25.1. Совокупный спрос и факторы , его определяющие

При изучении микроэкономики уже рассматривалось понятие спроса на уровне отдельной хозяйственной единицы. В макроэкономике предметом рассмотрения выступает не индивидуальный, а совокупный спрос. Его субъекты на рынке - домашние хозяйства, предприятия и держава.
Совокупный спрос - это потребности, представленные на рынке в денежной форме. Это тот объем национального производства, который потребители согласны купить при определенном уровне цен. Зависимость между объемом производства, ценами и спросом называется законом совокупного спроса. Суть его заключается в том, что при прочих равных условиях потребители захотят приобрести тем более конечных товаров и услуг, чем ниже будет общий уровень цен, и наоборот. Это означает, что между уровнем цен и реальным объемом национального производства существует обратная, или отрицательная залежнисть.
Закон совокупного спроса можно выразить графически в виде кривой совокупного спроса (рис. 25.1):
Зависимость, выраженная законом совокупного спроса, проявляется как движение от одной точки к другой вдоль неподвижной кривой AD. При этом к числу прочих равных условиях относится сохранение неизменной денежной массы. Действительно, если вырастут цены, то для покупки товаров нужно больше денег, а если денег не становится больше, то покупки товаров и услуг должны поменшати.
Кривая совокупного спроса отражает изменения, происходящие в поведении потребителей по мере роста цен. На изменения в поведении потребителей влияют три основных чинники.
Во-первых, эффект процентной ставки. Повышение цен (при неизменном количестве денег) увеличивает спрос на деньги, потому что для осуществления каждой операции их требуется больше. Это ведет к увеличению процентной ставки, которая по сути является ценой за пользование деньгами. В результате потребления и инвестиции с использованием кредита становятся дороже и их объемы сокращаются, то есть падает совокупный попит.
Во-вторых, эффект богатства. Рост цен ведет к падению покупательной способности накопленных финансовых активов. В результате покупки многих товаров становятся невыполнимыми или откладываются, что приводит к сокращению совокупного попиту.
В-третьих, эффект импортных закупок. Увеличение уровня цен на внутреннем рынке приводит к тому, что все больше отечественных покупателей предпочтут покупки импортных товаров. В результате совокупный спрос на товары отечественного производства внутри страны впаде.
Итак, действие закона совокупного спроса в чистом виде оказывается «при прочих равных условиях». Если же эти условия изменяются, то возможен случай, когда совокупный спрос будет увеличиваться при растущих ценах или, наоборот, при неизменной цене будет куплено больше (или меньше) товаров и услуг. Графически это проявится в виде смещения кривой совокупного спроса вправо (или влево) (см. рис. 25.2).
Подобные сдвиги обусловлены действием неценовых факторов совокупного спроса. К их числу относятся, во-первых, величина денежной массы и, во-вторых, расходы. Далее рассмотрим, как изменения в каждом из элементов структуры ВНП по расходам влияют на совокупный спрос, при предположении о неизменности общего уровня цин.
Потребления. Благосостояние потребителей. Он состоит из всех активов, которыми располагает население (включая недвижимость и ценные бумаги). При снижении реальной стоимости активов (при стабильном общем уровне цен) потребители будут тратить меньше средств, а хранить для возмещения потерь в благосостоянии больше. Согласно совокупный спрос сократится. Графически это выразится в смещении самой кривой совокупного спроса влево. Если же реальная стоимость активов возрастет (например, при резком увеличении стоимости земли, курса акций или доходности облигаций), то потребители могут увеличить свои расходы при том же общем уровне цен, и совокупный спрос возрастет, что выразится в смещении кривой совокупного спроса праворуч.Module . Задолженность потребителей. Если уровень задолженности растет, то потребители могут сократить свои расходы (при прочих равных условиях). И наоборот. Следствием этого будет соответственно снижение или увеличение текущих расходов и, следовательно, сокращения или расширения совокупного попиту.
Уровень и динамика налогов. Если растет ставка подоходного налога, то меньше (при прочих равных условиях) объем средств, предназначенных для потребления. Это приведет к сокращению совокупного спроса и к соответствующему смещению кривой на графике. Если же ставки подоходного налога уменьшаются, то процесс пойдет в обратном напрями.
Ожидания потребителей по поводу будущей динамики цен и своих доходов. Так, если потребители ожидают роста своих доходов, они могут увеличить потребление, расширить потребительские расходы уже при существующем уровне доходов, уменьшив текущие сбережения. И наоборот. Это приведет соответственно к расширению или к сужению совокупного попиту.
Инвестиции могут вырасти или сократиться при стабильном уровне цен, что вызывает расширение или сужение совокупного спроса. Это обусловлено рядом причин.
Во-первых, изменение процентной ставки. Рост процентной ставки ведет к удорожанию кредита. Предпринимателям становится невыгодно брать ссуду для осуществления инвестиционных расходов, скажем, для строительства нового цеха и закупки оборудования. Следствием этого станет снижение инвестиционных затрат и сужение совокупного спроса, что отразится на графике смещением кривой совокупного спроса влево. Если же процентная ставка упадет (например, через определенное увеличение денежной массы), то ситуация будет развиваться в обратном направлении: использование кредитных средств станет более выгодным, инвестиционные расходы вырастут и совокупный спрос розшириться.
Во-вторых, ожидаемые доходы от инвестиций. Инвестиции могут вырасти (даже при росте процентной ставки), если в будущем ожидается рост прибыли на вложенный капитал. Если же получение прибыли проблематично (например, из-за снижения потребительских расходов вследствие недостаточного финансирования бюджетной сферы), то инвестиционные расходы не будут сделаны и совокупный спрос скоротиться.
В-третьих, наличие избыточных производственных мощностей. Если на предприятии есть простаивающие мощности, оно не станет их расширять. Если же имеет место полная загрузка всех имеющихся мощностей, то предприятия могут начать их расширения. Это приведет к увеличению совокупного попиту.
В-четвертых, развитие технологий. Внедрение новых технологий требует увеличения инвестиционных расходов и ведет к соответствующему расширению совокупного попиту.
В-пятых, налоги с предприятий. Любое увеличение налогов уменьшает прибыль и снижает стимулы к осуществлению инвестиций. Тем самым сужается совокупный спрос. Сокращение же налогов может привести к увеличению капиталовложений и соответствующего расширения совокупного спроса и смещение кривой совокупного спроса праворуч.
Между увеличением государственных закупок товаров и услуг и совокупным спросом существует прямая зависимость (по крайней мере до тех пор, пока рост государственных расходов не потребует увеличения налогов). Уменьшение же государственных расходов при прочих равных условиях сократит совокупный попит.
Изменения чистого экспорта имеют место при увеличении или сокращении закупки на внутреннем рынке иностранными потребителями (при неизменном уровне цен). Например, рост цен на рынках других стран делает более конкурентоспособными отечественные товары и увеличивает спрос на внутреннем рынке. Сокращение (или увеличение) национального дохода в зарубежных странах, с которыми торгует страна, при прочих равных условиях приведет к снижению (или рост) закупки товаров и услуг этой страной и повлияет соответствующим образом на динамику совокупного спроса на внутреннем ринку.
Важным фактором, определяющим изменения в объеме чистого экспорта, выступают также и валютные курсы. Например, если курс гривни повышается, то иностранный покупатель должен дать больше своих денежных единиц за одну гривну, и цена покупки товара, выраженная в национальных денежных единицах покупателя, возрастет (при его неизменной внутренней гривневой цене). Это может привести к сокращению спроса на отечественные товары со стороны иностранных потребителей. С другой стороны, украинскому потребителю в такой ситуации придется давать меньше гривен за одну иностранную валюту, и это может стимулировать ввоз товаров из-за границы. Как следствие возможное сокращение спроса на рынке на отечественные товари.
Если же курс гривны снизится, то это при прочих равных условиях расширит экспортные возможности украинских товаропроизводителей и, следовательно, спрос иностранных потребителей возрастет, в результате совокупный спрос расширится и его кривая сместится на графике справа. Кроме того, снижение курса гривни будет способствовать снижению стимулов к импорту товаров, и это также может увеличить спрос на товары отечественного производства.
ГЛАВА 25. Совокупный спрос и совокупное предложение. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 25.2. Условие равновесия. кейнсианский крест