговли), так и государством в лице таможенных органов и других регулирующих и контролирующих инстанций.
Денежные потоки проходят через соответствующие финансово-кредитные институты, которые в силу самой природы денежных потоков существуют только в рыночной экономике. Денежная форма капитала является самой универсальной и обезличенной, которая пронизывает и объединяет все стороны и сферы жизни современного общества. При характеристике институтов денежного рынка более целесообразно провести различие между частными j государственными институтами, то есть разграничить их по критерию формы собственности, а не функциональной широты (то есть деления на общие и специальные, как в случае с институтами товарного рынка).
Из частных институтов, ключевую роль в финансово-кредитной системе играют банки как универсальные институты денежного рынка. Развитым элементом современной инфраструктуры является небанковские финансово-кредитные институты, носящие в большей степени не универсальный, а специализированный характер. Среди них выделяются страховые компании и пенсионные фонды, существование которых способствует оптимизации развития рыночной экономики благодаря уменьшению риска предпринимательской дияльности.
В подсистеме фондового рынка выделяются фондовые биржи и финансовые посредники - торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и компании, трастовые компании, внебиржевые торгово-информационные сети, регистраторы, депозитарии, хранении и др.. Количественные параметры инфраструктуры украинского фондового рынка на начало 2001 г. выглядели следующим образом: на нем осуществляли деятельность около 250 инвестиционных фондов и инвестиционных компаний, 839 торговцев ценными бумагами (из них 150 банков), 357 независимых регистраторов, 84 хранители, 2 депозитарии. Общее количество профессиональных участников фондового рынка превысила 1,5 тыс. В Киеве и Киевской области действовало более 40% участников рынка. Далее следуют Харьковская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Львовская области и Крым - по 5-10%. Работали 7 фондовых бирж: украинская фондовая биржа, Украинская международная фондовая Г) ржавчина, Киевская международная фондовая биржа, Украинская межбанковская валютная биржа, Донецкая, Приднепровская и Крымская фондовые биржи, а также 2 внебиржевые торгово-информационные системы - Первая (ПФТС) и Южноукраинска. Общий объем торгов на организованных рынках составил около 2,8 млрд. грн., Причем доминировала внебиржевая торгивля.
Государство в этой части инфраструктуры представлена прежде центральным банком и налоговыми службами.
Говоря об институциональной составляющей рыночной инфраструктуры, следует также отметить особую роль такого элемента инфраструктурного обеспечения рынка ресурсов, как институты рынка труда. их развитие непосредственно связано с одной из ключевых макроэкономических проблем - обеспечением полной занятости. Следует, однако, подчеркнуть, что механизм функционирования этого сектора инфраструктуры нельзя сводить к деятельности государственных служб трудоустройства и переподготовки кадров, поскольку социальная политика современного государства не исчерпывается борьбой с безработицей, а ориентирована на создание всего комплекса условий для развития человека, включая системы здравоохранения ', социального обеспечения, образования, культуры - как частные, так и государственные. Здесь можно говорить, с одной стороны, о службе переподготовки кадров как об элементе инфраструктуры, который, с другой стороны, одновременно входит в состав социальной инфраструктуры, относительно самостоятельной и ориентированной не только на потребности чисто рыночного, частного сектора экономики, но и на так называемый общественный сектор.
Роль информации. Институциональная составляющая образует наиболее важный элемент инфраструктуры, выражающий ее сущность наиболее ощутимо и выступает классической формой ее проявления. Однако при всей его исключительной важности инфраструктура не сводится к нему. Дело в том, что институциональный элемент в большей мере подпадает под пассивную функцию рыночной инфраструктуры, выступая ее материальным носителем. В то же время нужно что-то, что реализовывало бы активную функцию инфраструктуры. Как это «что-то» выступает информация о процессах, осуществляемых в недрах инфраструктуры, своеобразные сигналы обратной связи РОС со всей экономической системой. Вот почему вторым элементом современной инфраструктуры являются информационные сети и потоки, а также институты, которые обеспечивают (включая средства массовой информации, сети Internet, информационный и рекламный бизнес), благодаря которым она может существовать как единое целое, не только направляя функционирование рыночной экономики, но и способствуя оптимизации движения товарно-денежных потоков. Вне информационной составляющей инфраструктуры не может существовать, поскольку по мере развития экономики производство и распространение информации постепенно заменяет традиционное производство материальных благ. Именно единство институциональной и информационной составляющих образует внутреннее содержание рыночной инфраструктури.
Информационная составляющая играет важную роль - она обеспечивает связь инфраструктуры с внешней средой, которым для нее выступает вся остальная часть экономической системы. Но информация идет не только с РОС снаружи, а и возвращается обратно в ее институты. Осуществляется непрерывный обмен информацией между подсистемами, который не может быть нейтральным процессом, а является непрерывным их взаимным приспособлением. Здесь возникает необходимость периодического закрепления сигналов прямой и обратной связи - как для придания устойчивости работе систем, так и для фиксации достигнутого оптимума. Формой реализации такого закрепления служит нормообразования, регламентация деятельности самих институтов. Через информацию и ее непрерывную циркуляцию осуществляется контроль за мерой институционности самого института, и это становится возможным только через посредничество нормообразования. Пригодность или непригодность самого института, равно как и степень его соответствия потребностям экономики, не может быть определена иначе, как через регламентацию его деятельности и контроль (прежде всего, со стороны государства). С этой объективной необходимости вырастает третий элемент современной инфраструктуры - законодательство, которое регулирует функционирование рыночной экономики и регламентирует как деятельность институтов, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, и которое, по сути, задает «правила игры» в рыночной среде. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что качество разработки нормативной базы предпринимательства оказывает непосредственное (к сожалению, часто негативное) влияние на эффективность функционирования украинских економики.
Таким образом, внутреннее содержание инфраструктуры дополняется ее внешним содержанием - нормообразования. Но на этом нельзя останавливаться, характеризуя состав ее элементов. Как можно заметить, все три ее предыдущих элемента носят неживой характер, лишенные человеческого измерения. И если на этом характеристику инфраструктуры завершить, то проблему создания современной инфраструктуры можно было бы решить довольно просто: нужно было лишь пересадить на нашу почву институты, информационные сети и нормы, которые хорошо зарекомендовали себя в развитых странах. Кстати, примерно так до сих пор и делают субъекты, формирующие экономическую политику в Украине на протяжении всех лет ее государственной самостоятельности. А результаты принципиально иные, чем в свое время были при внедрении соответствующих элементов в развитых странах. Почему?
Ментальность. Одной из причин этого является игнорирование наличия четвёртые вполне реального элемента инфраструктуры - рыночного мышления и поведения населения, его готовности соблюдать правил и закономерностей функционирования рынка. Это тот самый субъективный элемент инфраструктуры, игнорирование которого приводит к нежелательным последствиям для рыночных преобразований в переходных экономических системах, к которым относится и экономическая система Украины. Включение его в состав инфраструктуры завершает характеристику ее внешнего содержания, превращает ее в целостный организм, в объект эффективного управлиння.
Итак, рассматривая содержание инфраструктуры, мы выделяем 4 взаимосвязанные составляющие: институциональную, информационную, нормообразующих и ментальную, которые в своей совокупности характеризуют как ее внутреннее содержание, так и ее внешнее выражение. Современные тенденции Изложенные выше соображения относятся к сложившейся инфраструктуры. Вследствие взаимосвязи его функций ее становление и развитие осуществляются одновременно с формированием самой рыночной экономики и носят природноисторичний характер. Но это справедливо только для случая классического типа становления рыночной экономики. В Украине же сейчас мы имеем инверсионный тип, который обусловлен тем, что в прошлом развитие рыночных отношений в Украине дважды искусственно прерывалось (в годы «военного коммунизма» и в период существования командно-административной системы с конца 20-х до конца 80-х pp .), вследствие чего общество, находясь на индустриальной стадии развития, естественной формой которой являются рыночные отношения, только начинает создавать адекватные себе умови.
Согласно существующая у нас теперь инфраструктура является не вполне рыночной, переходной, незрелой, причем как в целом (с точки зрения полноты и эффективности выполнения своих основных функций), так и в каждой из своих составляющих. В результате как в ее становлении целом, так и в развитии ее элементов в Украине имеют место особенности, отличающие этот процесс от того, что имело место в свое время в других странах при естественном ходе событий, несмотря на внешнее сходство некоторых тенденций. Учет этих особенностей дает возможность выявить основные факторы становления и развития инфраструктуры и определить следующие главные направления развития каждой из ее складових.
Во-первых, реструктуризация государственной собственности, разгосударствление, преодоление государственного монополизма и создание конкурентной среды, способствующей формированию оптимальной сети инфраструктурных институтов. Именно приватизация положила начало широкому развитию многих чисто рыночных институтив.
Во-вторых, приведение нормативной базы в соответствие с развитием институциональной составляющей РИС.
В-третьих, растущая степень включенности украинской экономики и общества в целом в мировые информационные системы с одновременным применением соответствующих мер безопасности и учета национальных интересив.
В-четвертых, повышение роли ментальной составляющей в эффективном функционировании и развитии РИС.
Говоря о динамике развития институциональной составляющей рыночной инфраструктуры в Украине, можно выделить такие процессы, явно визначилися.
Во-первых, ряд институтов в Украине формируется впервые, в прошлом они никогда не существовали. Это относится, прежде всего, к таким институтам фондового рынка, как финансовые посредники.
10.1. Содержание рыночной трансформации 10.3. Проблемы стабилизации экономического развития