6.5. Синтетический учет материалов

Для учета наличия и движения материалов предназначен активный счет № 23 «Материалы и продукты питания», который имеет следующие субсчета:
№ 231 «Материалы для учебных, научных и других целей»;
№ 232 «Продукты питания»;
№ 233 «Медикаменты и перевязочные средства»;
№ 234 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности»;
№ 235 «Топливо, горючие и смазочные материалы»;
№ 236 «Тара»;
№ 237 «Материалы в пути»;
№ 238 «Запасные части к машинам и оборудованию»;
№ 239 «Прочие материалы».
Основные бухгалтерские проводки по поступлению и расходованию материалов приведены в табл. 6.3.
При мемориально-ордерной форме учет поступления материалов отражается в разных мемориальных ордерах, в частности № 6 - накопительной ведомости по расчетам с разными учреждениями и организациями, № 7 - накопительной ведомости по расчетам с подотчетными лицами и ин.
Учет расходования материалов на различные потребности отражается в материальном ордере № 13 - накопительной ведомости по расходованию материалов ф. № 396. Ведомость составляется в учреждениях с большим объемом смет и в централизованных бухгалтериях и ведется в течение месяца. Записи в книге делаются в денежном выражении на основании оправдательных документов в кредит субсчетов счета № 23, в том числе за учреждениями или материально ответственными особами.
В небольших учреждениях канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, чернила, стержни и т.п.), приобретенные и одновременно выданные на текущие нужды учреждения, могут списываться на фактические расходы с отражением их общей суммы на субсчете № 234 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности». На документах, подтверждающих приобретение и получение этих ценностей, должны быть подписи лиц, которые получили эти материали.
Стоимость расходных материалов на нужды учреждения списывается по ценам приобретения или по средневзвешенным ценам, если они приобретались по разным ценам. При применении в учете твердых учетных цен в течение месяца (квартала) материалы списываются по этим ценам. Ежемесячно (ежеквартально) вычисляется средний процент и сумма отклонений от твердых учетных цен в разрезе субсчетов. Эти суммы отклонений относятся на те счета, на которые были списаны материалы по твердым учетным цинами.
По дебету субсчета № 237 «Материалы в пути» учитываются материалы, оплаченные учреждением за междугородными поставками на склад. Бухгалтерия должна следить, чтобы материалы, которые находятся в пути, были подтверждены соответствующими документами поставщиков. При поступлении материалов их стоимость списывается с кредита субсчета № 237 в дебет субсчета № 23 «Материалы и продукты питания». Аналитический учет материалов в пути ведется в книге количественно-суммовой учет в разрезе отдельных постачальникив.
Субсчет № 825 «Расходы на заготовку и переработку материалов» предназначен для учета затрат и определения себестоимости заготавливаемых и перерабатываемых материалов. По дебету этого субсчета собираются все расходы, связанные с заготовкой и переработкой материалов, по кредиту - списывается фактическая себестоимость заготовленных и переработанных материалов на основании акта, который утверждается руководителем учреждения. При этом полученные материальные ценности оприбутковуються.
В учреждениях, где учет материалов автоматизированный, составляют машинограммы «Ведомость поступления материалов по поставщикам», «Ведомость поступления материалов в разрезе субсчетов, материально ответственных лиц и учреждений», «Ведомость расходования материалов по субсчетам» и др.. Эти машинограммы зависимости от уровня автоматизации учета заменяют материальные ордера или служат основанием для их заполнения.
6.4. Учет материалов на складах и его связь с учетом в бухгалтерии 6.6. Учет продуктов питания