2. Механизм действия экономических законов

В экономической литературе сложились в основном две точки зрения в подходах к указанных понятий. Одна из них основывается на том, что механизм действия и механизм использования экономических законов - понятия тождественные. Считается, что таким категорическим утверждением согласиться нельзя. Экономические законы могут действовать и тогда, когда они не используются или используются недостаточно полно. Но в таком случае они действуют стихийно, а не как планомерно организовани.
Противоположная точка зрения так же категорична. Ее сторонники исходят из необходимости различать процессы действия законов и их сознательного использования. Думается, что истина находится между этими крайностями: механизм действия экономических законов и механизм их использования нельзя отождествлять, так же как нельзя противопоставлять. Становиться на точку зрения отождествления понятий - значит вынести субъективный фактор на первый план, а объективность экономических процессов - на второй, создавая таким образом пространство для элементов субъективизма и волюнтаризма в регулировании экономикой. Противопоставлять их - значит фетишизировать экономические законы, не видеть путей реализации экономической необходимости. Общее между механизмами действия и использования экономических законов состоит, прежде всего, в понимании взаимодействия объективного и субъективного факторов, определяющих конкретный путь реализации не только экономической необходимости, но и возможности, содержащейся в закони.
Особое обусловлено специфическими чертами, определяющих функционирование механизма действия экономических законов, условиями, регламентирующих субъективную деятельность в использовании экономических законов. В основе такого подхода лежит научное представление о материальном и сознательное, объективное и субъективное с их взаимопереход и специфичнистю.
Под механизмом действия экономических законов нужно понимать совокупность объективных связей и зависимостей между явлениями и процессами экономической жизни в их саморазвития. Понимание механизма действия экономических законов имеет как теоретическое, так и практическое значение. Важность теоретического аспекта обусловлена необходимостью развития экономической теории.
Практический аспект связан с тем, что выработка наиболее эффективных форм использования экономических законов опирается на их действие. Иными словами, формы использования экономических законов должны быть адекватны их действия. Учитывая, что формы использования экономических законов определяются природой и сферой их действия, эффективность этих форм зависит от их соответствия содержания законов. Поэтому разработка наиболее эффективных форм использования экономических законов непосредственным образом связана с раскрытием их содержания и механизма дии.
В любых экономических системах экономические законы существуют независимо от воли и желания людей, они объективны. Объективный характер экономических законов определяется тем, что, во-первых, люди не могут создавать их, отменять или заменять один экономический закон другим, во-вторых, они действуют независимо от того, знают люди не знают, в-третьих, экономические законы действуют независимо от того, хотят этого люди или ни.
Экономические законы осуществляются через деятельность людей, обладающих сознанием, волей и которые ставят соответствующие цели. Но постановка целей, действия самих людей не могут быть произвольными, они обусловлены следующими объективными факторами, как уровень и характер развития производительных сил, соответствующих производственным отношениям, экономическим законам, выражающие связи между ними. К. Маркс подчеркивал, что экономические законы действуют и осуществляются с «железной необходимостью», даже если общество встретило следует естественного закона своего развития, оно не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами.
Но объективность экономических законов вовсе не означает, что общество бессильно перед ними и должен слепо подчиняться их действию. Люди могут познать их и в соответствии с объективной необходимостью осуществлять свою практическую деятельность. Такая возможность заложена в самой природе экономических законов. Непосредственным содержанием объективных экономических законов является не научно осознанная и организованная деятельность людей, а то, что они выражают внутренний, причинно-следственная, количественно-качественную связь, постоянно повторяется между экономическими явлениями и процессами: в них раскрывается общий, абстрактный , а потому, собственно, существенная связь явлений. Но эта абстракция отражает реальные, объективно обусловленные процессы. При этом необходимо отметить, что объективный характер носят не только глубинные сущности производственных отношений, но и их проявление в реальном хозяйственной жизни. Объективный характер носят и сущности и явления. Они не зависят от воли и сознания людей, но выступают именно той основой, на которой вырастает познана необхиднисть.
Познание экономических законов является лишь превращение слепой объективной необходимости в познанную необходимость, но не отрицание ее вообще. С познанием экономических законов растет свобода экономической деятельности, но не теряется ее объективная обусловленность. Не в воображаемой независимости от законов природы укладывается свобода, - отмечал Ф. Энгельс, - а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей. Понимание механизма действия экономических законов предусматривает подход к ним как к единству содержания и форм проявления, но в рамках этого единства - как к различиям между сущностями и явлениями. Нельзя не видеть того, что каждый экономический закон, как и их система в целом, имеет соответствующую форму проявления, и в этом аспекте он выступает законом хозяйственной деятельности. Но нужно различать экономический закон и форму его выражения. Речь в данном случае идет о соотношении абстрактного и конкретного, о невозможности прямого подведения последнего к первому. Иначе говоря, проблема действия экономических законов решается за счет его механизма, включающего следующие структурные элементы: содержание законов и экономических категорий, экономические потребности и интересы, экономические формы проявления законив.
Одним из основных аспектов содержания механизма действия экономических законов является понимание их взаимозависимости и взаимосвязей. В каждой конкретной экономической ситуации действует тот или иной закон. Но экономические законы действуют не изолированно друг от друга, а в одной системе, взаимодействуя между собой, взаимно влияя друг на друга. Подход к экономических законов как системы вытекает из научного представления об обществе как единый организм, состоящий из взаимосвязанных элементов. В частности, В. И. Ленин рассматривал общество как живой организм (а не как нечто механически соединено и поэтому такое, что допускает любые произвольные комбинации отдельных общественных элементов), находится в постоянном развитии, для изучения которого необходим объективный анализ производственных отношений, образующих данную общественную формацию, и необходимые исследования законов ее функционирования и розвитку.
Конечно, без изучения каждого отдельного экономического закона нельзя исследовать их систему, определить в ней место того или иного закона. Однако в экономической системе теснейшим образом переплетаются, взаимодействуют все экономические законы, и только рассматривая каждый закон в системе, можно определить его место в этой системе. Каждый отдельный экономический закон характеризует тот или иной существенную связь, и только в своей совокупности они с достаточной полнотой отражают циле.
Исследование экономических законов в системе имеет важное как теоретическое, так и практическое значение. Оно позволяет глубже и с большей точностью охарактеризовать механизм действия объективных экономических законов, а следовательно, определить наиболее эффективные формы их использования. В практической же деятельности приходится иметь дело не с одной стороной хозяйственной жизни, не с одним каким-либо законом, а со всеми проявлениями экономических законов. Все большее значение приобретает комплексный подход к регулированию экономикой, решения крупных социально-экономических задач, что также обуславливает необходимость комплексного подхода к изучению экономических законов в совокупности их многосторонних связей и взаемодии.
Сложность исследования экономических законов, действующих в условиях трансформации переходной экономики, когда вызревают и формируются рыночные отношения, определяется тем, что в их систему входят «неоднородны» законы, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на характер их взаимодействия как по «вертикальной» линии , т.е. с точки зрения субординации, так и по «горизонтальной». Задача состоит в том, чтобы выделить то основное, что объединяет законы в систему, определяет их однородную социальную направленность, а также то особое, что не характерно для рыночной экономики, но свойственно ий.
Практическое значение указанного подхода наглядно проявляется в реальном использовании взаимосвязи всех экономических законов, в формировании планово-рыночной модели как основы движения к социально ориентированной экономики. Единство при этом определяется плюрализмом форм собственности при ведущем значении государства и многообразии форм хозяйствования. Различия обречены, поскольку приходится искать оптимальный вариант по решению сложнейшей задачи системно-экономической трансформации органического сочетания государственного и рыночного регулирования как ведущих источников в экономической политике государства. Дело в том, что современная рыночная экономика не может развиваться без централизованного планового воздействия, т.е. необходимые непосредственно общественные связи, формирующиеся в вертикальном разрезе и вытекающие из действия ряда законов (например, закона планомерного развития). Если раньше с помощью этих связей старались охватить все производство, распределение, обмен и потребление, то в условиях планово-рыночной экономики они должны реализовываться не с помощью «чистого» плана, а за счет цен, налогов, процентов, кредитов, а их сфера при этом должна жестко фиксироваться решениями стратегических задач (структурные научно-технические программы, инфраструктура, налоговая и кредитно-финансовая политика, социальная защищенность людей и т.п.).
Горизонтальный же срез хозяйствования «насыщается» рыночными связями, которые определяются законом стоимости, закону спроса и предложения и др.. Это требует формирования единого полнокровного и регулируемого рынка, поддерживает сбалансированность возможностей и потребностей, динамического равновесия платежеспособного спроса и пропозиции.
Стержневой осью, объединяющего экономические законы в единую систему, выступает основной экономический закон данной общественной системы. Для смешанной экономической системы таким законом выступает повышение благосостояния (в том числе и прежде всего материального). Основной закон объединяет все экономические законы в единую систему, направляет их действие на достижение социальной однородности. Выражая цель, движущий мотив смешанной экономики (т.е. наиболее существенную связь и зависимость, которые определяют признаки смешанной экономики), влияет на систему экономических законов как по линии субординации, так и по линии взаимодействия. Разумеется, такую зависимость не следует рассматривать как поглощение основным законом всех других, растворения его в системе законов. Суть ее (зависимости) заключается в том, что выражая природу и существенные признаки экономической системы, основной экономический закон влияет на все ее стороны и процессы, придавая им социальной визначености.
Комплексный подход к исследованию экономических законов обусловлен не только чрезвычайной сложностью связей, усилением взаимосвязи и взаимозависимости социально-экономических факторов, но и тем, что объективные экономические законы не носят абсолютного характера, а действуют как тенденции. Ф. Энгельс отмечал, что все экономические законы итоге является лишь выражением тенденций, которые постепенно прокладывают себе путь и при этом взаимно перекрещиваются. Природа экономических законов как тенденций обусловлена прежде всего тем, что действие этих законов неоднозначна. Формы их проявления могут быть различными. Процесс развития экономической действительности безграничен. Отсюда бесконечные экономические исследования и изменения. Зишлемося при этом на известное высказывание К. Маркса о том, что если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишней. Эти слова полностью относятся и к анализу экономических законов, действующих в условиях трансформационного периода. Все дело в том, что формы проявления экономических законов видоизменяются в зависимости от изменения социально-экономических условий. Итак, закон и явление - это разные стороны, равные одному объекта развивается. Закон и явление движутся вместе, постоянно приближаясь друг к другу, однако, никогда не совпадая. Только исходя из этого, можно отличить содержание экономического закона от последствий его действия, более разнообразны и шире его содержания и складываются под влиянием не только какого-либо одного экономического закона, но, как правило, всей системы законов. Такой методологический подход весьма важен для развития экономической теории, выявление особенностей действия экономических законов в переходных условиях, а следовательно, и для определения форм и методов их целесообразного використання.
Действие экономических законов как тенденций особенно четко проявляется при анализе их количественных характеристик. При этом необходимо исходить из того, что каждому отдельному экономическому закону, как и всей их системе, присущи внутренние противоречия. Так, основной экономический закон выражает необходимость и возможность наиболее полного удовлетворения постоянно растущих потребностей каждого члена общества. Однако, чтобы производить больше продукции для потребления, следует, как правило, создать больший производственный потенциал, большую часть национального дохода направить для накоплений, что означало бы относительное ограничение потребления, и наоборот, увеличивая объем потребления, при прочих равных условиях, необходимо ограничить накопления. Например, внутренними противоречиями закона планомерного развития является противоречие между обобществлением и обособлением труда и производства и потребностями регулирования производства. Это противоречие содержится в самом законе планомерного развития и является формой его движения. Нужно также учитывать, что это противоречие находит отражение и в форме соотношения и товарности в экономическом розвитку.
Внутренние противоречия, объективно присущие всей системе экономических законов, находят свое выражение в том, что они действуют на каждый экономический процесс не в одном направлении. Из этого следует, что ни одна категория не может выразить действие только одного экономического закона, поскольку она испытывает на себе действие многих законов одновременно. Каждая отдельная хозяйственная форма не может обеспечить движение и разрешения противоречий. Это достигается за счет функционирования механизма хозяйствования в целом.
Наконец, важно обратить внимание на то, что в литературе высказываются мнения относительно деления экономических законов на абсолютные и законы-тенденции, причем одни являются абсолютными, то есть отражают качественную сторону процессов и явлений, другие - законами-тенденциями, то есть отражают количественную сторону процессов и явлений. При этом практическое значение видится в необходимости учета различия между законами, выражающие качественную сторону явлений, и законами, выражающие их количественный бик.
Уязвимость подхода, анализируется, заключается в следующем. Во-первых, любой экономический закон выражает и качественную, и количественную определенность, поэтому использовать эти законы как самостоятельные (без учета их единства) методологические ссылки не представляется возможным. Во-вторых, обоснование данного подхода строится на отрицании противоречивый характер экономических законов. Отрицать противоречие в законе - значит не видеть внутренних источников его развития. Познать закон - значит познать противоречие, содержащееся в нем. Использовать закон - это значит найти форму разрешения противоречия, содержащегося в нем.
Анализ указанной точки зрения представляет интерес, поскольку приводит к практическому выводу о том, что каждый экономический закон предусматривает одно, совершенно определенную форму, то есть исключает возможность разнообразия форм проявления. Во-первых, необходимо учитывать не только качественную, но и количественную характеристику экономических законов, во-вторых, количественная характеристика экономических законов не должна быть жесткой, однозначной, в-третьих, поскольку экономические законы действуют на каждый экономический процесс неоднозначно, то все они не имеют другой реальности, кроме как в приближенной тенденции, но понарошку непосредственный. Иначе говоря, они не являются абсолютными законами, поскольку такие действовали на каждый экономический процесс в одном направлении, выступали бы в действительности в непосредственной, а не в приближенной тенденции.
Понятно, что для эффективного хозяйствования, успешного движения к социально ориентированной рыночной экономики недостаточно понимать характер и особенности действия экономических законов; вышеупомянутый движение должно осуществляться на основе глубокого познания и использования экономических законов с учетом объективной необходимости.
1. Методологические ссылки анализа экономических законов и категорий 3. Механизм использования экономических законов