18.1. Управление как система

Менеджмент ... За десять-пятнадцать лет понятия «менеджмент» как особый род человеческой деятельности и область знаний прочно вошло в Украине в лексикон значительной части населения. К тому интерес к методам и принципов научного управления был в основном у специалистов, ученых. Но не только. Вспоминается конец 50-х pp. В Украину из США вернулся Владимир Иванович Терещенко. Его лекции по американской практики менеджмента собирали огромные аудитории.
В чем же заключается суть понятия менеджмент? По оксфордским словарем английского языка, менеджмент - это: способ (манера) обращения с людьми власть и искусство управления; своеобразное умение и административные навыки, правила и приемы делового общения орган управления; административная единица. Но самое интересное, что ни одно из приведенных толкований не раскрывает содержания термина «менеджмент», но все вместе они приближают к раскрытию его сутности.
Менеджмент - это управление. Определенного упрощения между понятиями менеджмента и управления можно поставить знак равенства. А если не упрощать, понятие менеджмента является глубоким и емкий, потому что включает не только науку управления, функции управления, власть управления, а и искусство управления. В свободной экономике управления не может базироваться только на власти руководства, где главное - авторитет должности. Искусство управления - вот основа его, а это - авторитет личности. Поэтому менеджмент - не обезличенный инструмент управления, а такой, который предусматривает его центральную фигуру - менеджера, профессионала, овладел научными основами управления путем постижения комплекса наук, включая науку о человеке, без чего эффективное управление невозможно. Можно согласиться с мнением, что рассматривает менеджмент как междисциплинарную область знаний, «управленческую мысль», объединяющий науку, опыт, «ноу-хау», управленческое мистецтво.
Менеджмент - система, которая предусматривает осуществление способов, методов, принципов управления, умение добиваться поставленных целей, направлять труд людей, их знания, опыт, интеллект. Система не стала, а такая, что постоянно меняется. Это процесс согласования деятельности людей, объединенных в организацию для достижения общей цели. И здесь без искусства управления не обойтись. Существует два подхода в оценке человека с точки зрения его отношения к праци.
Один из основоположников теории современного менеджмента Мак Грегор делил людей на две группы - «X» и «В». Люди группы «X» - изначально ленивы, безынициативны, их желание уклониться от работы, избежать ответственности. И это не мифическая, выдуманная группа. Как направлять деятельность такой группы людей на достижение общей цели? Административными методами. Строгий контроль их деятельности, тщательная регламентация рабочего времени, особенно если в фирме преобладает повременная форма оплаты труда. Итак, без иерархического аппарата управления не обойтись. Люди группы «В» - скорее трудолюбивые, чем ленивые. Среди них немало трудоголиков. Они полностью отдаются трудовому процессу, особенно, если он творческий, не рутинный, потому что главное для них - реализовать свой творческий потенциал, свои способности. Для таких важно создать атмосферу максимальной самостоятельности, инициативы, исключить мелочную регламентацию. И отдача для фирмы не заставит себя ждать. Такая чисто условная классификация как вызывает и два стиля управлиння.
Два стиля управлиння.
Первый - административно-командный. Его характерные черты: строгая иерархия управленческого аппарата, контроль и регламентация деятельности организаций нижестоящие, ответственность их перед высшими; человек - простой исполнитель команд вышестоящего органа. Инициатива наказуемой. Приоритеты такого стиля - выполнение планов производства любой ценой, а планы - это, прежде всего, объемы. Качество, условия труда - вторичны. Такой стиль управления порождал особый слой руководителей, для которых главное - план.
Другой стиль - демократический (его называют партисипативного) ориентируется на максимальную самостоятельность всех звеньев структуры управления. Работник - это творческая личность, реализует себя в работе. Заинтересованность и ответственность - две стороны одного процесса. Побудительные мотивы - материальные и моральные стимулы, преданность фирме, общественная значимость выполняемой работы. Приоритеты - качество деятельности и продукции, а значит - ориентация на потребителя. Фундамент демократического принципа - установка на человека, что находит свое выражение в тенденции «Главное богатство фирмы - ее люди». Но чаще каждый человек - это одновременно и «X и« В ». В этом и заключается сложность. Без искусства управления решить проблему направления людей на труд неможливо.
Итак, менеджмент - это умение определить стратегические и тактические цели фирмы, организовать персонал на их выполнение, используя факторы производства и мотивы поведения людей. Объективной основой менеджмента стало отделение управления от собственности. Отсюда и различия предпринимательства от менеджменту.
Интерес менеджера неотделим от интереса коллектива фирмы. Он такой же наемный работник, как каждый из персонала фирмы. Так, ступенька социальной лестницы у него выше, чем у рабочих, но ... Вспомним президента «Форд моторе», которого Генри Форд, приревновав к успеху фирмы, буквально выбросил из корпорации. И это в начале века, а сейчас и не рядового, а президента, таланта и способностям которого компания была обязана своим успехом. Ли Якокка пишет: «Впервые в своей жизни я узнал, в каком ужасном состоянии оказывается человек, которого увольняют. После своего освобождения я испытал такого чувства, будто перестал существовать ». Но такое самодурство могут позволить себе лишь отдельные предприниматели. Как правило, талантливый менеджер - золотой фонд фирмы, бизнеса вообще, ибо он не только управляющий, но и неформальный лидер - авторитет личности. Он умелый дипломат, чуткий воспитатель и, конечно же, новатор, нацелен на инновации. Но так было не всегда. Эти качества менеджера выкристаллизовались в 80 - 90-е г. XIX в., Когда изменилась концепция менеджмента. Как любое общественное явление, он прошел в своем развитии ряд этапов. Большие успехи управленческой мысли и практики были достигнуты еще в древней Шумере, сформулированные в законах царей Хаммурапи и Навуходоносора. Всего до новой эры специалисты насчитывают три управленческие революции. Четвертая состоялась в XVII - XVIII вв., Когда стал формироваться капитализм и наметился индустриальный тип производства. Именно тогда и произошло отделение управления от власности.
Управления, стало профессиональным занятием, постепенно превращается в менеджмент. В конце XIX - начале XX в. формируется концепция, начавшая управленческой революции - теория рациональной бюрократии Макса Вебера. Она стала ответом на бурное развитие промышленности. При таких условиях рождались великие иерархические структуры, определялись должностные обязанности менеджеров, управленческий труд получила особого социального статуса, повысились значимость и ответственность управленческой дияльности.
Традиционный менеджмент.
Прорывом в сфере управления считается концепция наукового
управления Фредерика Иеилора, основателя школы научного менеджмента. Развиваясь в пределах твердого рационализма, она сформировала основные принципы управления индивидуальным трудом рабочих. Детальное исследование трудовых процессов, нормирования труда на основе непосредственного измерения затрат рабочего времени с помощью хронометражных наблюдений, специальная система сдельной заработной платы, методы подбора, обучения и тренировки рабочих, повышение и разделение ответственности за результаты работы иуииж менеджерами и рабочими - таковы главные составляющие системы.
Следующий этап в развитии науки и практики менеджмента - концепция классической школы административного, управления. ее создателя Анри Файоля считают отцом менеджмента. Он изложил принципы управления, выделил характерные виды деятельности руководителей - планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Имеют определенный интерес для сегодняшней практики такие принципы: каждому работнику - делегирование полномочий, достаточных для того, чтобы нести ответственность за выполнение работы; интересы организации преобладают над интересами индивида; получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд; поощрение инициативы; гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий, в единстве - сила. В принципах, разработанных Анри Файолем, заложена основа новых этапов в развитии науки менеджмента - школы человеческих отношений и поведенческих наук, количественный, системный, ситуационный пидходи.
Для школ менеджмента характерное исследование поведения людей в организации, их мотивации, проблем лидерства. Главный ресурс фирмы - человек. Развитие таких взглядов неразрывно связан с именем американского ученого-социолога и психолога Элтона Мэйо. Системный и ситуационный подходы рассматривают организацию как взаимосвязанную систему блоков, элементов, звеньев. Принятие управленческих решений осуществляется на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов. Таким образом в течение XX в. состоялась трансформация науки управления от традиционного менеджмента к сучасного.
Современный менеджмент на первое место выдвигает не внутренние факторы (рациональная организация производства, снижение затрат), а проблему четкости и адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Правительство, потребители, конкуренты - объекты постоянного внимания менеджмента, организации. Используется ситуационный подход в соответствии с рассматриваемых конкретных обстоятельств, влияющих на результаты работы фирмы в данный момент. Разрабатываются специфические приемы эффективного достижения стратегических и текущих целей. Предприятие рассматривается как система, имеющая общественное назначение. Главный ресурс - человек. Мобилизовать ее творческую активность можно лишь на основе системы мотиваций. Она - не слепой исполнитель, а вместе с менеджером - генератор идей. Необходимо создать условия для реализации творческого потенциала работника, воспитывать у него чувство спивгосподаря, совладельца фирмы. В своей книге «Сделано в Японии» Акио Морита назвал главу о менеджменте "Мы все - одна семья». Он писал: «В японских компаний нет никаких секретов или тайных рецептов успеха. Важнейшая задача японского менеджмента - создать отношение к корпорации, как к родной семьи, сформировать понимание того, что у рабочих и менеджеров одна судьба ». Только при таких условиях реализуется направленность к инновациям, без этого фирма не в состоянии обеспечить стабильное положение на конкурентном ринку.
Современный менеджмент опирается на развитую систему маркетинга, основа которого - удовлетворение потребностей покупателя. Планирование - основа деятельности фирмы. Сочетание стратегического плана со среднесрочными и текущими планами обеспечивает стабильность результатов работы фирмы. Современный менеджмент - это новейшие технологии принятия решений, широкое использование современных средств коммуникаций и многое другое. Менеджмент - это искусство бесконфликтного руководства. Хаотическое сообщество людей менеджмент превращает в организованную, целеустремленную, производительную группу с общими целями и завданнями.
Система менеджменту.
Система менеджмента состоит из блоков: механизм управления; структура управления; процесс управления. Тесная взаимосвязь элементов каждого блока, их взаимодействие образуют целостную систему управления, где каждый элемент выполняет свою роль, без которой система становится неэффективной. Механизм включает основные принципы, есть закономерности, обязательные в практике управления. Скажем, за верхними эшелонами управления - стратегические решения, делегирования полномочий, прав, ответственности низшим структурам в пределах их компетенции, соединение интересов организации и индивида т.д.. Определение целей управления - другой элемент этого механизма. Здравый смысл, реальные цели, понимание их рабочими и служащими фирмы - залог эффективной деятельности. В фирме должна быть иерархия целей, которые сравнивают с деревом (дерево целей), со стволом, ветками и листям.
В системе управления важную роль играет ее организационная структура. Это, прежде всего, распределение формальных ролей в организации, является объектом управления, определение компетенции руководителей разных уровней. Формирование аппарата управления - самый ответственный момент. Здесь главное - характер взаимоотношений, складывающихся между руководителем и аппаратом. Хотя аппарат освящает власть должности, а не личности, все знают: «Короля делает свита». Сумеет руководитель (директор, президент) выстроить систему влияния на аппарат, получить власть над ним? Ведь иначе аппарат может подчинить себе менеджера, парализовать его волю. Диктат руководителя или аппарата - губителен для фирмы. Также неэффективной становится структура управления, если каждый ее подраздел обречен действовать за суровыми, разработанными на все случаи жизни инструкциями. А поскольку в любой системе бывают сбои, возникают «нештатные» ситуации, то формальное выполнение инструкции обрекает фирму на неудачу. Недаром существует такой вид забастовки, что называется «работа по правилам». Особенно там, где должен соблюдать строгий почасовой график деятельности. Плохо, если фирма излишне усложненную структуру. Информация, проходящая через многие звенья структуры, нередко поступает к координирующего органа искаженной. Это называется «шумом» в информационной системе. Решение, принятое центром, уже не является оптимальным. Деформируется же механизм связи между подразделениями, не работает эффект обратной связи, а это может привести к тому, что отношения, которые складывались между различными структурами производства и управления, перестанут быть той связующей нитью, без которой фирма теряет керованисть.
Вспомним «Крайслер» 60-х pp. «Компания состояла из скопления малых государств, каждая из которых управлялась своим сюзереном. Это - клубок мини империй, причем ни одна из них не обращала внимания на то, что делали другие ». Нового президента компании досадно поразило то, что менеджер, который возглавлял конструкторский отдел, не поддерживал постоянной связи с руководителем производственного отдела. «Конструкторам и производственникам следовало едва не спать в одной постели, и они даже не позволяли себе флиртовать друг с другом», - отмечает президент компании.
В менеджменте важную роль играют коммуникации, без эффективного обмена информацией с внешней средой и внутри фирмы нельзя вести дела, определять цель и достигать ее. Ведь 50-90% своего времени менеджер тратит на обмен информацией и ее обработку. Вертикальные коммуникации предусматривают передачу информации по нисходящей, с высшего уровня на низший, и с низкого на более высокий, т.е. по восходящей. Особое значение имеет обратная связь, потому что без реакции низших звеньев персонала на то или иное управленческое решение трудно осуществлять общее руководство, определять приоритети.
Интересно признание одного менеджера, использующего реакцию людей как механизм обратной связи в организации: «Я периодически организовывал утечку информации и узнавал о реакции на нее по каналам обратной ц связи ... Так я обнаруживал возможную реакцию людей. Если она была благоприятной, я выполнял намеченное, если нет, - заново обдумывал план действий ».
Какие же черты характера нужны менеджеру для принятия ответственных решений?
ГЛАВА 18. СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 18.2. Кадры в системе менеджмента. Теория и практика принятия решений