Управления и его функции
Целенаправленная человеческая деятельность является осознанным процессом, для которого одинаково важны определения цели и приложения усилий по ее достижению. При таких условиях управленческий аспект проявляется, реализуется в процессе труда. Другая ситуация, когда производство благ основано на специализации и кооперации труда, т.е. когда деятельность людей выступает как общественно комбинированный процесс или общественно распределена труд. Достичь ее единства призвано управления, которое обеспечивает слаженность работы индивидов, а соответственно и всего коллектива. Оно является процессом согласования, сочетания различных трудовых операций для достижения общей цели, а исходным пунктом управления является ее правильное формулювання.Управление - сознательная, целенаправленная деятельность определенных субъектов или структур по совершенствованию организации производства, ориентированная на комбинирование состава и взаимодействия сотрудников, оптимизацию соотношения производственных компонентов с учетом их развития и змини.
Управление является важнейшей функцией собственника средств производства, поскольку именно он определяет, каким образом использовать материальные, финансовые, трудовые ресурсы для минимизации затрат и получения максимального результата. Его управленцев интересы прежде всего касаются экономного использования объектов собственности, высокого качества хозяйствования, приумножение майна.
В процессе становления акционерной формы собственности управления отделилось от собственности на капитал. Этот процесс стал особенно заметным в 30-е годы XX в., Когда американские экономисты А. Берли и А. Минз выдвинули идею «революции управляющих». Переход власти к высших управленцев они объяснили двумя обстоятельствами: распределением крупных пакетов акций между наследниками (в процессе роста абсолютных размеров капитала и его распределения индивидуальные пакеты акций становятся недостаточными для контроля); ростом самофинансирования (вследствие мобилизации капитала за счет нераспределенной прибыли и амортизационных фондов, ослабление зависимости корпораций от банков).
А. Берли и А. Минз считали, что собственность на акции превратилась в инвестиции, что обеспечило присвоения дивидендов и доходов от изменения курсов акций, а контроль над корпорациями через владение акциями в связи с их распылением является атрибутом власности.
По мнению западных экономистов, «революция управленцев» и возникновение техноструктуры меняют движущие силы корпорации. Не будучи собственниками капитала, управленцы не заинтересованы в максимизации прибыли и не стремятся к этому. Они сохраняют свои позиции в корпорации при условии, что полученная прибыль достаточно велик. В таком случае владельцы не имеют оснований для вмешательства в их действия. А обладая достаточными средствами для капиталовложений, корпорация не нуждается в помощи финансовых институтив.
Управление играет специфическую роль в создании благ и реализуется в двух аспектах:
продуктивный, который характеризует процесс организации производственной деятельности, установление гармонии между отдельными индивидуальными операциями;
социальный, который заключается в достижении общезначимых социально-экономических целей, результатом которых является реализация интересов власника.
Один из виднейших представителей американского бизнеса Генри Форд писал, что задача предпринимателя - «... производить для потребления, а не наживы или спекуляции. А условие такого производства - чтобы ... продукты были доброкачественные и дешевые, чтобы продукты служили на пользу народу, а не только одному производителю. Благополучие производителя зависит в конечном итоге от пользы, которую он приносит народу ».
К важнейшим функциям управления относятся: планирование, организация, мотивация и контроль.
Планирование - форма управления, разработка и осуществление планов в процессе достижения цели деятельности фирмы, непрерывный поиск новых путей и методов оптимизации целевых действий, определение задач сотрудникам с учетом новых можливостей.
Функция планирования обеспечивает:
оценку внутреннего состояния фирмы (выяснение сильных и слабых позиций в сферах финансов, производства, маркетинга, научных разработок, трудовых ресурсов) и формулирование реальной цели;
оценку внешнего окружения организации (конкурентная среда, макроэкономические условия, законодательство, поставщики и потребители, наука и технологии, политические, социальные и культурные факторы) для выявления препятствий в достижении цели;
определение общих и конкретных задач, а также задач структурных подразделений и сотрудников по достижению цели фирми.
Планирование является средством, с помощью которого руководители фирмы обеспечивают направление объединенных усилий всех сотрудников на достижение поставленной мети.
Организация - создание оптимальной внутренней структуры фирмы (цеха, отдела, конструкторского бюро, бригады и т.д.). Для успешного выполнения планив.
Организация обеспечивает высокоэффективный производственный процесс, создавая оптимальные условия для выполнения каждым звеном (сотрудником) конкретной задачи. Для этого им предоставляются полномочия по использованию ресурсов фирмы и возлагается ответственность за целесообразность их дий.
Мотивация-создание действенных стимулов для деятельности сотрудников в соответствии с делегированными им прав и обязанностей и плана робит.
Мотивация является эффективным фактором формирования у сотрудников внутренних побуждений к удовлетворению своих интересов и потребностей через коммерческий успех фирмы. Мотивами могут быть и стремление к высшим заработков, возможность заниматься творческой работой и ин.
Контроль - проверка и обеспечение достижения фирмой поставленных мети.
Контроль осуществляется следующими методами: установление стандартов для точного определения цели на определенный срок; измерение достигнутых результатов и сравнения их с ожидаемыми; коррекция отклонений от первоначального плану.
Взаимодействие указанных функций обеспечивается принятием решений и коммуникацией. Для оптимального развития предприятия, четкого выполнения плана и достижения цели руководитель принимает решение, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать в конкретной ситуации. Для принятия правильных решений необходима точная, всеобъемлющая информация. Получение такой информации происходит благодаря комуникации.
Управление осуществляется соответствующими структурами, которые отражают уровни управления (общество, отрасль, предприятие, цех, бригада), обеспечивают гибкость (способность своевременно реагировать на изменяющиеся й реорганизовываться), минимальное время прохождения распоряжений и указаний, простоту и минимизацию иерархической лестницы. Особенно важны максимальная самостоятельность, инициативность, ответственность на каждом уровне управлиння.
В рамках фирмы управление может быть организовано по-разному. Функциональная структура управления - производство, маркетинг, финансы - типична для западноевропейских фирм. Каждое предприятие фирмы контролируется функциональными отделами (рис. 3.1).
Некоторые фирмы используют региональный принцип управления (рис. 3.2) через региональные офисы, каждый из которых имеет соответствующие функциональные отделы. Такая структура широко применяется нефтяными фирмами.
Диверсифицированные фирмы, например американская «Дженерал электрик», применяют производственную структуру управления, где соответствующие отделы занимаются производством и сбытом продукции (рис. 3.3).
Каждая структура управления имеет свои преимущества и недостатки. Функциональная структура позволяет контролировать реализацию функций (производство, маркетинг, финансы) небольшим количеством менеджеров. Но она затрудняет пространственную координацию деятельности, внедрение новых продуктов, передачу технологического опыта от головной компании к дочерним. Производственная структура облегчает внедрение новых технологий и продуктов в дочерних компаниях, но увеличивает издержки управления, вызывая разрастание функциональных служб и необходимость территориальной координации деятельности. Региональная структура обеспечивает надлежащую территориальную координацию, но за счет ослабления производственной координации и увеличения расходов на функциональные служби.
Во многих фирмах применяют так называемую матричную структуру управления (рис. 3.4), сочетающая элементы региональной, производственной и функциональной. При такой структуре обязанности руководителей частично совпадают и перекрываются. Например, один управленец занимается производством конкретной группы товаров, контролирует производство всех групп товаров, а также производство всех групп товаров в определенном регионе (кроме регионального управляющего).
Выбор конкретной структуры управления определяется многими факторами. Учитывается размер внутрифирменных трансакционных (лат. transactio - завершение, соглашение) расходов, связанных с управлением на основе определенного организационного принципа. Эффективность управленческих структур определяют величиной прибыли, затрат, соотношением прибыли и капиталовложений. Она в значительной степени зависит от соответствия структуры управления производственной структуре фирмы и ее положения на рынке. Фирмы, использующие разнообразную и сложную технологию, предпочитают производственной структуре управления. Фирмы, применяющие одинаковую технологию на своих предприятиях, могут основывать управления по функциональному принципу. Фирмы, диверсификувалися, используют региональную структуру управлиння.
Решив определенные задачи, фирмы могут изменять управленческую структуру, преодолевая проблемы других сфер деятельности. Преодоление негативных черт иерархической модели, дебюрократизация управления достигаются благодаря децентрализации управления и использованию средств, в основу которых положены экономические, хозрасчетные принципи.
Тенденция к децентрализации управления воплощается в предоставлении самостоятельности, повышении ответственности подразделений и работников, жестких требованиях к качеству продукции и гибкости производства. Подразделения фирмы должны приносить прибыль и использовать собственные источники финансирования. Оценка их деятельности опирается на простые показатели - прибыль, соотношение нормативных и настоящих расходов по отдельным элементам себестоимости, экономия сырья, материалов и заработной платни.
В условиях НТР распространяются управленческие структуры на основе потоков информации. В традиционных управленческих структурах, которые базируются на иерархической власти, потоки информации, необходимые для принятия решений, структурированные древовидные. Чтобы от листьев одной ветви попасть в листья другой, необходимо направить поток к стволу и через него осуществить такое перемещение (рис. 3.5).
Однако эта система противоречит потребностям развития гибкого автоматизированного производства и необходимости привлечения всего персонала к решению производственных завдань.
Компьютерные управленческие информационные системы направлены на создание потоков информации в различных формах (рис. 3.6).
Информационные гиперсистемы с использованием многих персональных компьютеров уподобляются сетки. Они обеспечивают движение информации от одного пункта к другому. Новые системы пронизывают фирмы, проникают сквозь границы отделов, связывают не только отделы, но и всю иерархию снизу доверху созданием управленческих структур на основе потоков информации.
Современные теории менеджменту
Менеджмент является деятельностью по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Он умением достигать поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей, а также сферой знаний, которая обеспечивает реализацию функции руководства. Одновременно это и определенная категория людей, социальный слой работников управления. Роль менеджмента особенно ярко проявилась в 30-е годы XX в. - Период кризисов и сдвигов в мировой економици.
Менеджмент (англ. management - управление) - процесс обеспечения принятия решений с применением достижений науки управления, предусматривает комплексный анализ факторов, влияющих на эффективность производства; целенаправленное воздействие на подчиненных работников в интересах успешного решения задач, которые возникают в процессе работы фирмы, предприятия , организации.
Современные теории менеджмента, как правило, воплощают вариации теоретических положений неформальной школы управления корпорацией, ориентированной на максимальное использование человеческих ресурсов. Эта школа выделяет два подхода человека к труду, условно обозначая их символами * Х »и« Y ». Согласно теории «X», которая отражает традиционные взгляды на процесс управления, человек ленивой и безынициативным, пытается отлынивать от работы, избегать ответственности. Поэтому над работником должен тяготеть иерархический аппарат управления, осуществляя всепроникающий контроль и подробная регламентация. Он является внешней силой, которая побуждает человека к праци.
Иерархия - тип структурных отношений в сложных многоуровневых системах, характеризуется упорядоченностью, организованностью взаимодействий между отдельными уровнями по вертикали и суровой подчиненности низших уровней вищим.
Иерархические отношения имеющиеся во многих системах, обладающих структурная, функциональная дифференциация - способность к реализации определенных функций. Иерархическая структура никогда не бывает абсолютно жесткой, поскольку иерархия сочетается с большей или меньшей автономией нижерасположенных уровней относительно уровней вышележащих, а в управлении используются присущие каждому уровню возможности самоорганизации.
Теория * Y * основывается на том, что затраты человеческих сил, способностей в работе такие же естественные, как в игре и отдыха. А человеку более свойственна трудолюбие, чем лень; ей присуще стремление к успеху и ответственности, она полна идей, честолюбивых замыслов; главное для нее - реализация собственного творческого потенциала. Поэтому управление должно предоставлять работнику максимальную самостоятельность, направляла бы его творческую энергию на пользу фирме и обществу, а главная задача менеджеров - создать для этого необходимые умови.
Согласно господствующего подхода относительно места и роли человека в производственном процессе выделяют командно-административный и Партисипативный (демократический) стиле управления предприятием. Командно-административный стиль управления характеризуют: строгая иерархия управленческих структур, порядок, при котором подчиненному отводится роль исполнителя приказов и распоряжений руководителя; ответственность только перед руководителем; всеобъемлющий контроль и подробная регламентация деятельности; убежденность, что человек является лишь винтиком административной системи.
Такому стилю управления присуща своя система приоритетов, доминирующим среди которых количество продукции, следующим - затраты на производство, а качества продукции отводится не последняя роль.
Партисипативный стиль управления ориентирован на эффективную работу предприятия в рыночных условиях. Его основными признаками являются: максимальная самостоятельность всех звеньев вертикальной и горизонтальной структур управления, повышение уровня их ответственности; подход к служащего как к личности, самореализуется в процессе праци.
На этих принципах основаны и главные приоритеты: обеспечение качества деятельности и ориентация на потребителя. Качество продукции и технологических процессов рассматривается как следствие качественной работы, деятельности всех работников предприятия. Качество деятельности - это измерение полезности результата труда, который может и должен быть улучшен. А потребителями считают тех, кто пользуется результатами труда предыдущего виконавця.
Специалисты утверждают, что лишь 15-20% проблем, связанных с качеством, возникают по вине непосредственных исполнителей, а 85-90% являются следствием несовершенства систем управления производством. Качество должно сопровождать изделие от замысла и проектирования, а процесс ее формирования должен охватывать всю производственно-хозяйственную деятельность. Решив проблему качества, предприятие получит снижение производственных затрат и рост производительности труда, обеспечит прибыль.
3.2. Управление производством на микроуровне | Принципы и виды маркетинга |