26.2. Сущность и функции резервной системы

Итак, денежная масса состоит из наличности и депозитов. Соотношение между двумя элементами денежной массы зависит от многих факторов и является специфическим для каждой страны. На него влияют традиции и привычки людей в осуществлении платежей, уровень развития банковского дела, общее состояние экономики. Чем большее развитие, например, получает автоматизация расчетов, тем меньше требуется наличных. На размеры наличных влияет доля потребления в ВВП, а на величину депозитов - сама величина ВНП. Существенное влияние на динамику соотношения между наличными и депозитам оказывают сезонные факторы (например, в период отпусков растет доля наличности в структуре денежной массы в южных регионах страны). Важно помнить, что само по себе увеличение или уменьшение размеров наличности не влияет на величину денежной массы, а меняет лишь соотношение между депозитами и готивкою.
Рост денежной массы имеет место только тогда, когда происходит создание новых платежных средств, и связано это рост с механизмом выдачи займов. В разных странах такой механизм имеет свои особенности, но существуют и некоторые общие черты. Главное, что объединяет различные системы регулирования денежной массы - то, что оно осуществляется в рамках банковской системы при решающей роли центрального банка - главного элемента кредитной системы. Именно центральный банк имеет возможность выливать на деятельность коммерческих банков, которые являются формально независимыми. В США центральный банк получил название Федеральной резервной системы (ФРС), в названии которого отражается то, что наиболее существенным рычагом воздействия центрального банка на коммерческие банки выступает норма обязательных резервив.
Она была создана в 1913 году. Непосредственным толчком к созданию ФРС послужила финансовая паника в 1907 году, сопровождалась крушением многих банков. После этого в обществе возникли настроения в пользу укрепления банковской системы с целью сделать ее более надежной, и через 6 лет переговоров и дискуссий она была створена.
Специфика именно США заключается в том, что формально в них нет единого центрального банка, расположенного в столице, поскольку в США в свое время, несмотря на стремление к укреплению банковской системы, одновременно существовали настроения против чрезмерной централизации ФРС. Поэтому ФРС представлена 12 федеральными резервными банками, расположенными в соответствующих федеральных районах (Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия, Сан-Франциско, Бостон, Кливленд, Сент-Луис, Канзас-Сити, Атланта, Ричмонд, Миннеаполис, Даллас). Каждый из них обслуживает своих членов - коммерческие банки своего района: держит вклады банков, предоставляет им кредиты, то есть делает то же, что сами коммерческие банки осуществляют в отношении своих клиентов. Кроме того, ФРС в исключительном порядке осуществляет выпуск банкнот, которые являются национальной валютой, возглавляет ФРС Совет управляющих, которая фактически обеспечивает единство кредитно-денежной политики, проводимой на всей территории США. По закону в состав ФРС обязательно входят все национальные банки (т.е. банки, получившие лицензию центрального правительства) и часть-банков штатов (действующих на основе лицензии правительств отдельных штатов), так что в результате в Федеральной резервной системе принимают участие более 5000 с 15000 коммерческих банков, владеющих более 70% совокупных депозитив.
Федеральная резервная система выполняет следующие функции: резервной системы, во-первых, держит у себя резервы банков-членов, которые, как мы увидим далее, играют важную роль в регулировании денежной массы;
во-вторых, осуществляет межбанковские чековые расчеты;
в-третьих, обеспечивает частных лиц наличными (через Федеральные резервные банки)
в-четвертых, выступает держателем счетов Казначейства (Министерства финансов) и осуществляет покупку (продажу) государственных облигаций;
в-пятых, осуществляет контроль за операциями коммерческих банкив.
Сами коммерческие банки выполняют две главные функции Но во-первых, они осуществляют хранение депозитов до востребования, по которым клиенты могут выписывать чеки, чтобы расплачиваться за покупки. Во-вторых, они предоставляют ссуды своим клиентам - частным лицам и фирмам. Создание денег (т.е. увеличение денежной массы) происходит именно при операциях с депозитами до востребования. В принципе коммерческие банки - не единственные структуры, которые выполняют различные финансовые функции. В кредитной системе действуют и такие учреждения, как ссудно-сберегательные ассоциации, сберегательные банки, кредитные союзы, страховые компании с аналогичными функциями. Все они выполняют роль посредников между владельцами свободных денежных средств и инвесторами.
Как работает банк? В упрощенном коммерческого банка виде банковский баланс приведены в таблице 26.2.
Из схемы видно, что в правой части баланса показаны источники средств банка, а в левой - основные направления размещения кредитных ресурсов. Наличность банков составляет только часть по отношению к сумме депозитов. Значительная часть ресурсов банка используется как кредиты и займы. Это нормальная практика банковской дияльности.
Однако здесь существует реальное противоречие. Теоретически вкладчики могут в любой момент потребовать вернуть свои средства, и банк должен будет это беспрепятственно осуществить, ведь одна из функций банка - хранение денег клиента на расчетном счете. Однако банк одновременно является и коммерческим учреждением. Он предоставляет займы под определенный процент. И чем больше размеры займов (одновременно уменьшают способность банка по первому требованию выдать деньги вкладчикам), что предоставляются, тем эффективнее результаты коммерческой деятельности. Строго говоря, банк рискует не только потому, что отвлекает депозиты в предоставлении займов, но и потому, что именно предоставление займов связано с риском невозврата заимствованных сумм вследствие банкротства заемщика. На практике опасность массового отзыва вкладов невелика. Именно это обстоятельство приводит к тому, что для выполнения обязательств перед вкладчиками банка достаточно иметь только часть средств в виде наличных для осуществления текущих выдач денег (люди приходят в банк не только чтобы снять деньги, но и затем, чтобы положить их).
3 Деятельность банка связано существование механизма регулирования обязательных резервов коммерческих банков. Если размер резервов равна величине депозитов (что само по себе - самая полная гарантия выдачи всей суммы депозитов в любой момент), то кредитные возможности банка ограничены размером его собственного капитала. И сначала коммерческие банки именно так и подходили к решению вопроса о величине резервов. Однако в современных условиях резервы составляют лишь часть величины депозитов, и чем меньше доля резервов на депозитах, тем выше кредитные возможности банка. Сама доля резервов устанавливается для каждого конкретного коммерческого банка Федеральной резервной системой. Резервы каждый коммерческий банк хранит в соответствующем региональном Федеральном резервном банке. Однако, цель хранения определенной части кредитных ресурсов коммерческих банков в Федеральной резервной системе другая - это не обеспечение гарантий вкладов, а регулирование денежной массы, т.е. денежной пропозиции.
Как конкретно работает этот механизм? Если предположить, что резервы равны величине депозитов, то понятно, что в такой ситуации денежная масса не может быть увеличена. Точно так же понятно, что денежная масса не может расти и в том случае, если объем резервов, фактически у банка, в точности равна установленному для него Федеральной резервной системой. Новая денежная масса может быть создана только в том случае, если банк избыточные резервы. Как только появляются избыточные резервы, банк тут же ищет клиентов, которым он мог бы предоставить соответствующие кредиты. А появиться избыточные резервы могут несколькими шляхами.
Во-первых, вследствие уменьшения нормы обязательных резервов, во-вторых, если коммерческий банк возьмет кредит в центральном банке, и в-третьих, в результате операций на открытом рынке. Независимо от способов создания чрезмерных резервов, сам факт этого создания сопровождается мультипликационным ефектом.
Предположим, что у банка А по каким-то причинам (которые в этом случае не имеют значения) образовалось 10000 дол. чрезмерных резервов. Эти деньги он может предоставить в заем. Если клиент в это время пришел в банк просить кредит, он может получить его. На его текущем счете сначала делается запись о том, что сумма депозита увеличивается на 10000 дол., Что отражается на кредите счета клиента. Указанная сумма может быть снята с данного счета в виде банкнот или ее можно использовать для оплаты покупок чеками. Если данная сумма представляется банкнотами, то в банковских записях делается отметка об уменьшении величины депозитов до востребования на 10000 дол., А денежная масса увеличивается на эти же 10000 дол. Когда наступает срок возврата, заем может быть погашена либо наличными, либо путем списания соответствующей суммы с текущего взноса. В обоих случаях произойдет уменьшение денежной массы, потому наличность считается деньгами только, пока не попадает в сейф банка. Но если используется вариант списание с текущего счета, то клиент просто выписывает чек на 10000 долларов., Которые снимаются с текущего счета. В принципе можно было бы перевести деньги с текущего на сберегательный счет в том банке, где клиент брал заем, и это просто означало бы уменьшение Ml, a M2 осталась бы без изменений. В конце концов так или иначе выдача займов увеличивает МИ, а стремление клиента держать ту или иную часть своих денежных активов в виде текущих депозитов или сберегательных депозитов означало бы разницу в темпах роста МИ и М2.
Процесс на этом не заканчивается. Клиент брал ссуду для того, чтобы потратить ее. Практически он использует эту сумму в форме выписки чеков на оплату своих покупок. Чеками он будет расплачиваться с продавцами. Продавцы, получив чеки, депонированные их в своих банках.
Предположим, что клиент, взявший кредит, расплатился с продавцом, выписав на его имя чек на 10000 долларов. После того, как продавец депонировал чек в своем банке, последний насчитывает 10000 дол. на текущий счет продавца и пересылает чек в Федеральный резервный банк для осуществления клиринга (зачет взаимных банковских требований). Федеральный резервный банк зачисляет на резервный счет банка продавца дополнительно 10000 дол. с резервного счета банка заемщика и отнимает эти же 10000 дол. из резервного счета банка заемщика. После чего чек ссылается в банк заемщика, который, в свою очередь снимает эту сумму с текущего счета заемщика. Конечным итогом сделки станет возникновение еще 10000 дол. чрезмерных резервов в банке продавца и 10000 дол. на счета продавца. Если при этом норма обязательных резервов в банке продавца равна 16,6%, то его кредитные возможности увеличиваются на 8340 (10000 - 1660) долл. Итак, банк продавца может теперь дополнительно выдать займов на 8340 дол.
Процесс повторяется. Во всей системе коммерческих банков по мере того, как чеки, выписанные заемщиками, депонируются получателями платежей, в чрезмерных резервов коммерческих банков добавляются новые суммы. Часть резервов может вернуться в банк, который первым «выпустил» дополнительные кредитные ресурсы. Все новые избыточные резервы позволяют выдавать новые займы, увеличивающие МИ. Пока новые приросты МИ расходуются заемщиками и вновь депонируются получателями платежей, до резервы коммерческой банковской системы все збильшуються.
Конечный мультипликационный эффект первичного возникновения чрезмерных резервов зависит от величины нормы обязательных резервов в каждом банке, распределения взносов между банками-членами и не членами ФРС, от формы, в которой люди предпочитают держать новые деньги, и от других факторов. В наиболее общем виде величина мультипликатора определяется по формуле:
денежный мультипликатор = И / норма обязательных резервив.
(26.2)
Ясно, конечно, что процесс выдачи ссуд под резервы, увеличиваются, не может быть чрезмерным, поскольку рост резервов одновременно означает и рост обязательств банка перед вкладчиками. Нужно помнить и то, что резервы могут стать не только большими, чем предписывает ФРС, но и меньше. В этом случае, т.е. если резервы падают ниже установленной величины, банк начинает выдавать новых займов меньше, чем ему возвращают ранее взятых займов, чтобы накопить недостаток резервов. Если такая ситуация складывается не в отдельных банках, а во всей банковской системе, то произойдет общее сокращение размеров займов, выдаваемых и, следовательно, уменьшение денежной массы. Это будет продолжаться до достижения предусмотренного размера резервов. И тогда процесс сжатия кредита зупиниться.
Изменение нормы обязательных резервов используется не часто. В Федеральной резервной системы есть другой, достаточно гибкий, инструмент влияния на величину резервов, не затрагивает норму обязательных резервов - предоставление ссуды непосредственно коммерческому банку путем увеличения суммы резервов на счете данного банка в ФРС в обмен на какие-либо активы (например, государственные облигации, что есть в портфеле активов любого коммерческого банка). По Предоставление такого займа берется ставка процента, которая называется учетной ставкой. Причем использование этого инструмента осуществляется селективно.
Увеличивая свой портфель государственных облигаций, ФРС выписывает со своего счета чеки на сумму купленных облигаций.
Чеки сдаются в коммерческих банках. После того, как соответствующий коммерческий банк направит чеки в свой Федеральный резервный банк, последний перечисляет на резервные счета коммерческого банка дополнительные суммы. В результате коммерческие банки расширяют свои кредитные возможности. При противоположных операциях, то есть при продаже государственных облигаций, ФРС уменьшает резервы коммерческих банков. Например, если ФРС продает государственную облигацию стоимостью 1000 дол., Она в конце концов появится в руках человека, который заплатит чеком торговцу облигациями. Торговец в свою очередь заплатит чеком Федеральной резервной системе, и эта сумма будет снята с резервного счета того банка, на который выписан счет, что и будет означать ликвидацию части резервов банковской системи.
Примерно та же картина наблюдается, если продавцом облигаций выступает не коммерческий банк, а частное лицо. В обмен на облигацию человек получает чек ФРС, который она передает в банк, а банк записывает эту сумму на вклад данного человека для увеличения своей резервной позиции, после чего со счета можно снимать наличные, увеличивая тем самым денежную массу. Одновременно банк может увеличить ссуды в размере, который равен разнице между депозитом, что увеличивается, и суммой обязательных резервов. Сам факт предоставления займа - свидетельство того, что денежное предложение в результате увеличилась в больших размерах, чем сумма сделки по продаже облигаций, потому что и продавец облигаций увеличил свои денежные активы (в депозитах и в наличности), и получатель займа вместе с займом получил равный ей новый банковский депозит. Итак, в результате часть прироста денежной массы переходит в наличные, а часть становится базой кредитной экспансии. Понятно, что, если банки не расширяют кредит или не покупают облигации, то отсутствует и мультипликационный ефект.
Именно наличность и текущие чековые депозиты образуют весьма активный элемент денежной массы, непосредственно создающий мультипликационный эффект. Операции на открытом рынке влияют на денежную массу не непосредственно, а именно через изменение общей величины наличных и депозитов. Особая роль этих компонентов денежной массы выражается в том, что их иногда называют деньгами повышенной силы или денежной базою.
Первичное увеличение резервной позиции банков в ФРС в результате продажи государственных облигаций из своего портфеля при таком же увеличении величины депозитов повышает фактическую долю резервов против обязательной, установленной ФРС для данного банка. Увеличивая же займы, банк в конце концов доказывает долю резервов до установленной величины с учетом перехода части прироста депозитов в наличные. Эффект прироста денежной массы может быть существенно ослаблен, если большая часть прироста депозитов пойдет в прирост наличных. Один из важнейших факторов, определяющих соотношение между наличными и депозитам - степень развития теневой экономики. Субъекты теневой экономики по понятным причинам предпочитают иметь дело с наличными, а не с депозитами, поскольку путь движения наличности контролировать практически невозможно, в отличие от отслеживания динамики депозитов. Вот почему увеличение резервной позиции может стать мощным фактором роста кредита и денежной массы, но не обязательно. Это обстоятельство лишний раз подтверждает ту мысль, что в экономической политике нет и не может быть единого волшебного средства, с помощью которого можно быстро и эффективно исправить экономическую ситуацию в сложные для той или иной страны периоди.
Рассмотрим механизм взаимодействия Казначейства (Министерства финан. И банковской системы), Казначейство имеет свои счета в ФРС и в коммерческих банках. И в зависимости от того, с каких счетов оно финансирует свои расходы, денежная масса увеличивается или остается без изменений.
26.1. Денежная масса и ее измерение 26.3. Механизм осуществления монетарной политики