30.2. Международные экономические отношения

Развитие и углубление международного разделения труда, участие в нем практически всех стран современного мира создает систему взаимной экономической зависимости, порождает различные формы международного взаимодействия, в рамках которых состоят экономические отношения между субъектами мирового хозяйства. Основные формы международных экономических отношений: международная торговля товарами и услугами, движение капиталов и иностранные инвестиции; миграция рабочей силы, научно-технический обмен; межгосударственная кооперация производства и развитие интеграционных процессов; валютно-финансовые видносини.
Внешнеторговый обмен товарами - важнейшая составная часть мировых экономических отношений. Он вывозом и реализации на внешнем рынке товаров специализированного производства (экспорт) и ввоз из-за границы товаров, которые невозможно или нерационально производить в данной стране (импорт). Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый оборот с зарубежными странами. Активность участия в мировой торговле свидетельствует об уровне экономического развития страны. Показателями такой активности является, во-первых, экспортная квота, то есть отношение объема экспортируемых товаров и услуг в внутреннего национального продукта, во-вторых, структура экспорта, то есть удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки; структура экспорта позволяет судить о сырьевой или индустриальную специализацию страны, в-третьих, структура импорта, что свидетельствует о степени зависимости страны от внешнего рынка и об уровне развития отраслей национальной економики.
Участие страны в международной торговле влияет на состояние ее совокупного спроса. Рост экспорта увеличивает занятость и доходы, а следовательно, и совокупный спрос с учетом мультипликационного эффекта. В то же время увеличение совокупного спроса означает рост спроса на импортные товары. Импорт же означает отток средств за рубеж и сокращение общего спроса. Действие такого сложного механизма описывается концепцией мультипликатора внешней торговли, аналогичного инвестиционного мультипликатора Кейнса.
Внешняя торговля - объект активного государственного регулирования, осуществляемого в рамках внешнеторговой политики. Возможны два основных ее варианты: протекционизм и политика свободной торговли, на практике применяются в различных сочетаниях. Существует отработан инструментарий внешнеторговой политики, включающей таможенные тарифы, импортные квоты и пошлины, нетарифные барьеры.
Для регулирования отношений между странами в сфере внешней торговли созданы международные организации: Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и ин.
Важная форма современных внешнеэкономических отношений - международная миграция капитала. Широко распространенным в современных условиях встречное движение капиталов между странами, когда каждая из них одновременно - и экспортер, и импортер. Капитал может мигрировать в предпринимательской форме и в форме займов и кредитов. Вывоз предпринимательского капитала осуществляется в виде прямых и портфельных инвестиций, которые имеют место как на макроуровне в виде межгосударственного перелива капиталов, так и на микроуровне в виде внутрикорпорационных капиталовложений, в частности в рамках транснациональных корпораций.
Важное значение для перемещения капиталов имеет оценка сложившегося в стране, принимающей капитал инвестиционного климата, т.е. ситуации, определяющий условия вложения иностранных инвестиций. Эта ситуация характеризуется разного рода инвестиционными рисками: политическим, финансовым, внешнеторговым, производственным. Создание благоприятного для иностранных капиталовложений инвестиционного климата позволяет решить многие проблемы экономического развития: привлечение современного оборудования и технологий, подготовка и обучение рабочей силы, создание конкурентной среды для местных производителей, а в стратегическом плане - преодоление кризисных ситуаций и обеспечения экономического зростання.
Начиная с 90-х годов XX в., Наряду с миграцией капиталов значительное распространение получила миграция трудовых ресурсов, то есть перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую. Причина миграции - неравномерность экономического развития, порождает разницу в ситуациях на рынке труда: в одних странах и регионах возникает праценадлишковим населения, тогда как в других ощущается недостаток рабочей силы. Существенный фактор - национальные различия в заработной плате. Миграция трудоспособного населения включает два основных потока: эмиграцию, т.е. выезд из страны в поисках эффективных, рациональных условий применения труда, и иммиграцию - въезд в страны, испытывающие недостаток трудовых ресурсов. Одна из закономерностей современной международной миграции - значительное и постоянное увеличение масштабов и привлечения в нее все большего числа стран. Это явление становится типичным в социально-экономической жизни современного общества. В миграционных потоках четко прослеживаются два их основные разновидности: миграция неквалифицированной и малоквалифицированной рабочей силы, которая используется на тяжелых, вредных и малопривлекательных для местного населения видах работ, и миграция научно-технических кадров, которых привлекают более выгодными условиями труда и оплаты, так называемый отток умив.
Влияние миграции на рынок труда, благосостояние населения, финансовое положение разных стран неоднозначный и противоречивый. Он состоит из выигрышей и потерь для самих мигрантов и для стран, из которых они эмигрируют и куда иммигрируют. Будучи необходимым элементом системы международных экономических отношений, миграция трудовых ресурсов нуждается в определенном опорядкуванни и регулирующем воздействии. Законодательство многих стран включает и продолжает обогащаться нормами, призванными управлять миграционными потоками. Регулирование осуществляется и на межгосударственном уровне в рамках интеграционных группировок и на уровне международных организаций, в частности, специализированного учреждения ООН - Международной организации труда (МОТ).
Наиболее развитой и комплексной форме, в которой воплощаются современные международные экономические отношения, являются процессы сближения и взаимопроникновения национальных воспроизводственных структур, получивших название экономической интеграции. Она выступает как высшая форма проявления интернационализации хозяйственной жизни, как результат высокого уровня международного разделения труда и кооперационных связей. Международные экономические связи на всех уровнях в таком случае становятся настолько прочными, что можно говорить о формировании единого межгосударственного хозяйственного организму.
В современных условиях интеграционные процессы носят преимущественно региональный характер. В Европе - Европейское Экономическое сообщество (ЕЭС), в Латинской Америке - Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) и Центрально-американский общий рынок (ЦАЗР) в Африке - наиболее крупное интеграционное объединение. Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС) в Азии - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др.. Интеграционные процессы приобретают разные формы, что эволюционируют от простых к более сложным. Наиболее простая - зона свободной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограничения и барьеры и обеспечивается свободное перемещение товаров из страны в краину.
Таможенный союз предполагает, кроме свободной торговли между странами, которые в него входят, установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих краин.
Общий рынок предполагает наряду со свободной торговлей и единым внешним тарифом плотное перемещение капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.
Наконец, наиболее развитой формой межгосударственной экономической интеграции является экономический союз, в котором, помимо прочего, предусматривается общая экономическая и валютно-финансовая политика.
Результатом интеграционных процессов становится создание целостных-региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми фондами, общими наднациональными или межгосударственными органами управления.
30.1. Международное разделение труда и международные экономические отношения 30.3. Структура мирового хозяйства и ее эволюция