15.1. Полезность. Закон убывающей полезности
В экономической науке понятие полезности немного отличается от общепринятого его значение. Оно отражает субъективную оценку индивидом степени желательности того или иного блага независимо от того, способствует его потребления объективно развитию определенного субъекта или наносит ему вред. В этом смысле такие продукты, как алкоголь, наркотики, оружие экономически рассматриваются как полезности, если они желательны для потребителя, принося ему удовольствие. Вместе с тем полезность формируется под влиянием объективных обстоятельств. Полезными могут быть лишь доступные для потребителя блага. Богатства, лежащие на дне океана или в недрах далеких звезд и планет, не могут рассматриваться как экономические полезности, несмотря на всю их бажанисть.Степень полезности может выражаться в различных показниках.
Общая полезность - величина, отражающая общую удовлетворенность индивида потреблением определенного количества блага. Мясо удовлетворяет потребность в пище, а сигареты - в палинни.
Съедая 2 кг мяса в неделю и выкуривая пачку сигарет в день, потребитель удовлетворяет потребности и данные величины отражают общую полезность благ относительно определенного периода часу.
Предельная полезность - это удовлетворенность, приобретается от потребления каждой дополнительной единицы блага. Если мясо, съедаемой разделить на порции, то удовольствие, что достается от потребления каждой следующей дозы, будет выражать ее предельную полезность. Так же удовольствие, что испытывает курильщик от выкуривания каждой следующей сигареты, определяет ее предельную кориснисть.
Степень полезности зависит от количества определенного блага (запаса) и от интенсивности потребности в нем. В рамках привычной нормы потребления (достигнутого уровня интенсивности) увеличение количества потребления влечет рост общей полезности и снижения предельной полезности. Для курильщика, привыкший выкуривать пачку сигарет в день, наличие лишь пяти сигарет не может удовлетворить его общую потребность и поэтому полезность каждой сигареты представляется высокой. С приближением количества потребляемых сигарет в привычной нормы (насыщение) общая полезность возрастает, но желательность каждой следующей становится меньше. Достичь точки насыщения, общая полезность начинает уменьшаться, а предельная приобретает отрицательных значений. Графически эту зависимость выражено на рис. 15.1.
Если индивидуум имеет лишь пять сигарет, предельной полезности пять единиц отобьет точка Л графика (рис.15.1), а общая полезность будет выражаться площадью, ограниченной осями координат и перпендикуляром, опущенным из точки Л на ось абсцисс. С увеличением количества запаса точка предельной полезности пойдет вниз по кривой (В, С, ...), тогда как общая полезность (заштрихованная площадь) будет расти. Увеличение потребления за пределами точки насыщения D-20 сигарет может привести уже к негативной полезности (дискомфорт, недовольство). В целом считается, что потребитель добровольно не будет увеличивать потребление после того, как общая полезность блага начинает знижуватися.
Легко заметить, что стремление увеличить количество потребляемых благ до уровня полного насыщения полезности потребности приводит к уменьшению полезности каждой последующей потребляемой единицы. Здесь воплощается закон убывающей предельной полезности. Под его воздействием формируется потребительский выбор. Каждый потребитель стремится обеспечить себе максимальный уровень полезности. Он вынужден действовать в рамках определенных ограничений, прежде бюджетных. При таких условиях он должен распределять свои возможности между несколькими благами, чтобы максимально удовлетвориться. Это возможно лишь в том случае, когда каждая денежная единица, потраченная на приобретение одного блага, приносит такую же дополнительную полезность, как и единица, потраченная на другое. Иначе говоря, предельные полезности благ должны быть одинаковыми. Как достигается одинаковая полезность благ?
Допустим, потребитель, чтобы по завтракать, должен распределить выделенные на эти цели средства между бутербродами и кофе. Предположим, что дополнительная чашка кофе дает ему больше удовольствия, чем дополнительно съеденный бутерброд. В таком случае он, скорее всего, направит большую часть средств на приобретение кофе, а потребление бутербродов сократит. Но тогда по закону убывающей предельной полезности желательность каждой следующей чашки кофе будет уменьшаться, тогда как ценность бутерброда с оставшихся, - расти. Наконец находится вариант, когда предельные полезности обоих благ выравниваются. Эта ситуация, названная равновесием потребителя, означает, что он не заинтересован в изменении пропорций потребления за счет преимущества одного товара над другим. Именно в таком случае достигается и максимум общей полезности по этим бюджетом и цинах.
Можно сформулировать правило: максимум полезности для потребителя достигается, когда отношения предельных полезностей к ценам всех потребляемых товаров ривни.
Следует помнить, что потребительская оценка полезности чрезвычайно субъективна и не поддается точному количественному учету. Одни люди, садясь завтракать, подсчитывают количество потребляемых калорий, другие - деньги в своем кошельке, и не существует некоторой единицы полезности, которая могла бы показать, что сочетание кофе и бутербродов дает больше или меньше удовольствия, чем салат и фруктовый сок. Однако логика принятия решения в любом случае остается одной и той же: потребитель стремится к такого сочетания благ, при котором их предельные полезности выравниваются, а общая полезность достигает максимума.
ГЛАВА 15. Рационального потребительского ВЫБОР | 15.2. Кривые безразличия. бюджетная линия |