Государство и рыночные цены. Особенности ценообразования в период перехода к рыночной экономике

Современная рыночная экономика является гибкой системой приспособления производства к потребителю, системой государственного контроля за соблюдением принципов конкуренции и социальной защиты. Государственное регулирование проявляется в различных формах. На микроуровне - это антитрестовское законодательство (в том числе и в ценообразовании, которое является основой рыночной экономики). Несмотря на действие рыночных законов, государство регулирует цены на отдельные группы товаров (сельхозпродукцию, продтовары, некоторые виды сырья и материалов), почтово-телеграфные и коммунальные тарифы тощо.
В регулировании рыночного механизма используют определенные косвенные методы: «цены вмешательства», «цены поддержания», введение количественных ограничений на импорт, установление «рекомендованных цен», проведения закупок в буферные запасы во время спада цен, распродажа товаров из запасов в период роста цен.
К методам прямого регулирования цен относятся административно-юридические методы. В некоторых странах ценообразования заметно влияет налоговое законодательство. Правительство контролирует и регулирует цены на товары и услуги, имеющие особо важное значение для поддержания жизненного уровня населения или являются результатом деятельности монополизированных виробництв.
Например, в Австралии, где отсутствует система государственного регулирования цен, в некоторых штатах действует контроль за ценами на определенные продовольственные товары - хлеб, яйца, молоко. Штаты страны регулируют максимальный уровень цен на эти товары, хотя ограничение распространяется только на оптовые цены. Относительно других массовых сельхозтоваров и некоторых видов сырья действующее законодательство устанавливает минимальные закупочные цини.
В Греции государственное регулирование в области ценообразования осуществляется с помощью механизма определения цен и контроля за их соблюдением и политики цен и доходов на конкретных этапах развития страны. Цена примерно 20% наименований потребительских товаров и услуг регулируется государственными органами. Контроль за соблюдением цен осуществляет специальная служба - рыночная полиция.
В Дании система ценообразования формируется под влиянием свободной конкуренции. Удельный вес устанавливаемых непосредственно государством твердых (регулируемых) цен в общей структуре цен производителей, а также оптовой и розничной торговли составляет примерно 6%.
В Испании государство осуществляет регулирование и контроль цен на товары первой необходимости, а также товары и услуги, производство которых монополизировано. Удельный вес регулируемых и установленных государством цен - 10%.
В Италии государство в периоды галопирующей инфляции прибегает к прямому контролю за ценами. В * корзина »контролируемых по ценам товаров отобраны 33 вида продовольственных товаров и 3 вида товаров домашнего обихода, которые являются основной частью потребления средней итальянской семьи. Для правительства Италии политика прямого контроля за ценами является актуальной в связи с непрекращающейся инфляциею.
В Канаде отсутствует единая система регулирования цен. На большинство товаров и услуг их устанавливают, ориентируясь на спрос и предложение. По мнению канадских специалистов, существующая система регулирования цен далека от совершенства и охватывает лишь до 10% товаров и послуг.
В Норвегии цены и торговая конкуренция регулируются законом о контроле за ценами, прибылью и ограничением конкуренции от 1953 г. В стране запрещено индивидуальные и коллективные соглашения между производителями и продавцами об установлении повышенных цен на товары. Запрещено также любые соглашения об установлении несправедливых (повышенных) цин.
В США большинство цен формируется на основе саморегуляции. Государственные цены сохраняются в отраслях с искусственной монополией. Государством регулируется 5-10% цен, контроль цен и анализ их динамики в Министерстве сельского хозяйства США происходит ежемесячно. Ежегодным является контроль и учет цен на продукцию фермеров и цен на средства производства для сельского господарства.
Во Франции действует принцип свободного установления цен. Однако государство может регулировать цены на сельхозпродукцию, газ, электроэнергию, транспорт. До 20% цен регулюються.
В Швейцарии законодательно фиксируются цены почти на 50% объема товарной продукции сельского хозяйства. Особое внимание уделяется ценообразованию в отраслях, которые она финансуе.
Ценообразование в Японии является той сферой экономики, где прямое вмешательство государства минимально. Административно регулируются до 20% потребительских цен, в том числе на рис, пшеницу, мясо, молоко, продукты из них, воду, электроэнергию, газ, железнодорожный транспорт, образование и медицинское обслуговування.
Система государственного регулирования цен в развитых рыночных странах в последнее время претерпела значительные изменения. В начале 70-х годов XX в. резкое увеличение мировых цен на сырье и волна «галопирующей» инфляции заставили правительства многих капиталистических стран ввести прямое и жесткое регулирование внутренних цен (своеобразное смыкание двух систем регулирования). В середине 70-х годов темпы инфляции существенно сповильнилися.
Системы прямого регулирования цен отжили свое и постепенно уходят в прошлое. Европа начала переходить к американской модели косвенного регулирования цен. Особенно резким этот переход был в Франции.
Теперь правительства многих развитых стран предпочитают неоклассической модели по сравнению с неокейнсианский, что означает минимальное вмешательство государства в экономику, в частности ценообразования и уменьшение сферы ее влияния, а также создание условий для полной и свободного взаимодействия рыночных факторов (так называемый «консервативный переворот» в государственно -монополистического регулирования экономики).
Ценообразования в Украине в современных условиях имеет определенные особенности, обусловленные переходом к рыночной економики.
Формирование рыночных отношений не должно начинаться с радикальной реформы цен. Для этого в экономике и в обществе должны быть созданы заранее необходимые стабилизационные и переходные условия - экономические, социальные, правовые, политические. Важно на этом этапе применить весь арсенал средств финансового оздоровления экономики, создать условия для конкуренции, социальные гарантии, ввести систему антиинфляционных мероприятий и мер по защите доходов населення.
Переход к рынку требует научного, рассудительного анализа влияния цен на рыночные отношения, предполагает предварительное моделирование важнейших экономических процесив.
Четкая теоретическая концепция цены и механизма ценообразования на основе мировой экономической науки и практики, а также национальных особенностей позволяет избежать многих проблем. Основой такой концепции должно быть осознание того, что цена - это воплощенный в денежной форме сложный механизм взаимодействия ценовых и неценовых факторов, основой которого является балансирование полезности и витрат.
Ядром рынке есть свободные, функционирующие на основе саморегуляции рыночные цены, однако внедрение их должно быть постепенным, регулируемым и контролируемым державою.
Реформа цен не может подменяться простым повышением цен (прежде всего на товары первой жизненной необходимости). Очевидно, начальный этап перехода к рынку требует соблюдения фиксированных цен на определенные виды производственных ресурсов (прежде всего сырьевых).
При переходе от командно-административной к рыночной системе важно учитывать экономическую природу цен. Цены должны выполнять свои естественные функции, прежде всего - регулятора экономики и носителя обратных связей.
Потребностям экономики Украины в значительной мере отвечает концепция ценообразования по принципу цены воспроизводства, т.е. соотношение чистого дохода в цене товара с производственными фондами, зарплатой и природными ресурсами.
Ценовая политика в экономической деятельности фирмы 4. МАКРОЭКОНОМИКА