26.4. Проблема лагов в осуществлении экономической политики
Существует и другая трудность в проведении монетарной политики - лаги в реализации любого ее мероприятия. Так, по расчетам некоторых американских экономистов, если в экономике происходит спад, то от начала спада в его отражение экономической статистикой проходит минимум 2 месяца, от этого отражения в учете в монетарной политике, направленной на рост денежной массы, показателей, изменились, еще 3 месяца, и, наконец, от изменения величины денежной массы к изменению реальной величины ВНП - еще 9 месяцев, то есть в результате не менее 14 мисяцив.Проблема лагов весьма важна не только в проведении монетарной политики, но и в осуществлении фискальной политики. Учитывая же, что каждая из них часто рассматривается как альтернатива другой, сравнительная их эффективность сводится к рассмотрению соотношения лагов при осуществлении каждой из них.
Внутренние включают время для выработки мер экономической политики, а внешние - период до реального влияния мер на состояние экономики. Внутренние лаги в свою очередь включают период, во-первых, между моментом экономического возмущение и моментом, когда власть признает, что необходима реакция на это возмущение, во-вторых, между осознанием этой необходимости и принятием решения, в-третьих, между принятием решения и его реализацией. Важно отметить, что внешние лаги фискальной политики меньше, чем внешние лаги монетарной политики, в то время как внутренние лаги фискальной политики могут быть более продолжительными, чем внутренние лаги монетарной политики. Это связано с тем, что для изменения налоговой системы требуется изменение налогового законодательства, а это в свою очередь требует длительных обсуждений в Конгрессе, дискуссий законодателей и т.д., тогда как изменение параметров денежной массы или ставки процента не требует от ФРС никаких согласований. Однако результаты изменения налоговых ставок скорее сказываются на динамике ВНП, чем намеченные изменения в денежной массе. Но в результате преимущества фискальных методов во внешних лагах могут быть «съедены» длительными внутренними лагами.
Монетарная политика своей конечной целью имеет сохранение полной занятости без возникновения инфляции. При угрозе спада экономическая политика должна быть по понятным причинам направлена на рост денежного предложения и уменьшение процента. С другой стороны, при высоких темпов роста и приближение к состоянию полной занятости с целью избежания вползания в инфляцию роста денежной массы должно быть ограничено и процент нужно поднять для сдерживания инвестиционной активности. Все искусство политики состоит в том, чтобы своевременно начать использование того или иного мероприятия, на основании чего она также своевременно дала бы желаемый эффект. Также существенно, чтобы меры монетаристского содержания принимались согласованно. Это означает, что если принято решение провести жесткую денежную политику и для этого поднять ставку процента, то не надо одновременно с этим принимать меры по росту денежной массы посредством покупки облигаций, поскольку итоговым результатом обоих мероприятий может в целом стать не ограничение, а расширение кредита . Именно такая ситуация имела место в американской экономике во второй половине 60-х рокив.
Проблема эффективности макроэкономической политики (монетарной и фискальной) имеет большое значение для любой страны, особенно для стран, переходящих к рынку, в том числе для Украины. Одна из особенностей проведения монетарной политики в Украине - то, что она реализуется в условиях острого кризиса неплатежей. Имеет место прямо противоположное высказывание относительно причин существования значительного объема кредиторской и дебиторской задолженности (преимущественно просроченной). Согласно одним взглядам, именно жесткая рестрикционным политика Национального банка Украины выступает главным фактором усугубления кризиса неплатежей, в связи с чем надо снижать учетную ставку и увеличивать темпы денежной эмиссии. Согласно другой точке зрения, неплатежи порожденные общей обстановкой экономического спада и монетарная политика Национального банка не очень рестрикцийна.
Одним из аргументов недостаточного объема денежной массы в обращении считается непрерывное падение уровня монетизации ВВП (коэффициента Маршалла) на протяжении всех лет независимости Украини.
В 1996 году он упал до 12,4%, или 0,124. Для сравнения можно указать, что в Японии значение такого показателя составляет 1,16; в Великобритании 0,89; во Франции - 0,69; в Германии 0,36; в России ОДИ. В принципе падение уровня монетизации (т.е. отношение денежной массы М2 к ВВП) может служить признаком недостаточности размеров денежной массы, но только при определенных обстоятельствах. С точки зрения долгосрочных тенденций экономического развития, падение уровня монетизации при прочих равных условиях является признаком неблагополучия в денежной сфере. В Украине действительно есть косвенные подтверждения того, что можно квалифицировать как недостаток денег: чрезвычайно высокая доля бартера в совокупности сделок, заключаемых между хозяйствующими субъектами, и долларизация экономического оборота, которые в совокупности составляют до 80% всего оборота. При этом за годы независимости скорость обращения денег увеличилась в 5 раз. Однако внимательное изучение динамики монетизации показывает, что ее уровень падал не только в периоды замедления роста денежной массы, но и в периоды его ускорения. Очевидно, что на смену уровня монетизации влияла не только политика Национального банка Украины, но и другие, не менее мощные факторы, и среди них - инфляционные процеси.
Рассмотрим теперь краткосрочные тенденции в динамике монетизации. О степени ее неблагоприятных последствий надо судить по соотношению между скоростью обращения денег и уровнем удовлетворения денежного спроса. Как видно из статистических данных, в 1996 году скорость обращения денег выросла незначительными темпами, что свидетельствует о достаточном уровне удовлетворения потребностей в деньгах. Дело в другом. Нужно помнить, что существует спрос на деньги и спрос на денежные доходы. Изменение каждого из таких агрегатов по-разному влияет на денежную массу и уровень монетизации ВВП. Если растут денежные доходы, а денежный спрос из-за спада производства не увеличивается и прироста товарной массы не происходит, то весь прирост денежных доходов выплескивается на товарные и валютные рынки, стимулирующие всплеск инфляции. Денежная масса не изменится, а уровень монетизации вследствие роста цен начнет падать. Если же растет только денежный спрос (в связи с замедлением скорости обращения денег, повышением цен на энергоносители, действиями монополистов на рынках ресурсов, другими факторами), то происходит рост потребностей в денежной массе при падении уровня монетизации ВВП. Без удовлетворения этой потребности начнется падение спроса на товарных рынках, усилится кризис сбыта, кризис неплатежей и т.д. Чтобы не допустить такого положения, и надо будет увеличить денежную эмиссию. Уровень монетизации начнет расти, причем без усиления инфляции. Если же наращивание денежной массы осуществляется через рост денежных доходов, то вслед за этим неизбежно всплеск инфляции, которая перекроет темпы роста денежной массы (хотя бы вследствие инфляционных ожиданий), и уровень монетизации ВВП снова впаде.
Однако не существует прямой связи между падением уровня монетизации ВВП и динамикой денежной массы. Это не является однозначным подтверждением правильности монетарной политики, проводимой. Дело в том, что в стремлении победить инфляцию разработчики экономической политики возложили на монетарные методы очень большие задачи, нередко примитивизируя механизм решения этой проблемы. Говорится, что одним из антиинфляционных приемов стали многомесячные задержки с выплатой заработной платы. Иллюзорность такого мероприятия заключается в том, что со временем растут долги по заработной плате, которые создают инфляционный навес, что увеличивается. Не в силах собрать налоги, правительство, стремясь не допустить усиления инфляции, не платит зарплату, загоняя себя в угол. Это свидетельствует, что монетарными методами нельзя решать задачи, которые должны выполняться фискальными методами.
То же самое можно сказать и о другой рычаг монетарной политики - учетная ставка. Во второй половине 90-х годов Национальный банк Украины проводит политику непрерывного снижения учетной ставки по мере снижения инфляции. Снижение учетной ставки имеет целью оживить инвестиции и с таких позиций целом может поздороваться. Однако в то же время эту политику надо провести в увязке с реальными инфляционными тенденциями. В условиях сильных инфляционных ожиданий, огромного бюджетного дефицита и плавающего курса национальной валюты снижение номинальной ставки процента приводит к тому, что реальная ставка становится отрицательной, что делает невыгодным предоставление кредитов.
26.3. Механизм осуществления монетарной политики | ГЛАВА 27. ЗАНЯТОСТЬ , БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ |