22.1. Внешние эффекты и общественные товары

Как известно, одна из важнейших функций рыночного механизма - передача информации об альтернативных издержки производства товаров и услуг. Рынок делает это с помощью цен. Равновесная цена, установившаяся на уровне сбалансированности спроса и предложения, отражает уровень альтернативных возможностей участников обмена, в противном случае они используют свои ресурсы в другом месте. Могут, однако, возникать ситуации, когда расходы или выгоды от производства и потребления не получают полного отражения в ценах, а создают определенные побочные эффекты, влияющие на третью сторону, не участвует в обмене. Такие воздействия называются внешними ефектами.
Внешние витрати.
Классический пример внешнего эффекта - экологическое забруднення.
Внешние выгоды: Допустим, металлургический завод сжигает кокс в доменных печах, тратит на производство 1 т стали 100 дол. США. Эти затраты складываются из расходов на топливо, оборудование, выплаты заработной платы, погашение процентов по кредиту и т.д.. Это - внутренние расходы предприятия и они отображаются в пене как альтернативные возможности, упущенное при использовании этих ресурсов в другом производстве. Рыночная цена должна отразить крайней мере эти внутренние издержки, то есть быть не менее 100 дол. США за 1 т. Однако настоящие издержки производства стали этим не исчерпываются. ее производство связано с выбросом в окружающую атмосферу значительного количества сажи, сернистых газов и других вредных продуктов. Эти эффекты будут внешними издержками производства стали, поскольку влияют на людей, которые не выступают ни ее продавцами или покупателями, ни участниками процесса ее выплавки. Внешние затраты составят часть альтернативных издержек, поскольку отражают ущерб, причиненный загрязнением: гибель деревьев, разрушения зданий и памятников, заболевания людей, не работающих на этом предприятии. Однако эти расходы не отражаются в цене продукции, остается на уровне внутренних расходов. По сути такая цена несет искаженную информацию, поскольку позволяет считать, что производство 1 т стали обходится дешевле, чем это есть в действительности. В свою очередь это влечет ослабление стимулов в поисках более дешевых заменителей стали, вовлечение в производство стального лома, применение металозберигаючих технологий.
Наряду с внешними затратами могут возникать и внешние выгоды для третьей стороны. Владелец пасеки предоставляет побочном услугу владельцу соседнего фруктового сада, поскольку пчелы опыляют деревья и тем самым увеличивают урожай фруктов. Высокий уровень образования в стране не только приносит пользу тем, кто непосредственно получает, но и дает побочные положительные эффекты: снижение уровня преступности, снижение безработицы, а следовательно, расходов на программы поддержки занятости. Рыночные цены, как правило, не отражают эти побочные эффекты и не учитывают полные альтернативные затраты на производство меда и получения освити.
Определенные шаги в учете внешних эффектов можно сделать и в рамках рыночных структур, основанных на частной инициативе. Владельцы могут заключить между собой контракты, распределяя выгоды и потери от таких эффектов. Так, пасечник и владелец фруктового сада могут договориться о том, что первый за некоторую плату или скидку в цене на фрукты открывать ульи в период цвитиння.
В большинстве случаев внешние эффекты едва ощутимые на уровне частной инициативы и требуется корректировка со стороны государственных и общественных структур. Так, в случае с загрязнением окружающей среды государственные органы могут под угрозой штрафов потребовать установить газо-и пылеуловители. Можно также специально обложить производство, сделав так, чтобы стоимость продукции равнялась полным альтернативным издержкам, а полученные суммы использовать для компенсации последствий забруднення.
Общественный сектор и его институты выполняют функцию измерения внешних эффектов и перераспределения доходов, которую реализует традиционный рыночный механизм.
Вторая причина активного участия общественных структур в экономической жизни - существование товаров и услуг коллективного пользования или так называемых общественных товаров. Особенность таких благ - их невиключенисть по потреблению и относительно равномерное потребление всеми членами общества или коллектива без дополнительных затрат. Примером такого типа блага может быть свет маяка, которым пользуются все без исключения корабли, входящие в гавань. Невозможно отстранить кого-либо от пользования такой услугой на той, например, основании, что он за нее не заплатил. Появление каждого корабля не требует дополнительных затрат для выполнения маяком своих функций. Услуги маяка поэтому не могут выступать на рынке как обычный товар, цена которого складывается на основе спроса и предложения. Теми же особенностями отличаются услуги национальной обороны, охраны общественного порядка, государственного управления и др.. Расходы на все виды деятельности такого рода призвана возмещать государство, направляя сюда через бюджет необходимые ресурсы. Граждане же должны платить за них также, внося свои платежи в бюджет в виде податкив.
Наряду с чисто общественными товарами могут существовать смешанные товары, особенность которых - частичная невиключенисть по потреблению. Услугами национального парка люди могут воспользоваться индивидуально, купить билет и наслаждаться красотой природы и чистым воздухом. Но те, кто живет поблизости, могут пользоваться этими благами бесплатно, поскольку исключить их из использования невозможно, как невозможно отстранить их от выгод развитой инфраструктуры района (удобные дороги, большое количество транспорта, развитая система обслуживания). То же самое можно сказать об услугах почты, свободные радиопередачи и телевидения. Такие услуги могут предоставлять предприятия частного сектора, но они также выступают продукцией общественного сектора экономики, поскольку невиключенисть по потреблению делает их доступными независимо от оплаты, что неприемлемо для фирм, цель которых - максимизация прибыли.
ГЛАВА 22. МИКРОЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА 22.2. Оптимизация общественного выбора