26.3. Механизм осуществления монетарной политики

Рассмотрим теперь механизм денежной политики. Предположим, что уровень цен и уровень прибыли в экономике является величины даны и неизменны. Размер денежного спроса зависит только от рыночной ставки процента. Зависимость денежного спроса от уровня процента выражается графически в виде кривой денежного спроса. Согласно денежное предложение является функцией денежной базы (суммы резервов и наличности в банковской системе). С увеличением процента банки предпочитают расширять объем кредитов, предоставляемых увеличивая тем самым денежное предложение. В результате денежный мультипликатор возрастает. Условие равновесия на денежном рынке показана на рис. 26.1, где Е точка ривноваги.
При достаточно высоком уровне процента кривая денежного предложения становится почти вертикальной, отражая стремление банков к минимизации резервов и безграничной кредитной експансии.
Операции на открытом ринку
Рассмотрим последствия денежной политики. Предположим, что вследствие роста покупок центральным банком государственных облигаций {операции па открытом рынке) резервы коммерческих банков увеличились. Это приводит к росту денежного предложения и сдвигу кривой предложения денег вправо. Процент уменьшается. На кривой равновесия денежного рынка в модели Хикса уменьшению процента соответствует увеличению дохода. Тем самым рост покупок государственных облигаций, приводя к расширению денежной базы, способствует росту прибыли (рис. 26.2).
Уменьшение процента в результате роста денежной базы сдвигает кривую LM вправо и вниз в положение LM, увеличивая тем самым равновесный доход (в точке Et).
Изменение учетной ставки
Что произойдет, если изменится учетная ставка? Как повлияет, в частности, ее рост на положение кривой равновесия денежного рынка и тем самым на равновесный процент и равновесный доход в модели Хикса? При повышении учетной ставки центральным банком коммерческие банки стремятся увеличить резервы за счет сокращения объемов текущего кредитования. Расчет делается на то, что в случае возможного возникновения нехватки резервов можно будет избежать заимствований у ФРС за более дорогой, чем раньше, цене для покрытия недостатка резервов. Следовательно, кривая денежного предложения сдвигается вверх и влево, и рыночная ставка процента увеличивается вслед за ростом учетной ставки. В результате равновесный доход уменьшается. Результат оказывается противоположным тому, который имел место при росте покупок государственных облигаций (рис. 26.3).
Рост учетной ставки ведет к увеличению резервов и тем самым к уменьшению денежного мультипликатора. Кривая денежного предложения сдвигается вверх, процент росте.
Отсюда следует, что стремление федеральной резервной системы к поддержке фиксированной ставки процента требует обеспечения соответствующей денежного предложения, и наоборот, стремление сохранить фиксированный уровень денежной массы требует, чтобы процент свободно колебался, пока не установится на уровне, необходимом данной денежной массой. Одновременная же поддержка фиксированного уровня процента и денежной массы неможлива.
На практике легче поддерживать фиксированный уровень процента, чем определенную величину денежной массы, во-первых, потому, что существует лаг между проведением операций на открытом рынке и конечной изменением денежного предложения, а во-вторых, потому, что мультипликатор роста денежной массы является величина непостоянная . В длительной же перспективе можно рассчитывать на достижение требуемой величины денежного предложения с учетом того, что в случае недо-достижения денежной массой желаемых для ФРС размеров до какого-то промежуточного срока можно осуществить дополнительные операции на открытом рынке. Способы решения На практике механизмы контроля основного противоречия за денежной массой и уровнем от-монетарной политики сотка осу "Юэ Комитет ФРС кооперациях на открытом рынке. Зависимости от конкретной ситуации объектом регулирования может быть либо процент, или уровень денежной массы. В теории постоянно происходят дискуссии, что лучше регулировать - процент или денежную массу. Обсуждаются обычно два основных вопроса: во-первых, как эффективнее обеспечить необходимые размеры денежной массы - фиксируя процент или фиксируя денежную базу, во-вторых, как эффективнее обеспечить стабильность экономики - стремясь контролировать уровень денежной массы или уровень видсотка.
Рассмотрим сначала второй вопрос, связанный с поддержанием стабильности экономики. Предположим, что ФРС ставит цель - обеспечить необходимый уровень дохода в (ВНП). Вопрос в том, как это эффективно сделать. Ответ зависит от того, какой период берется для розгляду.
Начнем с краткого периода (обычно 3-9 месяцев). Проблема в том, что возможны сдвиги в положении кривых IS и LM в модели Хикса нельзя заранее предвидеть. В зависимости от того, как ведет себя кривая IS, решается основной вопрос. Если величина доходуу отличается от равновесного уровня из-за нестабильности товарных рынков, то стабилизация дохода рационально обеспечивается путем поддержки фиксированной денежной массы, а не процента. В результате сдвиг кривой IS, например, справа, сопровождаясь ростом процента, ведет к уменьшению спроса (в частности, инвестиционного спроса), причем точка равновесия (в этом случае точка 3) будет ближе к точке полной занятости, чем в случае поддержания фиксированного процента (точка D (рис. 26.4).
Из рис. 26.4 видно, что в этом случае стабилизация дохода обеспечивается поддержкой денежной маси.
Пусть, наоборот, товарные рынки находятся в состоянии равновесия, а денежный рынок нестабилен. При таком условии, если ФРС будет поддерживать денежную массу на фиксированном уровне, положение кривой LM в модели Хикса труда предсказать, поскольку равновесие денежного рынка сможет быть обеспечена при заранее неизвестном уровне процента, а каждому уровню процента будет соответствовать свой уровень дохода. Лишь при политике фиксации процента можно будет обеспечить равновесное уровень дохода. Итак, если в экономике возникнет отклонение дохода от равновесного уровня вследствие смещения денежного спроса, то ФРС будет проводить политику, основанную на фиксации процента, что, в свою очередь, нейтрализует эффект сдвига денежного попиту.
Эффективный выбор типа действия возможен в рамках сравнительно небольших периодов, как правило, до одного года. Так, в 70-80-е годы денежный спрос стал сильно колебаться, и поэтому ФРС уделяла основное внимание поддержке процента, потому что трудно было следить за поведением денежной маси.
Монетаризм, со своей стороны, выступают за контроль над денежной массой. Они небезосновательно считают, что акцент на поддержание величины процента в долгосрочной перспективе может привести к чрезмерному росту денежной массы и усилению инфляции. Единственный способ в таких условиях избежать инфляции - ограничить рост денежной массы путем процент . Наконец, на практике нужно прибегать к компромиссу. Если в экономике наблюдается высокий процент, то можно увеличить темпы роста денежной массы, а если темпы роста денежной массы чрезмерные, то нужно провести мероприятия, повышающие уровень видсотка.
Политика ФРС по регулированию процента и рост денежной массы подвергается критике с двух сторон. Во-первых, стремление ФРС стабилизировать процент ведет к инфляции, во-вторых, попытки контроля над денежной массой технически неэффективны. Так или иначе, ФРС в своей политике проводит мероприятия по контролю не только за денежной массой, но и по другим экономическим показателям. Сложность ситуации в том, что те показатели, которые ФРС стремится контролировать путем поддержки некоторых заранее установленных темпов роста или конкретных величин (например, процент, темп роста денежной массы, учетная ставка), по своей природе промежуточный, в отличие от истинно конечных показателей, которые выступают одновременно и целями экономической политики (достижение определенных величин ВНП, дохода, темпов роста инфляции, уровня безработицы). Конечные же показатели трудно поддаются регулированию. На них можно выйти лишь косвенно - через регулирование промежуточных, при том непременном условии, что поддержка той или иной величины промежуточных показателей должна быть достаточно обоснована и своевременно корректироваться соотнесением с реальной динамикой. Так, если в соответствии с монетаристского принципа мы поставим задачу поддержания определенного темную роста денежной массы, например, 5% ежегодно, с целью достичь такого же темпа роста ВНП, то мы должны быть уверены в том, что в течение того периода, на который рассчитано применение такой меры, скорость обращения денег не изменится. В противном случае предложенная мера не приведет к поставленной цели. Однако именно соблюдение указанного требования ( стабильности скорости обращения денег) никто не сможет гарантировать. Экономические возмущение вообще трудно поддаются предсказанию.
26.2. Сущность и функции резервной системы 26.4. Проблема лагов в осуществлении экономической политики