15.2. Кривые безразличия. бюджетная линия
Оказывается, существует не одна, а несколько комбинаций различных благ, которые дают в принципе такое же удовлетворение потребительских желаний, и в этом смысле равнодушных субъекту. Например, приобретая для удовлетворения своих гастрономических потребностей мясо и сыр, потребитель может комбинировать количество их в различных сочетаниях (таблица 15.1).Купив 3 кг мяса и 2 кг сыра, потребитель наносит себе такого же удовольствие, что и в случае приобретения 2 кг мяса и 3,5 кг сыра или 4 кг мяса и 1,5 кг сыра. Если выразить это графически, то получим ряд точек, составляющих различные комбинации двух благ, обеспечивающих удовлетворение того же уровня потребностей (рис. 15.2).
Линия, соединяющая эти точки, называется кривой безразличия (I). Характеристики кривой безразличия отражают особенности поведения субъекта, решающего проблему альтернативного выбора потребляемых количеств двух благ, которые обеспечивают ему определенную полезность. Такая кривая будет, во-первых, всегда убывающей. Это объясняется противоположной направленностью движения потребляемых количеств двух благ. Если потребитель увеличивает потребление одного, то одновременно он уменьшает потребление другого и наоборот. Кривые, описывающие обратную зависимость переменных, всегда нисходящей. Во-вторых, кривая безразличия всегда вогнутая и уклон ее становится положистишим по мере движения вниз и вправо по графику. Это означает, что потребитель не просто выбирает между двумя благами, а решает проблему замещения определенного количества одного блага определенным количеством другого. Если у него много блага А, то он может отказаться от его части, чтобы получить взамен какое-то количество блага В. Эту ситуацию можно выразить через показатель предельной нормы замещения (ГНЗ), представляющий собой отношение количества блага, которого субъект еще не имеет , но желает получить, и количества блага, которой он согласен избавиться.
Чтобы, например, получить дополнительно 0,5 кг творога, потребитель согласен отказаться от 1 кг мяса. В таком случае ГНЗ составляет: 0,5:1 = 0,5 (в четвертом столбце таблицы 15.1 приведены предельные нормы замещения мяса сыром. ГНЗ сыра на мясо будут размещаться в обратном порядке). Эта величина будет в обратной зависимости к отношениям предельных полезностей этих благ:
ДВ UmA АА ~ UmB Действительно, когда блага А есть излишне, его предельная полезность очень мала и субъект согласен уступить большим количеством этого блага, чтобы получить определенное количество блага В, которого у него недостаточно и предельная полезность которого велика. Следовательно, величина А должна быть большой, потому что его предельная полезность мала, а В - малой, так как их предельная полезность велика.
С движением кривой безразличия вниз величина предельной нормы замещения падает, т.е. потребитель отдает все меньшее количество блага А для замещения каждой следующей единицы блага В, что и обусловливает вогнутую форму этой кривой. В этом отражается закон убывающей предельной полезности. Предельная норма замещения может быть выражена и как величина углового коэффициента (tg а). Если эта величина меньше единицы, мы имеем дело со слабым замещением. Одного продукта много, другой же явно недостаточно, чтобы адекватно отреагировать на сокращение потребления первого. Если tg a = 1, имеет место совершенно замещения, т.е. изменение в потреблении каждой единицы одного блага ведет к изменению в потреблении другого на ту же величину, но в обратном направлении. Если tga> 1, это означает высокую степень замещения, когда даже небольшое изменение потребления дефицитного блага вызывает существенные сдвиги в потреблении его заменителя, который есть в надлишку.
Кривая безразличия отражает определенный уровень удовлетворения потребностей, достигнут комбинированием нескольких благ. Однако возможен переход на другой (высший или ниже) уровень потребления, на котором появляется свой набор комбинаций, одинаково удовлетворяют любую потребность. Эта ситуация может быть отражена новой кривой безразличия, расположенной выше или ниже предыдущей. Так строится карта безразличия, включает ряд кривых, где каждая, расположена на графике правее и выше, отражает высокий уровень удовлетворения потребностей (рис. 15.3).
Кривые безразличия не пересекаются, потому что тогда оказывается, что та же комбинация обеспечивает потребителю два разных уровне полезности, невозможно. Предположим, что они пересеклись (рис. 15.4). Точки А и В, которые лежат на кривой /, равнодушны друг к другу. Но точки А и С, которые лежат на кривой I 2, также равнодушны, поскольку отражают тот же уровень потребления. Но согласно свойству транзитивности, если В равнодушна к А, а А безразлично С, то В должно быть равнодушной к С, следовательно, они должны лежать на одной линии, а не на разных. Получается, кривые безразличия не могут перетинатися.
Карты безразличия отражают субъективные предпочтения потребителя, комбинирующий представленными на рынке благами. Однако существуют и объективные условия, ограничивающие возможности выбора - прежде всего это размеры доходов и цини.
Бюджетная линия
Имея некий денежный доход, субъект может потратить его весь на приобретение одного товара и оказаться в точке А графика (рис. 15.5), где по оси абсцисс откладывается потребляемая количество товара А (мясо), а на Yj оси ординат - товара В (сыр).
Он может потратить весь доход на приобретение другого товара и оказаться в точке В. А может распределить свой доход между двумя благами. Тогда, если доход будет тратиться полностью, все возможные комбинации такого распределения расположатся на линии, соединяющей точки А и В и называется бюджетной лилиею.
Очевидно, точки, лежащие внутри образованного ею с осями координат треугольника, отражают ситуацию недоиспользование бюджетных возможностей, а точки, лежащие вне его, - их превышения. Таким образом, бюджетная линия будет определять те границы, где субъективные предпочтения потребителя могут быть реализованы. Поскольку бюджетные возможности зависят не только от потребляемого количества благ, но и от их цен, то их общее значение следующее:
В = Р X Р Y,
где В - потребительский бюджет; Р - цена блага X, Р - цена блага Y. Если соединить график бюджетной линии с картой безразличия, мы получим картину возможных ситуаций, в которых может оказаться потребитель (рис. 15.6).
Выбрав комбинацию благ X и Y, координаты которой находятся в точке С, потребитель достигает максимума полезности при имеющихся возможностей. В этой точке бюджетная линия проходит по касательной к кривой безразличия И0 и имеет место равновесие потребит.
Тогда как, оказавшись в точке В, потребитель явно хуже положение, ибо эта точка на кривой, которая расположена ниже (/,), а следовательно, составляет комбинации низкого уровня полезности. У него имеется в избытке благо X и недостаточное количество блага Y, возникает необходимость перестраивать преимущества, смещая комбинацию слева. Точка А еще хуже, ибо отражает деформованише потребления. Высшая степень полезности обеспечивает точка F, потому лежит на кривой, которая расположена выше, но находится за пределами бюджетных возможностей потребителя и недосягаемая для него. Если у потребителя вырос доход, т.е. изменились бюджетные возможности, бюджетная линия сместится по графику вверх и вправо (X2Y2).
Сместится и точка потребительской равновесия (D), отражая новые возможности приобретения большего количества обоих благ.
Рассмотрены случаи поведения потребителя предполагали неизменность цен на блага, избираемых. А что будет происходить, если цены начнут меняться? Если изменится цена одного из товаров (например, X), а цена другого останется такой же, то при неизменном бюджета потребитель сможет приобрести больше этого блага. Бюджетная линия в таком случае будет смещаться (рис. 15.7).
При цене в 4 доллара за фунт мяса потребитель приобретет 3 фунта мяса и 10 фунтов сыра, но если цена снизилась до 2 долларов за фунт мяса, он при той же количества сыра может купить себе уже 5 фунтов мяса , а при цене в 1 доллар 50 центов - около 7 фунтов мяса. Смещаются и точки потребительской равновесия, приобретая последовательно значений А, В, С, D. Если соединить точки равновесия одной линией, то получим по сути кривую спроса на мясо, которая отражает обратную зависимость между ценой и потребляемой количеством блага.
Теория потребительского выбора таким образом выходит на проблему формирования спроса, объясняя, в частности, почему изменения в ценах приводят противоположные изменения количеств запрашиваемых благ. Потребитель постоянно стремится достичь равновесия, при которой ему обеспечивается максимум полезности. Если равновесие нарушается из-за изменения в цене одного из потребляемых благ, восстановить ее можно, изменив значение предельных полезностей благ, входящих в потребительскую набора. Но сделать это по закону убывающей предельной полезности, можно, лишь изменив количество потребляемых благ. Поэтому, если достигнуто равновесие будет нарушено из-за того, что цена Рх упала, то восстановить ее можно, либо снизив MU ^ или повысив значение MU. Сделать это можно, только увеличив потребление блага Y. На графике (рис. 15.7) видно, что при уменьшении цены мяса с 4 до 2 долларов за фунт потребитель в поисках нового равновесия должно увеличить потребление мяса и сократить потребление сыра, цена которого по мясу возросла. Иначе говоря, он ведет себя в соответствии с требованиями закона спроса: снижение цены приводит к увеличению покупок, а рост - скорочення.
Обращаясь так, потребитель не просто увеличивает или сокращает количество запрашиваемых благ, а соответственно изменяет и использования альтернативных товаров. Если цена на определенный вид продукции снизилась, им пытаются заменить другие товары, удовлетворяющие ту же потребность и стали теперь относительно дорожчими.
Снижение цены на горячие сосиски безусловно приведет к тому, что им начнут отдавать предпочтение за завтраком перед бутербродами с колбасой, порцией котлет и других блюд, цены на которые не изменились. Более того, часть людей откажется от приготовления завтрака дома, заменяя его порцией сосисок в ближайшем кафе.
Увеличение спроса, вызванное тем, что товары, которые стали дешевле, вытесняют дорогие заменители, называется эффектом замещения. Это - типичная реакция потребителя на снижение цены какого-то товара имеет взаимозаменяемые аналоги. Причем такая реакция чаще всего имеет место даже в том случае, когда товар или услуга, на которые изменилась цена, не стали абсолютно дешевле другие товары. Если, например, цена порции сосисок снизилась с 3 до 2 грн., А цена яичные осталась, как и прежде, 1 грн. 50 коп., То все равно найдутся такие покупатели, которые заменят в своем завтрака яичницу сосисками, несмотря на то, что они все еще остаются дорогими. Обратной будет реакция в случае повышения цены сосисок при постоянстве цены яечни.
Изменение цены имеет своим последствием еще один эффект: изменение реального дохода потребителя, т.е. количества благ и услуг, которые он может приобрести. Если, скажем, цена какого-либо товара из потребительского набора снизилась, то при условии, что номинальный доход и цены на другие товары останутся неизменными, это будет означать фактический рост реального дохода. Допустим, цена за 1 кг мяса снизилась с 6 до 5 грн. Тогда по 2 кг мяса в неделю, составлявших обычную потребительскую норму, потребитель заплатит уже не 12, а 10 грн.: 2 грн. составлять чистый выигрыш по сравнению с тем, что он платил раньше. Эту сумму он может потратить на то, чтобы увеличить количество покупок того же мяса или любых других товаров. Если изменение цены повлекло изменение реального дохода потребителя, что в свою очередь вызвало изменение спроса, то имеет место эффект доходу.
Оба эффекта - замещения и дохода существенно влияют на формирование спроса. Но направления их действия могут быть разными. В зависимости от особенностей различных групп товаров эффекты могут действовать в одном направлении, увеличивая или сокращая спрос, и в противоположных. Имея дело с обычными товарами, т.е. теми, которые имеют достаточно высокую степень полезности и потребность в которых не насыщена, потребитель реагирует на изменения цен изменением спроса в обратную сторону. Снижение цены, например, приводит к увеличению спроса. В этом случае, во-первых, срабатывает эффект замещения, и дешевый товар начинает вытеснять дорогие, во-вторых, имеет место положительный эффект дохода: выигрыш от снижения цены направляется на увеличение покупок того товара, цена на который снизилась. Оба эффекта действуют в одном направлении. Но есть группа товаров низкого качества, от потребления которых, как правило, отказываются с ростом прибыли (отрицательный эффект дохода). Если снизилась цена на вареную колбасу, то следствием этого может быть не увеличение ее потребления, как того требует эффект замещения, а использование дохода, выросший на приобретение высококачественной копченой колбасы или окорока. Эффект замещения и эффект дохода в этом случае действуют в противоположных направлениях. Какой из них окажется сильнее, зависит от ряда обстоятельств: степени снижения цены, доли определенного продукта в потребительской корзине и т.д.. Если предпочтительным будет эффект замещения, кривая спроса на эти товары будет иметь тот же вид, что и для обычных товаров, - нисходящей от оси ординат к оси абсцисс (рис. 15.8, а).
Однако возможны достаточно устойчивые ситуации, когда отрицательный эффект дохода настолько силен, что подавляет эффект замещения. Это имеет место, в частности, с так называемыми товарами Гиффена.
В XIX в. английский статистик Роберт Гиффен заметил, что рост цен на пшеницу привело не сокращение, а рост потребления хлеба в малообеспеченных слоев населения. Объясняется такое явление тем, что хлеб занимал значительное место в их потребительском наборе, и рост цен на хлеб очень сильно сказалось на сокращении их реальных доходов. При таких условиях потребления калорийных продуктов - мяса, фруктов - становится менее доступным. их недостаток приходится компенсировать тем хлебом, что даже подорожал. Аналогичная ситуация может иметь место и с некоторыми другими товарами: картофелем, низкосортными крупами, если расходы на их потребление занимают существенное место в бюджете потребителей. Парадокс Гиффена не очень распространенной, но вполне реальной ситуацией, когда кривая спроса отражает положительные значения функции спрос - цена и растет от начала координат (рис. 15.8,6).
Такую же форму кривая будет в случае, когда потребители увеличивают Число покупок дорогих товаров из соображений престижности. Субъекты из богатых слоев населения или тех, кто желает казаться такими в ответ на повышение цены реагируют не снижением, а повышением спроса. Имеет место так называемый эффект снобизму.
Проблема формирования спроса рассматривалась с точки зрения реакции потребителя на изменения цен на товары и услуги. Существует, однако, еще один аспект потребительского поведения, связан с ответом на вопрос: сколько он будет готов заплатить за дополнительную единицу товара, которая уже у него в определенном количестве?
Допустим, определенный субъект привык включать в свой обеденного меню яблоки. Количество потребляемых им яблок будет зависеть от их цены. Например, при цене 2 грн. за яблоко он будет покупать 10 яблок в месяц. В другие дни он будет на десерт компот или мороженое. Кривая спроса показывает, что 2 грн. - Это максимум, который он будет платить за десятое яблоко. Если цена поднимется до 2 грн. 20 коп., То потребитель заменит десятая яблоко другим видом десерта, но не откажется от них совсем. Хотя 2 грн. - Это максимум, который он готов платить за десятое яблоко, за девятый он согласен платить 2 грн. 20 коп. Так же восьмого он согласен заплатить 2 грн. 40 коп., Седьмого - 2 грн. 60 коп. и т.д.. Высота кривой спроса в каждой точке, показана на графике (рис. 15.9) заштрихованными столбцами, отражает тот максимум, что субъект готов платить за каждую потребляемую одиницю.
Этот максимум уменьшается по мере роста потребляемого количества согласно принципу убывающей предельной корисности.
На графике отражены те максимальные цены, что субъект согласен платить за разное количество яблок, но это не значит, что он действительно их платит. Покупая 10 яблок в месяц, он платит за них 20 грн., То есть в среднем по 2 грн. за штуку. За исключением последнего, десятого яблоки, получает остальные по цене меньшей, чем готов платить за них. Разница между тем, что он готов заплатить за каждую единицу, и тем, что он действительно платит по рыночной цене, составляет выигрыш потребителя: Например, для первого яблоки этот выигрыш составит 2 грн., Поскольку потребитель готов заплатить за него 4 грн., А платит реально только 2 грн. Общий потребительский выигрыш определяется суммой выигрышей для каждой единицы и представлены на графике площадью заштрихованной фигури.
Аналогичные рассуждения определять и позицию производителя, который появляется на рынке со своей продукцией. Высота кривой предложения определяться тем минимумом, производитель согласен получить за каждую проданную им единицу продукции. Реально же, продавая ее по рыночной цене, производитель может получить за единицу сумму большую, чем та, за которую он согласен ее отдать. Разница составит выигрыш виробника.
Когда при пересечении кривых спроса и предложения устанавливается цена равновесия, это означает, что потребители покупают товары на сумму, меньшую той, которую они согласны были заплатить, а производители продают товары на сумму, большую того минимума, который они согласны были получить. Имеет место, таким образом, обоюдный выигрыш от обмена, благодаря которому и существует рынок. Участвуя в обмене, каждый, кто продает и покупает, оказывается в лучшем материальном положении, чем отказываясь от этого участия. Проиллюстрируем ситуацию графически (рис. 15.10).
При рыночной цене 1 грн. за единицу продукции потребитель согласен будет платить за 1000 единиц не более, чем по 1,50 грн. за штуку. Выигрыш потребителя составит 50 коп. на единицы.
15.1. Полезность. Закон убывающей полезности | ГЛАВА 16. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. ФИРМА |