конкуренция

Конкуренция, как и предпринимательство, является важным и необходимым атрибутом рынка. Без нее не может быть развитого рынка, как без рынка не бывает экономической конкуренции.
Побудительной причиной конкуренции выступает комплекс обязательных условий свободного развития рынка:
а) основные параметры состояния рынка;
б) полная хозяйственная обособленность каждого владельца определенного вида товаров;
в) зависимость продавцов и покупателей от рыночной цены, сформировавшейся в результате взаимодействия спроса и пропозиции.
Следствием этого является опора на собственные силы и рыночная борьба за место на рыночном пространстве, за экономическое выживание и процветание, то есть конкуренция является важным экономическим законом ринку.
Главными направлениями действия закона конкуренции являются:
а) установление равновесной цены;
б) поддержание общественно нормальных условиях производства и реализации продукции;
в) стимулирование НТП и повышения эффективности производства;
г) усиление социально-экономической дифференцированности;
д) продвижение рыночного хозяйства к монополии как следствие объективной логики развития свободного ринку.
Конкуренция - антагонистическая форма экономического соревнования, соперничества, борьбы между отдельными производителями за свои интересы и рынки сбыта с целью получения высших доходив.
Внешне конкуренция хаотической борьбой всех против всех. На самом деле конкуренцию определяют определенные закономерности. Основой ее являются издержки производства. Ни один товаропроизводитель не сможет развивать свое производство, если продавать товары по цене ниже затрат виробництва.
Важнейшим средством конкуренции являются низкие цены на товары. Прибыльной продаже товаров по низким ценам основан на разнице между их стоимостью и индивидуальными издержками производства. Конкуренция является внешней силой, которая побуждает товаропроизводителей повышать производительность труда, увеличивать накопления, расширять производство, что в результате усиливает монополистические процессы в економици.
Выделяют два вида конкурентной борьбы: внутриотраслевую и мижгалузеву.
Внутриотраслевая конкуренция - соперничество между производителями одной отрасли, производящие однородную продукцию, за выгодный сбыт и получения высшего прибутку.
Она является начальной, первичной в общем механизме рыночной конкуренции. Конкуренция между товарами на рынке уравновешивает индивидуальные расходы, вызванные различиями в технической и технологической оснащенности, до уровня общественной или рыночной стоимости. Вследствие этого одни производители разоряются, другие получают дополнительную прибыль. Внутриотраслевая конкуренция является побудительной силой осуществления одной из функций закона стоимости, а именно: стимулирование научно-технического прогресса и развития производительных сил.
Межотраслевая конкуренция - конкуренция между производителями разных отраслей за прибыльное использование капиталу.
При такой конкуренции действует закон: равновеликий капитал должен получать равновеликий прибыль, независимо от того, в какой отрасли он используется. Механизм действия этого закона заключается в переливании капитала из менее прибыльных отраслей в более прибыльные. Движение капитала продолжается до тех пор, пока норма прибыли во всех отраслях не выровняется в среднюю для всей экономики. Массовое переливание капитала обусловливает изменение соотношения между спросом и предложением товаров и отклонения цен от стоимости, а это приводит к тому, что товары на рынке продаются не по стоимости, а по ценам виробництва.
Каждая фирма заинтересована в сохранении и расширении рынка сбыта, поэтому постоянно ведет конкурентную борьбу за потребителя. Существуют два метода этой борьбы: ценовая и неценовая конкуренция. Главным средством ценовой конкуренции является снижение цен на товары с целью охвата большинства людей даже за счет временной потери части прибыли. Для этого используют такие формы конкуренции:
снижение прейскуранту цен (теневые цены)
сезонная распродажа товаров;
демпинговые цены;
увеличение срока кредита тощо.
Главным фактором неценовой конкуренции является повышение качества товара, сервисного обслуживания потребителя. Ведущая роль при этом отводится повышению надежности и долговечности товаров, их соответствия мировым технико-экономическим дизайнерским требованиям. Чаще всего используют такие формы конкуренции, как фирменное обслуживание, умелая реклама, разносторонность и гибкость ассортимента, гарантии своевременных поставок, упаковка товара, культура обслуживания тощо.
Использование конкретных методов конкурентной борьбы зависит от условий, при которых происходит конкуренция, то есть от определенных параметров (показателей) состояния рынка, основными из которых являются:
количество продавцов данного товара;
свобода выхода товаровладельцев на рынок;
независимость (зависимость) субъектов рынка друг от друга;
возможность (невозможность) установления рыночной цены отдельными товаровиробниками.
Соотношение указанных параметров приводит различные формы взаимодействия участников рыночных видносин.
В зависимости от этого экономисты различают несколько типов структуры рынка:
совершенная конкуренция;
монополия;
монополистическая конкуренция;
олигополия.
В сферах деятельности, где действует много мелких продавцов и покупателей идентичного товара (поэтому ни один не способен влиять на цену товара), конкуренция определяется игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами. Такие условия порождают рынок совершенной (свободной) конкуренции.
Конкуренция для производителей является стимулом к постоянному разнообразия товаров и услуг. Расширение ассортимента происходит за счет создания принципиально новых товаров и услуг и дифференциации отдельного продукту.
Производители постоянно борются за потребителя. Следствием такой борьбы является политика стимулирования сбыта, которая всесторонне изучает спрос, создает новые формы и методы реализации товара. Это увеличивает прибыли фирмы и одновременно удовлетворяет желания и потребности покупателя, следовательно выигрывают и потребитель, и общество загалом.
Антиподом совершенной конкуренции является монополия. На рынке монополии существует только один продавец товара, который не имеет адекватных заменителей. В таких условиях производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, это позволяет ему установить любую цену соответствии с кривой спроса, чтобы получить максимальный прибуток.
Особое место принадлежит феномену естественной монополии. К такой категории относятся предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, сети связи, транспортные фирмы). Как правило, они принадлежат государству или действуют под ее контролем, их существование объясняется особым эффектом, вызванным масштабом производства, - эффектом экономии ресурсов в результате увеличения производства. Для возможных конкурентов здесь предусмотрены искусственные барьеры в форме лицензий, авторского права, товарных знаков или патентной захисту.
Монополия в чистом виде, как и совершенная конкуренция, - явление редкое и является скорее экономической абстракциею.
Монополистическая конкуренция предполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя формируются «неценовые преимущества». Производя не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию, фирма становится своеобразным «монополистом» своей марки товара. На таком рынке продукция может быть дифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), близостью к покупателям, интенсивности рекламы. Фирмы вступают в своеобразное соперничество не только из-за цены, но и через дифференциацию продукции. Возможность производителя повышать (понижать) цену на свой товар ограничивается существованием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль, поскольку такое производство не требует больших капиталовкладень.
Рынок, на котором существует несколько фирм, которые контролируют значительную долю рынка, олигополия, является преобладающей формой современной рыночной структуры. На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм (от трех до пяти). Продукция может быть однородной (рынки сырья, полуфабрикатов: руды, нефти, стали) и дифференцированной (рынки потребительских товаров: автомобили). Вхождение на рынок затруднено, одной из причин этого является необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным виробництвом.
Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет их использовать не только ценовую, но и неценовой конкуренции, то есть повышать надежность и качество изделия, улучшать методы сбыта, условия предоставления услуг и гарантий, дифференциацию оплаты, рекламу, применять экономический шпионаж и получать техническое превосходство. Особенность олигополистического рынка заключается в зависимости поведения каждой фирмы от поведения конкурентов. Большие размеры и значительный капитал создают определенные проблемы по мобильности на рынке, и при таких условиях наибольшую выгоду дает сговор между олигополистическими фирмами относительно соблюдения определенных цен с целью максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и оформленное) соглашение о разделе рынка - картельное соглашение, которое, однако, не устраняет внутреннюю конкуренцию. Это вынуждает фирмы идти на тайные экономические соглашения, секретную экономическую политику по изменению цен и распределения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде жесткости цен или лидерства в ценообразовании и через особые организации типа патентных пулов или консорциумив.
Чтобы ослабить негативные последствия монополизации экономики, в частности практики монополистического ценообразования, в развитых странах мира принимают антимонопольные законы (впервые в США в 1890 г. американский Конгресс принял Акт Шермана против трестов), осуществляется контроль за соглашениями между крупными компаниями тощо.
Для развития и защиты конкуренции разработано антимонопольное законодательство и создан Антимонопольный комитет Украини.
Антимонопольное законодательство содержит нормативные акты, которые определяют организационные и правовые основы развития конкуренции, меры предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Принципы и виды маркетинга 3.3. Издержки производства и прибыль