6.6. Учет продуктов питания

Учет продуктов питания ведется в соответствии с Инструкцией по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, которые содержатся за счет государственного бюджета СССР, утвержденной Министерством здравоохранения СССР от 5.05.83 за № 530. Согласно ней ведется учет продуктов питания в лечебных учреждениях, школах-интернатах, детских, других учреждениях, в которых расходы на продукты питания планируются и учитываются по коду 1133 «Продукты питания».
Бухгалтерский учет продуктов питания и тары должен обеспечить:
полный учет поступления материальных ценностей, а также своевременное отражение операций, связанных с их движением;
контроль за рациональным и целенаправленным использованием средств, выделенных на питание;
контроль за сохранностью продуктов, соблюдением установленных правил оформления их принятия, отпуска, за проведением инвентаризации.
Учет продуктов питания на складах (в кладовых) является частью сортового учета и должен обеспечить полное хранения продуктов питания и тары при принятия, хранения и отпуска. Заведующий складом (кладовой) несет полную материальную ответственность за принятие, хранение и отпуск продуктов харчування.
В отличие от других материалов принятия продуктов питания осуществляется не только по количественным показателям, но и по качественным параметрам, а потому в учреждениях организуется контроль за качеством продуктов питания, надходять.
Предварительная проверка качества продуктов питания производится по внешним признакам при их принятии на склад (в кладовую) заведующим складом (кладовщиком) установи.
В случае сомнения относительно доброкачественности продуктов питания их приемка осуществляется с участием диетврачи, диетсестры или дежурного врача, при необходимости определенное количество продуктов питания направляется для лабораторного исследования санитарно-эпидемиологической станции.
В случае установления недоброкачественности продуктов питания составляется акт, а недоброкачественные продукты, указанные в акте, по заключению врача или санэпидемстанции возвращаются постачальнику.
Складской учет продуктов питания и тары ведется на карточках или в книге складского учета формы № М-17. Основанием для оперативных записей в реестры складского учета является сопроводительные документы поставщиков (счета, товарно-транспортные накладные, накладные), акты приемки продуктов питания, а для выданных продуктов питания - меню-требование формы № 299, требования на выдачу продуктов питания со склада (кладовой ) по форме № 15-М3 и накладная (требование) по форме № 434-мех.
Специфическим документом на отпуск продуктов питания в пищеблок есть меню-требование, состоящая ежедневно на основании норм раскладки продуктов и данных о количестве лиц, которые питаются. Меню-требования с расписками лиц о выдаче и получении продуктов питания передаются в бухгалтерию в сроки, установленные графиком документооборота, но не реже трех раз в мисяць.
В учреждениях, имеющих несколько диетстолив, отпуск продуктов питания со склада (кладовой) осуществляется по требованию на выдачу продуктов питания формы № 45-М3, которая составляется на основании данных меню-раскладки формы № 44-М3.
Материально ответственные лица ведут также учет тары, которая поступает на склад вместе с продуктами питания. Тара, поступившей приходуется на основании тех же документов, что и продукты питания. Пустая тара возвращается поставщикам или тарособирающим организациям, базам. Возврат тары оформляется накладными, которые являются документами для расчетов за возвращенную тару.
Кроме складского организуется учет продуктов питания и в пищеблоках. Ежедневно старшие медицинские сестры отделений представляют диетсестры пищеблока учреждения данные о наличии больных, питающихся, по состоянию на 9 часов текущего дня, с разбивкой больных с диетстоламы. Диетсестра пищеблока составляет сводные данные о наличии больных в целом по больнице с разбивкой по диетстоламы и сверяет эти данные с данными медицинской статистики и приемного виддилення.
Ежедневно на основании сводных данных о наличии больных, которые питаются, и утвержденных норм питания диетсестра пищеблока составляет для следующего дня меню-раскладку, а за незначительного количества диетстолив - меню-вимогу.
В меню-раскладках (меню-требованиях) определяется количество продуктов, необходимых для приготовления всей порции каждого блюда. Получение продуктов питания со склада (кладовой) для пищеблока осуществляется по требованию на выдачу продуктов питания со склада (кладовой) или меню-вимоги.
Закладування продуктов питания в котел производится шеф-поваром в присутствии диетврачи (диетсестры). Периодически закладування продуктов питания в котел и выход готовых блюд контролируется администрацией совместно с общественными организациями.
В бухгалтерии учет поступления продуктов питания ведется в накопительной ведомости по поступлению продуктов питания ф. № 300. Ведомость составляется в разрезе материально ответственных лиц на основании первичных документов в количественном и суммарном выражении и является основой для заполнения мемориального ордера № 11 - свод накопительных ведомостей по поступлениям продуктов питания № 398.
Учет расходования продуктов питания ведется в накопительной ведомости по расходованию продуктов питания ф. № 399 в разрезе материально ответственных лиц. Запись в ведомость осуществляется на основании меню-требований, других документов. Ведомость является основанием для составления мемориального ордера № 12 - свод накопительных ведомостей по расходованию продуктов питания ф. № 411.
Синтетический учет наличия и движения продуктов питания ведется на активном субсчете № 232 «Продукты питания». Основные бухгалтерские проводки по учету продуктов питания приведены в табл. 6.4.
Аналитический учет продуктов питания ведется по наименованиям, сортам, количеству, стоимости и материально ответственными лицами в сортовых оборотных ведомостях ф. № М-44, записи в которые выполняются на основании накопительных ведомостей ф. № 300 и 399.
Не реже одного раза в квартал проводится инвентаризация продуктов харчування.
В условиях применения ЭВМ состоит машинограма «Ведомость поступления продуктов питания», «Ведомость расходования продуктов питания», «Сортовая оборотная ведомость», мемориальные ордера № 11 и 12.
6.5. Синтетический учет материалов 6.7. Учет медикаментов , перевязочных средств и изделий медицинского назначения ( лечебных средств)